1 year ago
No comment

Sorry, this entry is only available in
Russian
На жаль, цей запис доступний тільки на
Russian.
К сожалению, эта запись доступна только на
Russian.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

На земном шаре в настоящее время насчитывается приблизительно три миллиарда триста пятьдесят мил­лионов человек. В главных и второстепенных чертах внешнего облика и внутреннего строения люди очень сходны между собой. Поэтому с биологической точки зрения все человечество рассматривается как один вид — «человек разумный» (homo sapiens). Доказатель­ством этому является наличие 46 хромосом в клетках тела каждого нормального в цитогенетическом отноше­нии человека.

Человечество, обитающее в различных частях зем­ного шара, не является однородным по своему составу. Оно делится на группы, которые называются расами.

Человеческая раса — это биологическая группа лю­дей. Каждая раса характеризуется единством проис­хождения, возникла и формировалась на определенной исходной территории. Расы характеризуются той или иной совокупностью телесных особенностей, относящихся преимущественно к внешнему облику человека, к его морфологии и анатомии.

Главнейшие расовые признаки следующие: форма волоса на голове; характер и степень развития волося­ного покрова на лице (борода, усы) и на теле; цвет во­лос, кожи и радужины глаз; форма верхнего века, носа и губ; форма головы и лица; длина тела, или рост.

Человеческие расы исследуются антропологами. По мнению многих антропологов, современное человечест­во состоит из трех больших рас — европеоидной, негро­идной и монголоидной. Каждая из этих рас подразде­ляется на более мелкие группы. В составе любой чело­веческой расы можно найти более типичных и менее типичных ее представителей. К числу расовых призна­ков негроидов относятся: черные, спирально завитые или волнистые волосы; шоколадно-коричневая или да­же почти черная (иногда желтовато-коричневая) кожа; карие глаза; довольно плоский, мало выступающий нос с низким переносьем и широкими крыльями; у большинства людей этой расы толстые губы; у очень многих длинная голова; умеренно развитый подборо­док ; выступающий вперед зубной отдел верхней и ниж­ней челюстей.

Для представителей большой европейско-азиатской, или европеоидной расы (белой) в целом характерно дру­гое сочетание признаков: розоватость кожи благодаря просвечиванию кровеносных сосудов; у одних более светлая окраска кожи, у других более смуглая; у многих светлая окраска волос и глаз; волнистые или пря­мые волосы, среднее или сильное развитие волос на теле и на лице; губы средней толщины; нос довольно узкий и сильно выступающий из плоскости лица; высо­кое переносье; слабо развитая складка верхнего века; мало выступающие вперед челюсти и верхний отдел ли­ца, средне или сильно выступающий подбородок; как правило, небольшая ширина лица.

Монголоидная, или азиатско-американская, боль­шая (желтая) раса в целом отличается от негроидной и европеоидной рас по целому ряду свойственных ей при­знаков. Так, у наиболее типичных представителей мон­голоидной расы кожа смуглая, желтых оттенков; гла­за темно-карие; волосы черные, прямые, жесткие; на лице борода и усы, как правило, не развиваются; на теле волосяной покров очень слабо развит; для типич­ных монголоидов очень характерна сильно развитая и своеобразно расположенная складка верхнего века, которая прикрывает внутренний угол глаза, обусловли­вая тем самым несколько косое положение глазной щели; лицо у них довольно плоское; скулы широкие; подбородок и челюсти мало выдвигаются вперед; нос прямой, но переносье низкое; губы развиты средне; рост у большинства средний и ниже среднего.

Есть в человечестве и группы смешанного проис­хождения. Так, например, к лапландско-уральской группе относятся лопари, или саамы. У них желтова­тая кожа, но мягкие темные волосы. По своим телесным особенностям эти обитатели Крайнего Севера Европы связывают между собой европеоидную и монголоидную расы.

Имеются и такие группы, которые одновременно обладают большим сходством с двумя другими, более резко отличающимися между собой расами, причем сходство объясняется не столько смешением, сколько древними родственными связями. Такова, например, эфиопская, или абиссинская, группа типов, которая связывает негроидную и европеоидную расы: она имеет характер переходной расы. Совмещение признаков двух рас в этой древней группе говорит о том, что когда-то эти расы представляли собой нечто единое.

В общей сложности человечество распадается при­мерно на двадцать пять-тридцать групп. В то же время наличие промежуточных (переходных), или смешан­ных, групп антропологических типов подтверждает единство происхождения всего человечества.

Большинство человеческих рас занимает определен­ную общую территорию, на которой эта раса истори­чески сложилась и развивалась. Но по ряду обстоя­тельств какая-то часть представителей той или иной расы переселялась на соседние или даже очень отда­ленные территории, в результате чего происходило сме­шивание рас.

Хотя расовые признаки наследственны, они способ­ны изменяться не только в длительном процессе эволю­ции, но и в течение индивидуальной жизни. Так например, во многих группах человечества за последние сто­летия изменилась форма головы.

Различия между расами выступают достаточно хо­рошо, когда берется вся совокупность признаков. Если же рассматривать эти признаки в отдельности, то в очень многих случаях совершенно невозможно уста­новить, к какой именно расе следует отнести того или иного человека.

Факт переплетения расовых признаков служит од­ним из доказательств, что расы имеют общее происхож­дение и кровно родственны между собой.

Расовые различия представляют собой обычно очень несущественные особенности в строении тела че­ловека. Некоторые расовые признаки, например, цвет кожи, обусловливаются в основном климатическими условиями. Эти признаки сложились в процессе истори­ческого развития человечества, но они уже в значи­тельной степени утратили свое биологическое значение. В этом смысле человеческие расы совсем не сходны с подвидовыми группами животных.

У диких животных расовые различия возникают в процессе естественного отбора. Породы домашних жи­вотных создаются с помощью искусственного отбора.

В формировании современных человеческих рас искусственный отбор не играл никакой роли, а естест­венный отбор имел второстепенное значение на заре развития человеческого общества и давно утратил свою функцию.

Научную теорию о происхождении человеческих рас впервые создал Чарльз Дарвин. Он специально изу­чал этот вопрос и установил несомненность сходства че­ловеческих рас между собой по многим основным при­знакам, а также их кровное, очень близкое родство. Дарвин доказал, что все расы происходят от одного об­щего ствола, а не от разных предков. Все дальнейшее развитие науки подтвердило его выводы о единстве происхождения человеческих рас.

Ложное учение о неравенстве человеческих рас впервые было изложено в Библии. Там, в 9-й и 10-й гла­вах книги Бытие сказано, что человеческие расы воз­никли от сыновей Ноя. Иафет (в другой транскрип­ции — Яфет) — благочестивый прародитель белых лю­дей, от Сима якобы пошли семиты, а от Ханаана, сына проклятого Ноем Хама — чернокожие хамиты. За непочтение Хама к своему родителю народы с тем­ной кожей, утверждает Библия, должны находиться в вечном порабощении у белых.

Библейское рассуждение о неравенстве человеческих рас подхватили реакционные буржуазные ученые и идеологи расизма. Те и другие сводят общественную сущность людей исключительно к их биологическим различиям, произвольно разделяя расы на «высшие» и «низшие». При этом пытаются доказать полную обособ­ленность человеческих рас друг от друга, независимое их происхождение от различных видов обезьян. Под­черкивают различный уровень умственного развития как некую предопределенность, игнорируя социальные, исторические и другие факторы. Исходя из таких анти­научных положений, расисты, например Соединенных Штатов, утверждают, что господствующее положение на Земле должна занимать только «порода белого че­ловека».

Расистская теория, все ее разновидности полностью опровергаются наукой. Люди всех существующих на земле рас, как уже было отмечено выше, относятся к одному виду — «человек разумный» (homo sapiens), ос­новными признаками которого являются высокоразви­тый головной мозг с очень большим количеством изви­лин и борозд на поверхности его полушарий и рука, способная производить орудия труда. Общей особен­ностью всех людей является также строение ноги, по­звоночного столба, костей черепа и других органов тела.

Уровень культуры народов совершенно не зависит от их расового состава. Он обусловливается прежде все­го социальными факторами, а также в какой-то степени природными условиями, в которых шло историческое развитие народов и государств или их объединений.

Еще Ч. Дарвин, изучая индейцев, пришел к убеж­дению о коренном их сходстве с неграми и представи­телями других рас по основным чертам психики, по вкусам, наклонностям и привычкам. Подтверждение правильности своего вывода Ч. Дарвин видел также и в том, что, например, каменные наконечники стрел, собранные в разных странах и относящиеся к различ­ным эпохам развития человечества, судя по их форме, изготовлялись удивительно сходными способами.

К подобным же выводам пришел и известный рус­ский ученый и путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай. Очень хорошо знавший папуасов и других обитателей Океании, он подчеркивал их кардинальное сходство в основных чертах психики с европейцами.

Таким образом, утверждения реакционных буржу­азных ученых о происхождении человеческих рас от разных обезьян полностью опровергаются данными науки, и, следовательно, расизм лишается одной из своих главных опор.

Сокрушительный удар по расизму наносит совре­менная действительность. Тот очевидный факт, что ра­нее отсталые народы различных рас, освободившись от гнета капитала, очень быстро овладевают всеми дости­жениями науки и решительно идут вперед по пути прогресса, разбивает в прах попытки расистов разде­лить человечество на «высшие» и «низшие» расы. Осо­бенно же яркое доказательство полной несостоятель­ности расизма являют собой страны социалистического содружества, где представители разных расовых групп равно успешно трудятся во всех отраслях народного хозяйства, развивают науку и культуру.