5 years ago
No comment

Sorry, this entry is only available in
Russian
На жаль, цей запис доступний тільки на
Russian.
К сожалению, эта запись доступна только на
Russian.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Наша страна — великая морская держава. Она омы­вается водами четырнадцати морей и двух океанов.

Из всех морей, пожалуй, самым интересным является Черное море. С древних времен оно известно человечест­ву, воспето многими поэтами. Его чудесные пейзажи, мяг­кий климат остаются в памяти у каждого, кто хоть раз побывал на черноморских берегах.

Это о Черном море писал А. С. Пушкин:

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

Можно характеризовать Черное море с разных точек зрения: говорить о его огромном экономическом значении в жизни нашего государства, об истории освоения его бе­регов, выходе русских на его берега, победах русского и советского флота на Черном море. Но все это — боль­шие самостоятельные вопросы. Цель же настоящей кни­ги — популярно рассказать читателю о природе моря, о тех сложных явлениях и процессах, которые происходят в самом море.

Почему Черное море, которое большую часть года сверкает своей зеленовато-синей поверхностью под луча­ми южного солнца, называется Черным? Всегда ли это море так называлось? Нет, не всегда. На протяжении ис­тории оно сменило несколько названий. Древние греки называли егоПонтом Эвксинским, то есть гостеприимным морем. Это как нельзя лучше характеризует его берега с колоритными красками пышной растительности, воздух, напоенный дыханием моря и ароматом цветов.

Но это название греки дали морю только после того, как хорошо познакомились с ним. А до этого они назы­вали его Понтом Аксинским — негостеприимным морем. Среди греков ходили легенды о том, что хозяева Крыма — свирепые тавры убивают всех пришельцев, прино­ся их в жертву своим богам, а из черепов делают чаши для вина.

Одно время море именовалось Сугдетским или Сурожским, по имени города Сугдеи, располагавшегося там, где стоит нынешний Судак. Встречается и такое название моря — Хазарское — по имени народов, обитавших здесь. В «Песни о вещем Олеге» Пушкин упоминает о том, что киевский князь сражался не только с хазарами, но и хо­дил на Царьград. Такие походы дали право летописцам примерно с X века называть Черное море Русским. Ино­гда летописцы называли его Понтским морем. Так же называли его итальянцы, владевшие торговыми факто­риями Крыма в средние века.

В первых веках нашей эры встречается и название Скифское море, хотя сами скифы называли море — Тана (темное). Встречается и древнеиранское название Ашхаена (что тоже означает темное). Много легенд сложено о том, откуда пошло название моря — Черное.

По одной из турецких легенд, в море покоится бога­тырский меч, брошенный туда по просьбе умиравшего вол­шебника Али. Море волнуется, пытаясь выбросить из сво­их недр смертоносное оружие. Бурное море становится черным.

По поводу современного названия моря существует несколько гипотез. Одна из них, выдвинутая историками, объясняет происхождение названия «Черное море» тем, что турки и другие завоеватели, которые приходили на его берега с целью покорения местного населения, встре­чали серьезное сопротивление со стороны черкесов, ады­гов и других племен. За это якобы турки и прозвали мо­ре Караден-гиз — Черным, негостеприимным.

Вторая гипотеза относит происхождение названия «Черное море» к якобы сильным штормам, а возможно, и к тому, что вода в море во время шторма темнеет. Одна­ко надо сказать, что штормы как раз и не являются ха­рактерным его признаком. Сильное волнение (более 6 баллов) бывает здесь не больше чем 17 дней в году. Что касается потемнения воды во время шторма, то это свойственно всем морям, а не только Черному. Впрочем, известно, что Магеллан назвал Тихим океаном самый бурный океан Земли, так как во время плавания кораб­лей Магеллана сильных штормов там почти не было. Возможно, что и в отношении Черного моря произошла такая же ошибка.

Третья гипотеза происхождения названия «Черное мо­ре», выдвинутая гидрологами, основана на том его свой­стве, что металлические предметы (например, якоря), опущенные на некоторую глубину, поднимаются на по­верхность почерневшими под действием находящегося в глубинах моря сероводорода. Эта версия нам кажется наиболее вероятной, так как она исходит из характерно­го признака вод Черного моря.

Есть еще и другие гипотезы. Предполагают, что море так назвали за то, что после шторма иногда на его бере­гах остается черный ил (на самом деле не черный, а серый).

Границами Черного моря являются побережье Евро­пы, Кавказские горы и Понтийские горы. Пролив Бос­фор соединяет Черное море с Мраморным, а Керченский пролив с Азовским.

По форме Черное море напоминает овал с наиболь­шей осью 1150 километров. Это расстояние в два раза больше, чем расстояние от Москвы до Ленинграда. Наи­большая протяженность Черного моря с севера на юг 580 километров, наименьшая — 265 километров. Пло­щадь моря 413 тысяч квадратных километров.

Советскому Союзу принадлежит полоса воды вдоль берегов моря шириной 12 морских миль (20 километров). Такие же территориальные воды имеют Болгария, Румы­ния и Турция. Остальные воды считаются нейтральными.

Хотя площадь Черного моря из площади всех морей Советского Союза составляет едва лишь тридцатую часть, значение его в жизни нашей страны очень велико.

Черное море связывает СССР с различными странами мира, а отдельные районы нашей страны — друг с дру­гом. Перевозки на основных грузовых линиях — рудно-угольной (Жданов — Поти), нефтяных (экспорт нефти из Туапсе, Батуми и Новороссийска) производятся со­временными крупнотоннажными быстроходными судами. Нефтегавань Новороссийского порта, работающая на экс­порт, способна принимать танкеры водоизмещением до 180 000 тонн, даже такие, как новый советский супертан­кер «Крым». Его водоизмещение 182 000 тонн, длина око­ло 300 метров, а высота борта 19 метров. Каждый якорь «Крыма» весит 18 тонн, а поднимается и опускается он при нажатии кнопки на мостике. Как и все советские су­да, этот гигант исключительно надежен. Возможность разлива нефти предотвращается устройством двойного дна.

На основных линиях достигнута полная механизация погрузоразгрузочных работ. Например, в Ильичевском порту (вблизи Одессы) оборудование позволяет перегру­жать машины и механизмы весом до 100 тонн. Погрузо-разгрузочные линии специализированы. В Одесском пор­ту, например, специальные линии работают даже на раз­грузке бананов, апельсинов, сахара-сырца.

Все черноморские порты, которые могут принимать крупные суда, используются для экспорта металлов и машин в развивающиеся страны.

Широко развиты на черноморских линиях перевозки грузов в больших стандартных ящиках-контейнерах. Ис­пользование контейнеров особенно удобно и экономи­чески выгодно при осуществлении смешанных перево­зок, то есть выполняемых различными видами транспор­та. Перестановка контейнера с автоприцепа на железно­дорожную платформу или наоборот осуществляется очень быстро подъемными кранами, без перегрузки со­держимого. После доставки на место назначения контей­неры разгружаются, заполняются новым грузом и отправ­ляются в новый путь по железным и шоссейным доро­гам. А как быть с голубыми морскими дорогами? В на­стоящее время построены первые серии контейнерово­зов — морских судов, специально оборудованных для пе­ревозки контейнеров. Приходит такое судно в порт, подъемные краны у причалов вынимают из его трюмов контейнеры и устанавливают сразу на железнодорож­ные платформы или автомобильные прицепы, стоящие рядом. После разгрузки судно загружается контейне­рами.

Еще два современных вида перевозок освоены черно­морскими моряками. Первый из них — паромы. Желез­нодорожные паромы, берущие свыше ста вагонов каж­дый, ходят по линии Ильичевск — Варна. Осваивают па­ромы и океанскую линию Ильичевск— Гавана.

Второй вид перевозок — лихтерный. Лихтеры — мел­косидящие несамоходные суда — баржи. Объединение стран СЭВ «Интерлихтер», образованное на Дунае, при­нимает к перевозке грузы из Европы (как правило, это станки, машины), которые погружаются в лихтеры и сплавляются с помощью буксиров вниз по Дунаю. Здесь в новом советском порту Усть-Дунайске лихтеры гру­зятся кранами на большие суда — лихтеровозы, которые отправляются в дальний путь — в Индию, Пакистан, Вьетнам и Кампучию. Там производится разгрузка, лихтеры поднимаются вверх по течениям рек, где их разгру­жают и вновь нагружают уже продукцией азиатского экспорта (ценные породы дерева, фрукты).

К числу других грузопотоков в Черноморском бассей­не относятся хлеб, цемент, химические грузы. Импортиру­ется натуральный каучук из стран Юго-Восточной Азии. Можно отметить и внешнюю торговлю с Турцией.

По Черному морю идет экспорт СССР в Турцию: ма­шины, оборудование, черные металлы, а также некоторые товары широкого потребления, например, часы и фото­аппараты, пользующиеся доброй славой во всем мире.

В обратные рейсы из Турции суда загружаются шер­стью. Перевозят и традиционные продукты турецкого экспорта: изюм, орехи, табак.

По морю курсируют комфортабельные пассажирские суда. Кто не мечтал совершить рейс на белоснежных лай­нерах «Белоруссия», «Казахстан», «Грузия», «Азербай­джан», «Карелия», «Иван Франко», «Тарас Шевченко», «Александр Пушкин», оборудованных всем необходимым для хорошего отдыха пассажиров во время плавания!

Но Черное море не только транспортная артерия стра­ны. Это также и крупный район промысла рыбы, водо­рослей и моллюсков.

Побережья Черного моря известны по всему Совет­скому Союзу и далеко за его пределами как курортные районы, где восстанавливают и укрепляют свое здоровье миллионы трудящихся. В одном только Сочи отдыхает в санаториях, домах отдыха, пансионатах, турбазах и без путевок более четырех миллионов человек ежегодно.

К услугам отдыхающих на приморских курортах хо­рошо оборудованные пляжи, здесь можно совершить про­гулку на любом виде водного транспорта, начиная с ог­ромных белоснежных теплоходов и кончая быстроходны­ми глиссерами, оригинальными водными велосипедами и водными лыжами.

В наше время все шире распространяется увлекатель­ный вид спорта — плавание под водой. Особенно подхо­дит для этого спорта Черное море. На берегу часто мож­но видеть людей с ластами, с маской и дыхательной трубкой или аквалангом.

История изучения Черного моря началась еще в пе­риод греческих поселений на его берегах. Уже в IV веке до нашей эры были составлены периплы (объезды) — древние лоции Черного моря. О плаваниях купцов из Новгорода и Киева в Константинополь сохранились лишь отрывочные сведения.

Петр I, посылая в 1696 году корабль «Крепость» из Азова в Константинополь, дал наказ проводить по пути следования съемочные работы, в результате чего был со­ставлен «прямой чертеж Черного моря от Керчи до Царя Града».

В конце XVIII — начале XIX века изучение свойств вод и животного мира проводилось русскими учеными академиками Палласом и Миддендорфом. В 1816 году Ф. Ф. Беллинсгаузен описал Кавказское побережье, в 1817 году вышла первая карта Черного моря, в 1842-м — первый атлас, в 1851-м — лоция моря. В 1871 году в Севастополе была открыта биологическая станция (ны­не Институт биологии южных морей). Большую ценность представляют научные труды адмирала С. О. Макарова о течениях на Черном море.

В конце XIX века экспедиция на канонерских лодках «Донец» и «Запорожец» под руководством И. Б. Шпиндлера, изучая изменение свойств морской воды, открыла насыщение глубинных вод сероводородом. Работавший в этой экспедиции химик Н. Д. Зелинский, впоследствии академик, дал объяснение происхождения сероводоро­да. В 1901 году академик А. Н. Крылов произвел сте­реофотосъемку волн с корабля.

В 1918 году В. И. Лениным был подписан указ о соз­дании гидрографической службы. Спустя год в Керчи организуется ихтиологическая станция, преобразованная впоследствии в Азово-Черноморский институт рыбного хозяйства и океанографии. С 1923 по 1935 год на Черном море работала на кораблях «Ингул» и «Дунай» океано­графическая экспедиция под руководством Ю. М. Шо­кальского, впоследствии почетного академика. Экспеди­ция совершила по Черному морю 53 рейса, было органи­зовано 1600 гидрологических станций, на которых изме­рялись температура и соленость морской воды на всех глубинах вплоть до дна моря. Для экспедиции специ­ально конструировались приборы, например, первая грунтовая трубка, позволившая брать колонки грунта со дна моря длиной до 4 метров. По ним устанавливался возраст донных отложений. Теперь советские океано­графические суда берут колонки до 30 метров длиной, но по тем временам и та колонка была непревзойден­ным достижением.

Экспедиция изучала подводный рельеф в центральной части моря и у берегов, подводные отложения, состав и свойства водных масс. Было исследовано содержание в морской воде кислорода и сероводорода. Установлено, что сероводородный слой не везде лежит на одних и тех же глубинах, а поднимается куполом к поверхности в цент­ре моря.

Участники экспедиции установили также, что в цент­ральной части Черного моря содержится большое коли­чество икринок шпрота, пеламиды, тунца. Это опроверга­ло бытовавшее тогда представление о малопродуктивности черноморского водоема. Ранее считалось, что эти виды рыб не размножаются в Черном море из-за не­достатка пищи.

В 1929 году в Кацивели, под Ялтой, по инициативе В. В. Шулейкина, впоследствии академика, была органи­зована морская гидрофизическая станция (теперь филиал Морского гидрофизического института АН УССР, рабо­тающего в Севастополе).

Южное отделение Института океанологии Академии наук СССР работает в Геленджике. Основное направле­ние работ института — исследование свойств водных масс и течений. Работы проводятся и в открытой части моря с судна и с автономных (так называемых буйковых) стан­ций, и в прибрежной зоне — надводными и подводными средствами.

Специализированные организации, в том числе Сочин­ская волноисследовательская станция СоюзморНИИпроекта и отделение Центрального научно-исследовательско­го института транспортного строительства, занимаются на Черном море изучением волн с практической целью — для защиты берегов от их воздействия и для созда­ния надежных портовых сооружений.