6 years ago
No comment

Sorry, this entry is only available in
Russian
На жаль, цей запис доступний тільки на
Russian.
К сожалению, эта запись доступна только на
Russian.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

В природе животное не всегда может достичь своей цели прямым путем, будь то поиски пищи или бегство. Иногда путь ему преграждают непроходимые заросли, в другом случае — водоем или отвесная стена скалы. Обходя эти препятствия, животное приобретает опыт. Своеобразие этого опыта представляет величайший научный интерес и привлекает внимание многих ученых.

В принципе речь идет о заучивании движений, точнее говоря, форм движений. Сверля в доске отверстие, столяр вращает сверло, и, таким образом, форма обращения с этим инструментом иная, чем с клещами, которыми он выта­скивает гвоздь. Обучаясь письму, мы еще в детстве заучи­ли движения ручкой, которые стали для нас настолько привычными, что мы даже в темноте довольно правильно воспроизводим их.

А собаки, которые без всякого обучения встают перед дверью на задние лапы, нажимают мордой или лапой на ручку двери и выходят из комнаты? Запоминают они при этом две совершенно разные вещи. Во-первых, дверь, ко­торая стала для них привлекательным восприятием. Во-вторых, определенное движение, с помощью которого они достигают желаемого успеха.

Мы уже рассматривали эксперименты, когда животные открывали ящик, крышка которого имеет выступающий край и легко поднимается ими головой.

Эту задачу, которая часто ставится перед самыми раз­ными животными, можно усложнить с помощью защелки, которую необходимо сначала отодвинуть; только после это­го можно приподнять крышку. На рис. 28 показан енот, уже научившийся поднимать крышку ящика без защелки. Когда же к ящику прикрепили защелку, которую, чтобы открыть ящик, необходимо отодвинуть вперед, енот сначала попытался поднять крышку силой, но ему это не уда­лось. Тогда енот, которому очень хотелось получить лежа­щий в ящике корм, стал кружить около крышки, царапать ее лапами, пока случайно не отодвинул защелку и таким образом не открыл крышки. Поэтому защелка его скоро заинтересовала.

Енот научился отодвигать защелку на ящике с кормом

Енот научился отодвигать защелку на ящике с кормом

После нескольких успешных упражнений подобного рода енот стал сразу же класть свою левую лапу на защел­ку и пытаться, вначале довольно неловко, одолеть ее. (На рисунке изображен как раз этот этап научения.) Посте­пенно енот нашел наиболее выгодное движение лапой, по­сле чего он легко открывал ящик; прошла неделя трени­ровки, и енот научился выполнять задание быстро и ловко. Он последовательно выполнял два движения: движение лапой — для смещения защелки — и сразу же после этого движение мордой вперед под край крышки. До сих пор еще принято считать, что успех объясняется научением с помощью проб и ошибок. Скоро мы увидим, что при со­временных требованиях, предъявляемых к оценке дости­жений животных, такое простое объяснение явно недоста­точно.

Медвежонок поднимает крышку ящика с кормом

Медвежонок поднимает крышку ящика с кормом

Но прежде упомянем об эксперименте с бурым медве­жонком, который путем проб и ошибок научился подни­мать лапой крышку высокого ящика, становясь перед ним на задние лапы. Эти движения медвежонка очень напоми­нали поведение человека, которому нужно что-то вынуть из ящика. Если хорошо «отрепетированное» поведение медведя видит кто-либо из любителей животных, то не­редко потом от них можно услышать, что оно является доказательством интеллекта, ума и даже мыслительных способностей животного. На самом же деле пока мы мо­жем только сказать, что, прежде чем достичь цели, заин­тересованное животное делает целый ряд движений, пона­чалу в основном безуспешных; но какое-то, может быть, единственное, а может быть, и серия следующих друг за другом движений приносят желаемый результат. Поведе­ние, ведущее к достижению цели, запоминается, а без­успешное забывается.

Мы имеем дело с ситуациями, в которых в отличие от большинства экспериментов, связанных с решением задач на выбор, цель достигается не просто путем приближения, а только после выполнения более или менее сложного дей­ствия. Именно оно и является средством для достижения цели. В простейшем случае, не будучи в состоянии достиг­нуть цели непосредственно, животное (как и человек) при­бегает к обходному пути.

Обходные пути тоже должны быть заучены. Это легко продемонстрировать на поведении щенков собак. Для этого к забору или стене дома приставляют под прямым углом решетку двухметровой длины и на глазах у собаки пере­брасывают через нее приманку, скажем кость. Собака дол­жна быть молодой, в возрасте около трех месяцев. Если подобным образом испытывать собак постарше, то, хотя результат будет примерно таким же, мы не сможем точно сказать, что им не помог накопленный прежде при неиз­вестных обстоятельствах опыт.

На рис. 30 хорошо видно поведение собаки, на глазах у которой в первый раз бросили приманку через решет­ку (I). Обычно она направляется прямо к цели, достигает решетки, там бегает взад-вперед, пока случайно не подбе­жит к концу решетки, и уже тогда мчится к приманке. При второй попытке ее бег туда-сюда вдоль решетки уже короче (II). Если собака легко запоминает, то уже при третьей попытке она сразу же находит правильный обход­ный путь (III), что и повторяется в дальнейшем.

Фазы нахождения обходного пути молодой собакой

Фазы нахождения обходного пути молодой собакой

Простейшие задачи подобного рода показывают, что со­баки чрезвычайно отличаются друг от друга. Некоторые из них уже при второй попытке сразу же бегут по обход­ному пути. Другим необходима более или менее длительная тренировка, прежде чем они освоят кратчайший путь к цели. Встречаются и такие, которые уже при самом пер­вом испытании ведут себя правильно и, кажется, вооб­ще не нуждаются в трени­ровке или научении. В этом случае наверняка исключить случайность мы не можем, равно как не можем сказать, что у данной собаки нет опы­та встречи с заборами, кото­рый она могла бы применить. Кроме того, в подобных ис­пытаниях далеко не безраз­лична длина решетки. Неред­ко после удлинения решетки животное, только что проде­монстрировавшее свою «ин­теллектуальность», ведет себя как и все другие собаки. Ре­шетка должна быть целесооб­разной длины. Это понимает каждый, кто имеет опыт в обращении с собаками. Для овчарок, ротвейлеров и дру­гих крупных собак решетка должна быть больше, чем, на­пример, для фокстерьеров. Наш рисунок представляет собой три упрощенные схе­мы, построенные на основе обработки результатов много­численных испытаний. В практике экспериментирования одно испытание никогда полностью не совпадает с другим. Мы не будем говорить о причинах индивидуальных отли­чий, поскольку нас интересует характерное для всех опы­тов, а оно заключается в средних успехах возможно боль­шего числа животных.

Итак, попытаемся четко представить себе своеобразие опытов, связанных с поиском обходного пути. Их называют еще опытами с препятствиями. Скоро нам придется снова вернуться к ним. Решетки и ящики с открывающимися крышками, а также ящики с защелками служат препят­ствием, которое не позволяет животному непосредственно достичь цели. Во всех примерах можно видеть испробова­ние животным возможных действий, причем успешные за­поминались, а неудачные были забыты. Теперь мы знаем, что в этом и заключается научение животных, то есть мы с полным основанием можем подтвердить старую точку зрения, что оно происходит путем проб и ошибок. Между тем недавно появившаяся наука кибернетика позволяет нам не только по-новому взглянуть на некоторые биоло­гические факты, но и лучше, глубже понять оцениваемое.