8 years ago
No comment

Sorry, this entry is only available in
Russian
На жаль, цей запис доступний тільки на
Russian.
К сожалению, эта запись доступна только на
Russian.

В наши дни природный растительный покров ис­пытывает на себе все возрастающее влияние чело­века, все больше отступает под натиском цивилиза­ции. Площади, занимаемые естественной расти­тельностью, непрерывно сокращаются. Исчезают или становятся очень редкими некоторые виды рас­тений. Все меньше остается «эталонов природы» — мало нарушенных растительных сообществ, ко­торые формировались на протяжении тысячелетий и наилучшим образом приспособлены к местным условиям. Эти объекты представляют особую цен­ность для изучения биологических механизмов, управляющих растительным покровом, для по­знания различных «патентов природы».

Трудно перечислить те формы и виды человече­ской деятельности, которые отрицательно влияют на природную флору и растительность. Они много­численны и разнообразны. К их числу относятся строительство новых городов и поселков, заводов и фабрик, разработка полезных ископаемых, создание водохранилищ, прокладка железных и шоссейных дорог, нефте- и газопроводов, линий электропере­дач. Все это требует большой площади, измеряемой только в одной нашей стране многими миллионами гектаров. Очень часто для подобных объектов отво­дится территория, покрытая естественной расти­тельностью, которая, конечно, подвергается уничто­жению. При этом могут погибнуть не только редкие виды растений, но и целые растительные сообще­ства. Неблагоприятно влияют на растительный мир такие виды человеческой деятельности, как осушка болот и распашка целинных земель, загрязнение ат­мосферы, почвы и воды всевозможными промыш­ленными выбросами и многое другое. В окрестностях больших городов, в местах массового отдыха непрерывно усили­вается отрицательное физическое воздействие самого человека на растительность и среду ее обитания. Пагубно действует, в частности, чрезмерное вытаптывание поверхности земли. Оно приводит к уничто­жению надземных частей растений и губительному для корней уплотне­нию почвы. Огромный урон флоре наносит массовый сбор красиво цве­тущих растений для букетов. Он ведет к быстрому уничтожению неко­торых видов. Между тем среди них могут оказаться редкие представители флоры, особенно ценные в научном отношении и часто представляющие хозяйственный интерес. Этим видам опасность пол­ного уничтожения грозит в первую очередь. О масштабах отрицатель­ного воздействия человека на растительный мир красноречиво свиде­тельствует следующий факт. В некоторых индустриально развитых странах Западной Европы за последние два столетия исчезло до 5% ви­дов местной флоры.

Из всего сказанного ясно, что охрана растительного мира — дело чрезвычайно важное, которое требует принятия срочных мер по защите наших зеленых друзей. Опасность полного уничтожения нависла сейчас не только над некоторыми видами растений, но и над целыми расти­тельными сообществами. Не допустить их гибели очень важно. Если какой-либо вид исчез с лица земли, восстановить его уже невозможно, это — невозвратимая потеря. Между тем такой вид мог бы представить ценность для человека — как лекарственное растение, как источник ка­ких-то других полезных веществ, как материал для выведения новых сортов культурных растений и т. д. Нам еще неизвестны все полезные свойства каждого из существующих в природе видов растений. То, что не находит применения сейчас, может оказаться исключительно ценным впоследствии. Уже по одной этой причине нельзя допустить, чтобы из общего фонда флоры был потерян хотя бы один вид.

Если исчезло какое-либо природное растительное сообщество, на­пример степное, его тоже нельзя восстановить искусственным путем. Можно, конечно, взять отдельные составляющие его виды растений и посадить их вместе, но устойчивого сочетания растений, такого, как в природе, все же не получится. Потеряв какое-либо растительное со­общество, мы уже никогда не сможем познать законы, управляющие совместной «общественной» жизнью растений, и многие другие тайны растительного мира, которые могут быть обращены на пользу человеку.

В нашей стране уделяется немалое внимание охране природы, в том числе растений. Принят ряд законов и постановлений, касающихся охраны природы как в общесоюзном масштабе, так и в местном. Дей­ствует целая система государственных мероприятий по охране и восста­новлению некоторых редких и исчезающих растений. В законах об охране природы, принятых в союзных республиках, отмечается необхо­димость сохранения естественной растительности. В ряде республик есть специальные постановления об охране редких и исчезающих растений (Литовская, Латвийская, Эстонская, Белорусская ССР и другие). Такие же постановления приняты некоторыми областными исполнительными комитетами. Надо, однако, заметить, что дело часто ограничивается только одними запретами. Между тем этого совершенно недостаточно. Нужны действенные меры по пресечению нарушений. Браконьеров необ­ходимо привлекать к самой строгой ответственности.

Особенно эффективны в деле охраны растительного мира заповед­ники и заказники. В нашей стране насчитывается более 150 государ­ственных заповедников общей площадью 16 млн. га. Заповедники рас­положены в самых различных уголках страны — от западных границ до Японского моря и от Крайнего Севера до южных пустынь. Они есть во всех природных зонах, на равнинах и в горах. Особое преимущество за­поведников заключается в том, что они позволяют сохранить редкие виды растений в их естественной обстановке и при этом на достаточно большой площади. В заповедниках есть все условия и для сохранения наиболее ценных растительных сообществ. Необходимо подчеркнуть, что сеть заповедников у нас в стране еще недостаточно широка, а сами они распространены по территории очень неравномерно. В некоторых довольно обширных районах со своеобразной флорой и раститель­ностью нет ни одного такого учреждения. Число заповедников должно быть существенно увеличено, причем возможно скорее, пока еще не ис­чезли некоторые редкие виды и растительные сообщества.

Важную роль в сохранении исчезающих видов растений призвана сыграть общесоюзная «Красная книга» — перечень растений, над ко­торыми нависла реальная угроза полного уничтожения. В этот список включены виды, встречающиеся только в каком-либо ограниченном рай­оне страны (например, в горном Крыму), и виды, распространенные на достаточно большой территории (например, в европейской части Союза), но растущие в очень небольшом количестве, лишь в отдельных немногих пунктах. Таким образом, это редкие виды в масштабе всей страны в целом.

Однако, помимо растений, включенных в общесоюзную «Красную книгу», в каждом отдельном районе могут быть свои редкие виды, также нуждающиеся в охране. К их числу относятся такие, которые имеют достаточно широкий общий ареал (площадь распространения), но редки именно в данной местности. Они могут быть редкими, например, потому, что на этой территории проходит граница их распространения, или вследствие того, что здесь очень мало участков с нужными для них условиями. В качестве примера можно привести клюкву, которая широко распространена на болотах в таежной полосе, но становится очень редкой в лесостепи, где крайне мало сфагновых болот.

Из сказанного ясно, что помимо составления общесоюзной «Красной книги», необходимо составить списки растений, находящихся под угрозой уничтожения, для отдельных частей страны (союзных рес­публик, краев, областей и т. д.), т. е. своего рода местные «Красные книги».

1. Венерин башмачок настоящий (европейская часть СССР, Крым, Кавказ, Сибирь, Дальний Восток); 2. Офрис насекомоносная (европейская часть СССР, Карпаты); 3. Яртышник шлемоносный (европейская часть СССР, Кавказ, Крым, Сибирь); 4. Лунник оживающий (европейская часть СССР, Белоруссия, Украины)

1. Венерин башмачок настоящий (европейская часть СССР, Крым, Кавказ, Сибирь, Дальний Восток); 2. Офрис насекомоносная (европейская часть СССР, Карпаты); 3. Яртышник шлемоносный (европейская часть СССР, Кавказ, Крым, Сибирь); 4. Лунник оживающий (европейская часть СССР, Белоруссия, Украины)

1. Водяной орех, чилим (европейская часть СССР, Кавказ, Южная Сибирь, Дальний Восток); 2. Шафран сузианский (Украина, Крым); 3. Тюльпан Грейга (Средняя Азия); 4. Плод  водяного ореха; 5. Белоцветник весенний (Украина, Карпаты)

1. Водяной орех, чилим (европейская часть СССР, Кавказ, Южная Сибирь, Дальний Восток); 2. Шафран сузианский (Украина, Крым); 3. Тюльпан Грейга (Средняя Азия); 4. Плод водяного ореха; 5. Белоцветник весенний (Украина, Карпаты)

1. Панкраций морской (Кавказ); 2. Цикламен колхидский (Кавказ); 3. Чистоуст величавый (Кавказ)

1. Панкраций морской (Кавказ); 2. Цикламен колхидский (Кавказ); 3. Чистоуст величавый (Кавказ)

Редкие, исчезающие растения следует сохранять в первую очередь в тех местах, где они растут в диком виде, в свойственной им природной обстановке. Только здесь у растений в полной мере проявляются все их особенности и свойства, не теряются никакие .из них. Только здесь вид остается достаточно полноценным, поскольку он представлен многими экземплярами, образующими естественную совокупность (популяцию).

Возможен, конечно, и другой путь сохранения исчезающих рас­тений — специальное выращивание их в искусственной обстановке, на­пример в ботанических садах. Однако этот путь имеет существенные не­достатки. Будучи вырвано из привычной среды, растение не может раз­виваться так, как в природе. Малое число экземпляров не позволяет виду полностью проявить все свои особенности. Часть ценных наследст­венных свойств при этом теряется. Специально культивировать редкие растения в искусственной обстановке целесообразно только для их по­каза, но не для того, чтобы сохранить их как вид.

Мы уже говорили о том, какие формы человеческой деятельности причиняют вред природной флоре и растительности. Рассмотрим под­робнее, какой урон наносит массовый сбор цветов для букетов. Эта форма воздействия человека на природу особенно проявляется в густо­населенной местности, вблизи больших городов. Год от года она прини­мает все больший размах. Последствия ее ощущаются все сильнее и сильнее. Массовый сбор цветов для букетов приводит к тому, что чис­ленность красиво цветущих растений резко сокращается, и они могут совершенно исчезнуть, если своевременно не принять строгие меры.

К сожалению, далеко не все понимают, чем собственно опасен мас­совый сбор цветов. Думают, что если срывать цветы достаточно акку­ратно, не повреждая при этом само растение, то нет особых оснований для беспокойства. Ведь растение остается на месте, и флора как будто бы не терпит никакого урона. Однако это совсем не так. Даже самый ак­куратный сбор цветов имеет пагубные последствия. Причина этого очень проста. Срывая цветки, мы не даем созреть семенам и лишаем растение возможности размножаться. Старые экземпляры рано или поздно отомрут, они не вечны. Но смены им не будет. Новые растения появиться из семян не смогут, так как плодам не дали созреть. Именно в этом кроется прежде всего опасность массового сбора цветов. Осо­бенно велика она для тех растений, которые размножаются только семе­нами (например, для многих орхидных). При аккуратном сборе цветов растение хотя и остается на месте, но рано или поздно все равно поги­бает, не оставив потомства.

Сбор букетов опасен не только тем, что при этом уничтожаются в зачатке все будущие семена. Опасно и другое. Мало кто рвет цветы аккуратно, заботясь о сохранности самого растения. Нередко, срывая цветок, нечаянно, а то и намеренно выдергивают все растение с корнем и напрасно губят его. Такие случаи не так уж редки. Наконец, важно иметь в виду и еще одно обстоятельство. Собирая букет, мы топчем много растений, обламывая при этом стебли, раздавливая почки, нахо­дящиеся на поверхности почвы, и нанося другие повреждения. Неко­торые растения не выносят даже слабого вытаптывания и быстро поги­бают. Итак, ясно, что, собирая цветы, мы не только не даем растениям обсеменяться, но и причиняем им разнообразные повреждения, ко­торые могут привести к их гибели.

Как же бороться с массовым сбором цветов для букетов? Одних ад­министративных мер (штрафы, привлечение к уголовной ответственно­сти) для этого, видимо недостаточно. Важно, чтобы как можно большее число людей хорошо понимало, в чем заключается вред такого соби­рания цветов. Каждый из нас должен ясно представлять себе, к чему это приведет. Людям необходимо также знать, какие именно растения нельзя рвать, как выглядят эти растения. Иначе говоря, необходима широкая разъяснительная работа. Ее нужно вести по радио и телевиде­нию, в газетах и журналах, в брошюрах и научно-популярных книгах. В этом деле очень важна конкретность, наглядность. Полезны, напри­мер, большие цветные плакаты с красочным изображением охраняемых растений. Их можно вывесить на рынках, где торгуют цветами, в шко­лах и техникумах, в институтах и различных учреждениях. Опыт соз­дания таких плакатов уже есть.

Очень полезны, конечно, лекции и беседы об охране растительного мира, но только в том случае, если они достаточно конкретны, сопро­вождаются иллюстрациями (например, диапозитивами с изображением охраняемых растений). Лектор, разумеется, должен быть достаточно компетентным как в ботанике так и в общих вопросах охраны природы. С такими лекциями могут выступать ученые-ботаники, преподаватели вузов и техникумов, учителя.

Известную роль в деле охраны растительного мира играют студен­ческие дружины по охране природы, которые созданы в некоторых уни­верситетах и институтах. Наибольший опыт работы в этом отношении имеет дружина по охране природы на биологическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова. Она была создана еще в 1960 г. и с тех пор очень эффективно работает. Накануне Нового года дружинники, на­пример, дежурят на вокзалах столицы и помогают милиции конфиско­вывать самовольно срубленные молодые елочки, которые пассажиры пригородных электричек пытаются провезти в Москву, формы работы такого рода дружин могут быть весьма разнообразными — от лекций по охране растительного мира до конкретных практических мер по борьбе с браконьерами. В работе дружин вполне могут принять участие школьники. Некоторые виды работы смогут выполнять, конечно, только старшеклассники. Но кое-что вполне по силам даже учащимся младших классов.

Рассмотрим теперь специально вопрос о роли школы в деле охраны растительного мира. Чем и как может помочь школа в этом деле? Одна из самых важных ее задач — привить детям любовь к природе, пробу­дить у них интерес к нашим зеленым друзьям — растениям. Если ребе­нок способен почувствовать красоту цветущего луга, если его радует изящный колокольчик и кружевной папоротник, — это залог того, что такой ребенок будет бережно относиться к растительному миру. Он лучше поймет необходимость охраны бесценных богатств флоры, он станет надежным ее защитником в будущем.

Любовь к природе, интерес к растениям не всегда приходят сами собой. Школьникам надо в этом помочь. Лучшее средство в данном случае — экскурсии в природу с учителем биологии, хорошо знающим местную флору и увлеченным своим делом. Никакие книги, никакие бе­седы и рассказы не могут заменить непосредственного общения с расти­тельным миром. Ребятам открывается много нового, что вызывает инте­рес, пробуждает любознательность. Каждая экскурсия — это масса от­крытий для пытливого ума, это настоящий праздник познания. Во время таких экскурсий учитель имеет богатейшую возможность позна­комить школьников с самыми разнообразными сторонами жизни расти­тельного мира. Можно показать главнейшие растения данной местно­сти, прежде всего деревья, кустарники, травы, рассказать об их наибо­лее’ интересных свойствах и особенностях, об их использовании человеком. Говоря об отдельных растениях, полезно обратить внимание на то, как каждое растение размножается, каким образом распро­страняются семена. Хорошо показать на конкретных примерах взаимосвязь между растениями и животным миром (в качестве примера можно взять распространение семян животными, птицами, муравьями, опыление цветков насекомыми и т. д.). Важно также дать представление о том, как разные растения приспосабливаются к неблагоприятным условиям окружающей среды (засуха, зимние морозы и т. д.), какие приспособления помогают им переносить жизненные невзгоды. На экскурсии поздней осенью есть возможность показать способы перези­мовки различных растений (зимует ли растение с листьями или нет, ка­кие подземные органы остаются на зиму и т. д.).

Наконец, во время экскурсии можно затронуть вопросы, прямо ка­сающиеся охраны растительного мира. Прежде всего следует показать непосредственно в природе те растения, которым грозит опасность уничтожения, которые нуждаются в охране. Если это красиво цветущие растения и их часто собирают для букетов, надо объяснить, к каким по­следствиям приводит обрывание цветков у того или иного растения, по­чему этого нельзя допускать. Необходимо особо подчеркнуть, что пол­ное исчезновение какого-либо вида растений — невосполнимая утрата, что вид, исчезнувший с лица Земли, восстановить уже невозможно. Го­воря о каком-либо редком растении, надо рассказать о важнейших его биологических особенностях и свойствах, о практическом использова­нии и т. д. Если у растения есть зрелые семена или плоды, их можно со­брать в небольшом количестве, чтобы затем посеять на пришкольном участке (об этом см. ниже).

Одна из форм школьной работы по охране растительного мира — организация кружка юных друзей растений. Руководить этим кружком должен учитель биологии. В качестве консультанта целесообразно прив­лечь к работе кружка высококвалифицированного специалиста-ботаник (например, научного сотрудника какого-либо исследовательского учреждения, преподавателя вуза или техникума и т. д.).

Школьники-кружковцы прежде всего должны располагать точными сведениями о том, какие виды растений данного района, области на­ходятся под угрозой и нуждаются в охране. Затем надо непременно об­завестись хорошими цветными рисунками этих растений, чтобы без­ошибочно узнавать их по внешнему облику. Полезнее всего перерисо­вать эти рисунки самим ребятам из подходящего источника (по указанию учителя или консультанта). В конечном счете в распоряжении кружка должны быть хорошие «портреты» всех редких растений. По­мимо рисунков, желательно иметь также цветные диапозитивы с изо­бражением тех же растений. Они могут понадобиться при проведении разного рода лекций и бесед об охране растительного мира.

Для каждого редкого вида кружковцы должны составить его пол­ную характеристику (морфологические признаки, особенности размно­жения и развития, условия произрастания, географическое распростра­нение, практическое использование и т. д.). Эту работу можно делать всем кружком, если каждый вид возьмут на себя 2—3 человека. Для ха­рактеристики вида следует привлечь максимальное число литературных источников (научно-популярные работы, энциклопедии, всевозможные справочники и словари, в некоторых случаях даже научные монографии и статьи).

Имея цветные изображения растений и их подробную характерис­тику, кружковцы могут познакомить всех желающих с теми видами флоры, которые необходимо охранять. С этой целью полезно организо­вать небольшую постоянную выставку в своей школе (например, в каби­нете биологии). Экспонатами такой выставки будут крупные изобра­жения растений и таблички с подробным пояснительным текстом для каждого вида. Если есть диапозитивы, руководитель кружка может про­вести в своей школе, а также в других, соседних школах беседу о редких растениях. Беседа получится очень наглядной: присутствующие увидят, какие именно растения следует оберегать. Ознакомить с этим возможно более широкий круг лиц чрезвычайно важно. Особенно полезны такие беседы в пионерских лагерях летом (иногда ребята по незнанию рвут для букета редкие растения). Подобного рода беседы об охране флоры можно провести также среди отдыхающих на турбазах, в санаториях, пансионатах, домах отдыха и т. п. формы работы кружка юных друзей растений могут быть очень раз­нообразными. Вот еще одна из них — создание живой коллекции ред­ких видов растений на пришкольном участке. Эта работа потребует для своего выполнения не одного года. Лучше всего вырастить редкие рас­тения из семян, собрав их в природе или получив из ботанического сада. Однако при выращивании из семян большинство многолетних трав зацветает не в первый год, а только через несколько лет. Сделав посев, нужно на протяжении довольно долгого времени ухаживать за всходами, своевременно их поливать, делать прополку сорняков и т. д. Эта работа младшим школьникам вполне по силам. Она интересна тем, что ребята смогут проследить различные стадии развития выращива­емого растения — от прорастания семян до цветения. Такая работа при­носит также и немалую пользу: она развивает наблюдательность, расши­ряет представления о растительном мире, закрепляет знания по приро­доведению и ботанике. Надо, однако, отметить, что не все редкие растения можно вырастить из семян, даже если есть семена. Дело в том, что для получения всходов иногда нужны особые условия, которые соз­дать трудно. При обычном же посеве семена не прорастают (это отно­сится, например, к представителям семейства орхидных). Не следует, конечно, выкапывать взрослые растения в природе и затем пересажи­вать их на пришкольный участок. Подобного рода деятельность (а так, к сожалению, поступают некоторые «любители природы») уменьшает численность и без того редких видов флоры.

Если в конечном счете удастся создать живую коллекцию редких растений, хотя бы и неполную, это будет важным делом. Значение такой коллекции трудно переоценить. Ее можно показать всем желаю­щим, познакомить с ней местное население. Живые да еще цветущие растения — это много лучше, чем любые рисунки или диапозитивы. Имея живую коллекцию на пришкольном участке, удобно проводить экскурсии и беседы об охране растительного мира. Посетители при этом смогут увидеть те растения, которые следует беречь, не рвать. Если какие-либо из редких растений красиво цветут и вместе с тем легко размножаются семенами (например, некоторые колокольчики), неплохо создать из них целую клумбу во дворе школы. Наконец, собирая семена редких видов на пришкольном участке, можно поделиться ими с круж­ковцами других школ, наладить с ними обмен семенами и т. д. Все это в конечном счете полезно, так как способствует распространению среди местного населения знаний о редких растениях и сохранению самих растений.

Школьные кружки юных друзей растений могут выполнить и еще одну полезную работу — заняться поисками местонахождений редких видов флоры в своем районе. Выявление таких местонахождений для ребят вполне посильно. Отдельные, наиболее ценные местонахождения, найденные школьниками, могут быть впоследствии взяты под охрану (включены в состав заповедников или заказников). Наконец, круж­ковцам можно принять участие в выявлении территорий с особо ценным растительным покровом, который нуждается в охране. Это — необхо­димая подготовительная работа для организации заповедников и заказ­ников. В данном случае школьникам лучше работать не самостоятельно, а в составе специальных экспедиций, занимающихся подобными обсле­дованиями.

Таковы только некоторые из возможных форм помощи школы в деле охраны растительного мира. Хочется еще раз подчеркнуть, что эту работу надо вести непременно в тесном контакте с высококвалифи­цированными специалистами-ботаниками. Думается, что школа может оказать немалую помощь в деле охраны природы, и ее возможности пока еще используются далеко не в полной мере.