2 years ago
No comment

Sorry, this entry is only available in
Russian
На жаль, цей запис доступний тільки на
Russian.
К сожалению, эта запись доступна только на
Russian.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Вступивший в классовую борьбу демос не представлял собой единого целого. Из массы народа — мелких и средних земле­владельцев, ремесленников и других прослоек — выделялась торгово-ремесленная верхушка — своего рода денежная ари­стократия. Интересы денежной аристократии и широких сло­ев демоса были различны. Однако в борьбе со старой родовой аристократией, пользовавшейся рядом привилегий и фактиче­ской монополией власти, в борьбе за расширение своих прав и права реального участия в управлении общиной разнородные слои демоса часто выступали единым фронтом.

Борьба за права демократии особенно активно разверну­лась в VII—VI вв. Она охватила весь эллинский мир и носила революционный характер. Выступления демоса в VII—VI вв. происходили в малоазийских городах — Милете, Эфесе, Самосе, в городах метрополии — Мегарах, Коринфе, Сикионе, Афинах и в Великой Греции — Таренте, Кротоне, Сиракузах и т. д. В ре­зультате этой борьбы создавались города-государства. Во мно­гих городах переходной ступенью от господства родовой аристо­кратии к власти демократии явилась тирания. Характерным при­знаком тирании была узурпация, насильственный захват власти одним лицом. В большинстве случаев тираны выступали как во­жди демоса. Однако чаше всего они были выходцами из аристо­кратии, по каким-либо причинам оторвавшиеся от своего клас­са или же не разделявшие его взглядов по отдельным вопросам.

Внешнее положение тиранов напоминало положение монар­ха, т. е. единоличного носителя власти, да и сами они стреми­лись походить на древних басилеев времен военной демократии. Политика тиранов была противоречива. С одной стороны, ради привлечения демоса они прибегали к разным, в зависимости от обстоятельств, демагогическим приемам: хорошему обращению с народом и заступничеству в судах, обвинению богатых, кон­фискации их имущества и земель, частичным разделам конфис­кованных земель между малоимущими и т. д. С другой сторо­ны, они стремились сгладить классовые противоречия и зату­шевать имущественные контрасты, издавая законы против рос­коши, ограничивая число рабов и т. д.

Этим объясняется социальная слабость раннегреческой ти­рании как политической формы, на что указывал еще Аристо­тель в «Политике», «Так как, — говорит он, — в состав государ­ства входят два элемента: класс людей неимущих и класс лю­дей состоятельных, то тиран должен внушить и тем и другим, что их благополучие опирается на его власть, и (устроить де­ло так), чтобы одни от других ни в чем не терпели обиды. А тех из них, которые окажутся сильнее, он преимущественно должен заинтересовать в поддержании его власти… Цель всех меропри­ятий ясна: тиран в глазах своих подданных должен быть не ти­раном, но домоправителем и царем, не узурпатором, но опеку­ном; тиран должен вести скромный образ жизни, не позволять себе излишеств, знатных привлекать на свою сторону своим обхождением, а большинством руководить при помощи демаго­гических приемов» (Аристотель, Политика, V, 9, 19—20).

Тирания как политическая форма была весьма неустойчива; все же ее значения как определенного этапа в истории классовой борьбы древней Греции отрицать или преуменьшать не прихо­дится. Тирания сыграла важную роль в уничтожении господст­ва родовой знати и создании рабовладельческого государства.

Первой крупной победой демократии было издание писаных законов, или кодификация обычного права. Первые писаные законы появляются в VII в. до н. э. сначала в колониях, а поз­же и в метрополиях. Большой известностью пользовались зако­ны Харонда, составленные им для города Катаны в Сицилии, и законы Залевка, написанные для южноиталийских Локр. Эти законы были несовершенными в техническом отношении и чрез­мерно суровыми. Однако это была первая кодификация права, проведенная в интересах государства как целого, и поэтому зна­чение ее весьма велико.

Фиксирование правовых норм облегчало передачу матери­альных ценностей, гарантировало права кредитора и должника и утверждало принцип собственности. Незыблемость закона предусматривалась рядом охранительных мер. Так, Залевк уста­новил, что желавший внести какое-либо изменение в существую­щий порядок должен был явиться в собрание с веревкой на шее и, если предложенный им закон отвергался, удавить себя.

Введение писаных законов, ограничивая произвол аристо­кратии, отвечало интересам широких слоев свободного населе­ния. Изданием писаных законов, однако, дело не ограничилось. За кодификацией последовали изменения в составе правящих органов. Аристократические советы демократизировались и рас­ширялись, родовые филы заменялись территориальными, в про­тивовес старинным родовым культам вводилось почитание божеств и героев, популярных среди демократических слоев на­селения.

Тирания была общегреческим явлением, но характер тира­нии и отдельные проявления ее в различных полисах были нео­динаковыми.

Раньше всего тирания возникла в Малой Азии и на островах Эгейского моря. В конце VII в. в Милете правил тиран Фрасибул. Больше сведений сохранилась о самосском тиране второй половины V в.— Поликрате. Верховным правителем Поликрат стал в период острой классовой борьбы на Самосе. Поликрат не принадлежал к аристократии. Он был владельцем мастерской бронзовых изделий, а богатство унаследовал от отца, занимав­шегося морской торговлей. Навербовав дружину в 50 человек, Поликрат захватил власть над островом Самосом и правил сна­чала с двумя своими братьями, а потом один. Поликрат вел энер­гичную внутреннюю и внешнюю политику в ущерб интересам аристократии, покровительствуя торговле и ремеслам. Самос при Поликрате украсился великолепными постройками, соче­тавшими грандиозность и легкость, изящество и тонкий худо­жественный вкус. Особенно славились колоссальный храм Ге­ры, построенный с исключительной роскошью, и водопровод, подававший воду в город. Во всей Греции Поликрат был изве­стен как покровитель художников, писателей и поэтов. Он по­кровительствовал Анакреонту и Ивику, двум прославленным греческим поэтам.

С именем Поликрата связана легенда о «поликратовом пер­стне». Желая испытать судьбу, рассказывает легенда, Поликрат бросил в море золотой перстень. Но счастье не изменило ему и тут: перстень не пропал. Через некоторое время рыбак пре­поднес Поликрату большую рыбу. Когда слуги Поликрата разрезали эту рыбу, они нашли в ней брошенный в море перстень

Полуторговый, полупиратский флот Поликрата господство­вал на Эгейском море вплоть до Сицилии и Эпира. Возрастав­шее могущество Поликрата начинало пугать его восточных со­седей — персов. Желая положить конец гегемонии Самоса, пер­сидский наместник Оройт заманил Поликрата в Азию, казнил его и приказал распять его труп. После смерти Поликрата Са­мос попал в зависимость от персов. Тирания Поликрата, как и вообще все тирании в Малой Азии, была блестящим, но эфемер­ным созданием, не оставившим глубоких следов, что объясняет­ся слабостью ее социальной опоры.

Значительно более прочной и организованной была тирания в материковой Греции — Коринфе, Сикионе и Мегарах. В Ко­ринфе в середине VII в. утвердилась тирания Кипсела. Кипсел изгнал из Коринфа господствовавший там влиятельный ари­стократический род Бакхиадов.

Сын и преемник Кипсела Периандр (627—585 гг.) —один из самых значительных тиранов Греции. С его именем связано много реформ, направленных на развитие коринфской торговли и ремесла и превративших Коринф в одно из первых государств эллинского мира. Старые родовые филы, в которых господство­вали аристократы, были заменены новыми территориальными; в них аристократия не пользовалась преобладающим политиче­ским влиянием. В интересах средних и мелких демократических прослоек было ограничено число рабов, выведены новые коло­нии и поднят престиж Коринфа в старых колониях, например на острове Керкире. Старая денежная система заменена новой, увеличено число судов военного и торгового флота, прорыты каналы, улучшены пути сообщения и т. д.

При Периандре Коринф достиг не виданного до тех пор эко­номического благосостояния и упрочил свое положение среди других государств Греции. Периандр находился в дружеских и родственных отношениях с влиятельными родами Афин, с Фра­сибулом, тираном Милета, и даже с самим египетским фарао­ном. Периандр вошел в историю не только как искусный поли­тик, но и как покровитель наук и искусства. Многочисленные коринфские вазы, хранящиеся во многих музеях мира, воскре­шают в памяти былое величие Коринфа. Немало выдающихся людей Греции посетило Коринф при Периандре.

В соседнем с Коринфом городе Мегарах противником ари­стократии во второй половине VII в. выступал тиран Феаген. Однако господство демократии было кратковременным. После изгнания Феагена в Мегарах восторжествовала олигархия.

В Сикионе в первой половине VII в. власть аристократии бы­ла свергнута Орфагором, человеком низкого происхождения (по преданию, он был поваром). Династия Орфагоридов суще­ствовала в Сикионе более ста лет. Особенно известен последний представитель Орфагоридов Клисфен,травивший в первой по­ловине VI в. Про него известно, что он унизил господствовав­шие до того аристократические филы дорийских завоевателей, назвав их «гиатами», «онеатами» и «хойреатами», т. е. «сви­нятниками», «ослятниками» и «поросятниками», а приморскую филу назвал «архелайи» — «владыки народа». О событиях в Сикионе после смерти Клисфена мы знаем мало. Известно, что одно время у власти была антидорическая демократия; затем в Сикионе утвердился тиран Эсхин которого изгнали спартан­цы; они установили олигархию, существовавшую до конца V в.

Таким образом, историческое значение тирании в том, что она была одним из путей создания греческих государств. Ти­раны сломили силу родовых учреждений, обычаев и культов, способствовали дальнейшему росту производительных сил и тем самым подняли социально-экономическое значение сельской я городской демократии.