Sorry, this entry is only available in
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Что такое жизненный цикл? — Типы жизненных циклов отра­жают определенные правила и ограничения. — Жизненные цик­лы отражают генотип, среду и их взаимодействие. — Изучение жизненных циклов основано на сравнительных, а не абсолют­ных величинах.

В большинстве музеев естественной истории представлены коллекции половозрелых организмов, как будто обо всем разно­образии живого можно судить лишь по одной этой стадии в он­тогенезе каждого из видов. Однако такого «характерного» эта­па в природе нет. Чтобы представить организм в истинном све­те, необходимо рассмотреть весь жизненный цикл. Последний включает особенности роста, дифференцировки, накопления за­пасов, и особенно размножения, в разные периоды онтогенеза. У разных видов неодинакова продолжительность фаз роста и дифференцировки, предшествующих размножению; само оно может быть одно- или многократным, более или менее совпа­дающим с окончанием роста или идущим одновременно с увели­чением размеров особи. Попытка объяснения сходства и разли­чия жизненных циклов — один из важнейших аспектов современной экологии.

Каждый цикл, по крайней мере до некоторой степени, уника­лен. Поэтому в данной главе мы обсудим способы их классифи­кации и сравнения. Поиск основных типов жизненных циклов включает прежде всего разработку наиболее эффективных спо­собов их описания. Только после этого можно выявлять корре­ляции между их параметрами и особенностями среды, в которой они протекают. Нас также будет интересовать вопрос о взаимо­связи различных параметров циклов; например, правда ли, что все долгоживущие виды начинают размножаться поздно? Такие проблемы должны рассматриваться с учетом эволюционного процесса. Необходимо выяснить, может ли естественный отбор благоприятствовать совместному проявлению определенных черт жизненного цикла, а также их развитию в зависимости от тех или иных особенностей местообитания.

Мы сформулируем ряд правил, предсказывающих, когда вы­годны определенные особенности циклов. Необходимо, однако, сознавать, что эти правила связаны с ограничениями: наличие одной черты может лимитировать возможный диапазон разви­тия другой, а общая морфология организма — рамки проявле­ния всех их. Самое большее, что может сделать естественный отбор, — благоприятствовать жизненному циклу, лучше всего (но не «идеально») приспособленному к разнообразным и часто противоречащим друг другу требованиям окружающей организм среды.

Конечно, жизненный цикл не фиксирован жестко. Генотип определяет пределы, в которых возможна его индивидуальная изменчивость: любой цикл пластичен и зависит от взаимодейст­вия наследственности организма со средой его обитания. Таким образом, рассматривая экологическое значение жизненных цик­лов, мы сталкиваемся как с результатами эволюции, так и с пу­тями их взаимодействия с современным окружением. Кроме того, иногда важно учитывать развитие этих взаимодействий. Изучая цикл какого-то однолетнего растения, например, можно видеть, что вид характеризуется (генотипически) некоторой плодовитостью, ее снижением во время засухи (пластичность) и наследственным контролем этого снижения (некоторые виды сокращают при засухе число семян, а другие уменьшают их раз­меры, сохраняя прежнее количество).

Важно также сознавать, что изучение типов жизненных цик­лов связано обычно с относительными, а не абсолютными вели­чинами. Мы не в состоянии ответить, почему отдельная яще­рица достигает половой зрелости через семь месяцев и отклады­вает восемь яиц массой 10 г каждое. Однако можно попытаться объяснить, почему яйца данного вида мельче или крупнее, чем у другого, почему его половая зрелость наступает быстрее или медленнее или почему он образует восемь яиц по 10 г, в то вре­мя как родственный вид — четыре яйца по 20 г. Следовательно, исследования жизненных циклов связаны с применением таких понятий, как «больше», «дольше», «крупнее» и т. д. Когда мы говорим, что слон большой, то имеем в виду, что он крупнее многих других животных. Если же пытаться объяснить, почему он большой, удастся в лучшем случае объяснить, почему он не мельче (или не крупнее).

Наконец, может возникнуть вопрос о смысле поиска «типов» жизненного цикла. Согласно Саутвуду (Southwood, 1977), это своего рода попытка создать экологический эквивалент Перио­дической системы элементов. Для химика XVIII в. «…каждый факт должен был открываться и запоминаться независимо от других». Сходная судьба ожидает и экологов, если им не удаст­ся выявить, хотя бы в общих чертах, некие повторяющиеся за­кономерности в том, как организмы проживают свои жизни.