11 months ago
No comment

Sorry, this entry is only available in
Russian
На жаль, цей запис доступний тільки на
Russian.
К сожалению, эта запись доступна только на
Russian.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

В многовековой жестокой борьбе с грозными силами природы человечество накопило много верных сведений. Воздействуя на окружающую среду и практически осваи­вая ее, люди познавали различные свойства стихий, на­учились разбираться в причинах их возникновения, в закономерностях существования. Эти знания, формируе­мые в результате непосредственного взаимодействия с природой, передавались из поколения в поколение. В результате трудовой деятельности, повседневных на­блюдений нередко возникали верные приметы, другими словами, верные знания о связи между явлениями и собы­тиями природных процессов.

Великий русский поэт А. С. Пушкин в стихотворении «Приметы» (1821) отразил наблюдательность людей труда, умение верно примечать все, что их окружает:

Старайся наблюдать различные приметы:

Пастух и земледел в младенческие леты,

Взглянув на небеса, на западную тень.

Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,

И майские дожди, младых полей отраду,

И мразов ранний хлад, опасный винограду.

Однако эти наблюдения, накапливавшиеся в течение многих веков, выливались не только в различного рода приметы, но постепенно обрастали всевозможными суе­вериями, мифами, легендами. Если первые достаточно точно отражали отношения между какими-либо природ­ными явлениями или событиями, то последние форми­ровали в сознании людей веру в существование в при­роде неких таинственных, сверхъестественных сил, неподвластных человеку.

Суеверия, мифы и легенды уходят своими корнями в те далекие времена, когда люди находились еще на крайне низкой ступени развития, воздействовали на природу примитивными орудиями труда, были в полной зависимости от окружающей среды. Нет ничего удиви­тельного в том, что из тьмы первобытных времен чело­век унаследовал различного рода религиозные заблужде­ния: незнание и беспомощность людей в борьбе за выживание способствовали закреплению в их сознании самых невероятных и фантастических представлений. Так, жителям гор, например, казалось, что вокруг них действуют таинственные могучие силы, которые вдруг могут вызвать землетрясения, горные обвалы, обильные снегопады и т. п. В каждом стихийном явлении они по­дозревали сверхъестественные свойства. Не были исклю­чением и такие природные бедствия, как сходы снежных лавин. Они приобретали вещий смысл, казались знамени­ем, сигналом, предвещавшим несчастье, что в значи­тельной мере имело под собой реальную почву. Люди, населяющие горы, по-разному называли эти грозные яв­ления природы: белые чудовища, белые драконы, белая смерть.

В течение многих веков особенно сильно страдали от лавин (от немецкого слова Lawinen — снежный обвал) приальпийские страны — Австрия, Италия и особенно Швейцария. Она является самым лавиноопасным районом в мире и нередко ее называют «страной лавин». Поэтому неудивительно, что многие легенды и мифы, связанные с этим стихийным бедствием, обязаны своим рождением жителям Альп. Например, еще в недалеком прошлом каждую лавину они считали живым существом. Население швейцарского кантона Валлис всем лавинам давало женские имена, что тоже не случайно. Во многих преданиях считалось, что лавины — дело рук ведьм. Из поколения в поколение передавались легенды о встречах с ведьмами, якобы сидевшими на лавинах. В 1652 году в одном из альпийских поселков даже состоялся судеб­ный процесс над… ведьмами. На процессе нескольким бедным женщинам было предъявлено обвинение, что они якобы вызвали лавины, причинившие катастрофические последствия. Женщины были осуждены и публично каз­нены. Есть достоверные показания одного из жителей альпийского селения, который утверждал, что «когда возникает опасность лавины… старые люди на пасху за­капывают на ее пути в снег освященные яйца, чтобы остановить лавину». В храмах служили молебны, уст­раивали церковные шествия (См. Фляйг В. Внимание, лавины! М., 1960, с. 42).

Конечно, все эти действия нисколько не помогали в борьбе со стихией. Напротив, по мере освоения челове­ком новых районов в горных местностях белые чудовища по-прежнему уносили человеческие жизни.