First air expedition (1928-1930)
Russian
На жаль, цей запис доступний тільки на
Russian.
К сожалению, эта запись доступна только на
Russian.
Первые полеты в Арктике и в Антарктике
На заре авиации многим полярным исследователям казалась заманчивой мысль использовать самолеты для обследования труднодоступных полярных районов.
Еще в 1911 году Дуглас Моусон в период подготовки своей экспедиции заказал фирме «Виккерс» самолет со специальным съемным шасси на лыжах. Однако при пробном полете еще в Австралии самолет разбился, а пилот чуть не погиб. Корпус этого самолета вместе с мотором все же был взят в экспедицию в качестве аэросаней. Но и эта, более скромная попытка, как уже описывалось выше, окончилась неудачей: мотор после первого же пробного пробега саней вышел из строя.
Первые полеты на самолете были совершены в Арктике в 1914 году Я. И. Нагурским в поисках экспедиции Г. Я. Седова.
Уже в первые годы Советской власти идея исследования Арктики при помощи авиации занимала умы русских полярных исследователей. В 1921 году русский летчик Б. И. Российский разработал проект экспедиции на Северный полюс с посадкой на дрейфующий лед. Этот проект горячо поддерживал Ф. Нансен.
В 1924 и 1925 годах в Карском море совершил несколько полетов с целью ледовой разведки летчик Б. Г. Чухновский.
В 1925 году Руал Амундсен осуществил первый полет в Центральную Арктику на двух гидросамолетах типа «Дорнье-Валь», надеясь достичь Северного полюса. В полете участвовал американец Элсуорт. Пилотами были Рисер-Ларсен и Дитраксон. Примерно на 88° северной широты самолеты совершили вынужденную посадку в разводье. Одна из машин при этом была повреждена. Ценой героических усилий Амундсен и его спутники поднялись со льда на одном самолете. Второй пришлось бросить.
В следующем, 1926 году американские летчики Ричард Берд и Флойд Беннетт на самолете типа «Фоккер» достигли полюса, описали над ним круг и вернулись на Шпицберген. В тот же год Амундсен совершил трансарктический перелет от Шпицбергена через Северный полюс на Аляску на дирижабле. Успешный опыт применения самолетов в Арктике заставил задуматься исследователей над вопросом применения авиации в антарктических исследованиях.
Хуберт Уилкинс принимал участие в последней экспедиции Э. Шеклтона на судне «Квест» в 1921 —1922 годах. Он должен был совершать разведочные полеты на пути следования судна. Но внезапная смерть Шеклтона привела к изменению планов экспедиции, и «Квест» не имел возможности зайти за самолетом в Кейптаун.
Впоследствии X. Уилкинс работал в Арктике. В апреле 1928 года, почти одновременно с трансарктическим перелетом Амундсена на дирижабле «Норвегия-1», X. Уилкинс вместе с К. Эйелсоном совершил знаменитый перелет из Аляски на Шпицберген.
А осенью того же года Уилкинс приступает к осуществлению первой воздушной антарктической экспедиции. По первоначальному плану он решил совершить перелет через антарктический континент из моря Уэдделла в море Росса. Но по ходу экспедиции пришлось ограничиться более скромными задачами. В составе экспедиции участвовали товарищ Уилкинса по полетам в Арктике летчик К. Эйелсон, инженер О. Портер, радист В. Ольсен и летчик Д. Кроссон.
Участники экспедиции, снаряжение и два самолета были доставлены пароходом «Гектория» к острову Десепшен у западного берега Земли Грейама. Здесь соорудили главную базу, тсюда Уилкинс предполагал перелететь к морю Уэддедла, создать там вспомогательную базу и уже оттуда совершать более южные полеты вплоть до моря Росса.
Однако под влиянием необычайно высоких температур припай вокруг острова быстро разрушался, и взлететь с него на лыжах было невозможно. Пришлось готовить взлетно-посадочную полосу на суше, а у самолетов лыжи заменять колесами.
16 ноября 1928 года состоялся пробный полет. Это был первый полет в Антарктике. Летчики пытались в дальнейшем найти подходящее ледяное поле, с которого можно было бы взлетать на лыжах. Но всюду лед был сильно разрушен. Пришлось летать на колесах, что значительно суживало возможности исследований.
Полеты Уилкинса и Эйельсона над Землей Грейама
20 декабря 1928 года Уилкинс и Эйельсон стартовали в дальний исследовательский полет на юг. Самолет пересек Землю Грейама в ее северной части. До них никто не проникал во внутренние области этого полуострова. Они пролетели на высоте 2400 метров над ледяным плато, которому Уилкинс дал название плато Детройтского авиационного общества. Затем летчики взяли курс на юг вдоль восточного берега Земли Гоейама и долетели до 71° 20′ южной широты на 64° 15′ западной долготы. К западу от их курса лежала горная страна, берега которой были изрезаны фьордами и заливами, покрытыми льдом, и окаймлены мелкими островами. То ли вследствие плохой видимости, то ли по склонности к необоснованным обобщениям, Уилкинс ошибочно принял один из глубоких заливов за сквозной проход, назвав его Журавлиным каналом. Еще южнее Уилкинс также ошибочно «обнаружил» еще несколько проливов между морями Уэдделла и Беллинсгаузена, превратив, таким образом, Землю Грейама в группу островов.
Низкую, покрытую льдом и снегом землю Уилкинс в конце маршрута зарисовал как часть антарктического континента и назвал ее Землей Хёрста.
Об этой части полета в отчете Уилкинса говорится:
«Край Земли Хёрста, который мы считаем частью большого антарктического материка, вырисовывался сравнительно низким ледяным утесом, который вследствие угла, под которым падали солнечные лучи, был неясно виден на фотографии. И к несчастью, у меня именно в этом важном месте вышли затруднения с фотоаппаратом. К востоку от края материковой земли было видно несколько маленьких, низких нунатаков вблизи мыса, который я назвал мысом Эйельсона. Оттуда низкий ледяной утес слегка поворачивал к югу. Позади к востоку, в тумане, слишком далеко, чтобы запечатлеться на фотопластинке, я видел грозные вершины, возвышавшиеся над окружающими их горами.
Достигнув точки, которая находилась, по нашим расчетам, на уровне 71° 20′ южной широты и 64° 15′ западной долготы, мы успели издержать около половины запаса газолина. Мы установили, что сможем совершить посадку на лыжах в этих краях почти в любом месте, и убедились к нашему удовлетворению, что Земля Грейама не составляет части материка».
Ошибочное представление Уилкинса об островном характере Земли Грейама сохранилось до 1937 года.
10 января 1929 года Уилкинс повторил полет по тому же маршруту, после чего экспедиция вернулась в Америку. Уилкинс составил отчет об экспедиции и карту с ошибочным изображением на месте Земли Грейама островов, а не полуострова,, как это было на самом деле.
Полеты Уилкинса над морем Беллинсгаузена
В следующее антарктическое лето 1929—1930 года Уилкинс участвовал в английской экспедиции на судне «Уильям Скор-сби», на борту которого имелся гидросамолет. На этом самолете’ Уилкинс 29 декабря 1929 года совершил полет в юго-восточную часть моря Беллинсгаузена и установил, что Земля Шарко является островом.
Затем был совершен полет вдоль 101° западной долготы к еще неизвестному берегу в южной части моря Беллинсгаузена. Хотя Уилкинс пролетел до 73° южной широты, ему не повезло: при весьма плохой видимости он не смог усмотреть берега. Судя по тому, что в крайней южной точке самолет находился на высоте 45 метров над уровнем моря, Уилкинс, по-видимому, пролетел над обширным заливом, обнаруженным в 1947 году экспедицией США.
Первая экспедиция Р. Берда
В то время как Уилкинс совершал свои первые полеты в районе Земли Грейама, в море Росса сквозь плавучие льды пробивалась к югу американская экспедиция Ричарда Берда.
Отправляясь в свою первую антарктическую экспедицию, Берд изучил материалы всех предшествующих экспедиций. В своем отчете о подготовке этой экспедиции он говорил:
«В полярных экспедициях, при известных условиях, риск находится в зависимости от подготовки». Этот непреложный закон полярных экспедиций заставлял Берда продумывать все до мелочей.
«Я хочу здесь отметить, — писал Берд, — что мы в долгу перед теми полярными исследователями, которые собственными страданиями научили нас, как надо готовиться к встрече с полярной природой».
Экспедиция снаряжалась на частные пожертвования. Это обстоятельство отнимало много сил и доставляло массу переживаний. Недаром Берд восклицает:
«Сбор денег для полярных экспедиций — всегда трудная задача. Мне не случалось встретить исследователя, который не разорился бы либо не был близок к разорению».
К моменту организации экспедиции Берда радиосвязь в полярных исследованиях стала обязательной. Авиация доказала свою жизненную силу и все больше и больше привлекала внимание полярных исследователей. Берд взял в экспедицию трехмоторный самолет — моноплан Форда и два одномоторных моноплана. Большой самолет предназначался для дальних полетов и главным образом для полета на Южный полюс, а малые самолеты — для доставки полевых научных партий к месту геологических изысканий.
Для наземных походов было взято более 100 ездовых собак и тракторы-вездеходы на гусеничном ходу.
Еще Шеклтон, Скотт и Моусон два десятка лет назад пытались использовать наземный механический транспорт, но несовершенство моторов и ходовых частей машин тех лет не оправдали возлагавшихся на них надежд.
Теперь вездеходы были оснащены мощными моторами и гусеницами, и все же Берд не возлагал больших надежд на этот вид транспорта.
Лишь в последующих экспедициях наземный механический транспорт наравне с авиацией играл важную роль в исследованиях огромных снежных просторов Антарктиды.
«У нас было то преимущество, — писал Берд, — что мы обладали тремя чрезвычайно облегчающими работу исследователя техническими средствами: у нас были, во-первых, самолет, обладающий необычайной скоростью и не знающий тех препятствий, которые тормозят пешехода; во-вторых, — аппарат для аэрофотосъемки, которая все видит и ничего не забывает, и, в-третьих, — радио».
Для экспедиции были приобретены два паровых судна: «Сити оф Нью-Йорк» и «Элеонор Боллинг».
Чтобы сэкономить уголь, «Боллинг» буксировал «Сити» от Новой Зеландии до кромки льдов.
13 декабря 1928 года суда подошли к кромке плавучих льдов севернее моря Росса. С «Боллинга» на борт «Сити» было перегружено 90 тонн угля, после чего «Боллинг» ушел в Новую Зеландию в порт Данидин за новой партией угля.
У кромки льдов «Сити» встретился с норвежской китобазой «Ларсен». С капитаном Нильсеном еще раньше было заключено соглашение о том, что он по пути в открытые воды моря Росса проведет «Сити» через ледовый пак на буксире.
Ледовая обстановка в это лето была тяжелой, но огромный норвежский корабль мощностью в 8000 л. с. и водоизмещением в 17 000 тонн легко пробивал канал в плавучих льдах и, точно яичную скорлупку, тащил за собой «Сити» с водоизмещением в 500 тонн.
«У нас создается впечатление, что мы находимся во власти непреодолимой силы, — отмечает Берд. — Если произойдет столкновение с массивной льдиной, то либо разломается льдина, либо сломается нос нашего корабля».
Вслед за «Ларсеном» и «Сити» по каналу осторожно пробирались крепкие маленькие китобойцы норвежской флотилии.
23 декабря 1928 года суда вышли из льдов. Далее к югу до ледяного барьера шумело и волновалось море Росса. Норвежская китобойная флотилия занялась промыслом китов, а «Сити» продолжал дальнейший, теперь уже самостоятельный путь на юг.
25 декабря «Сити» на 177° западной долготы подошел к ледяному барьеру Росса и пошел вдоль него на восток к Китовой бухте, на берегу которой 18 лет назад высадился Руал Амундсен.
Через три дня судно подошло к воротам в бухту. Она была покрыта неподвижным припаем. Корабль стал на ледовые якоря у кромки припая, и группа участников экспедиции отправилась на собачьих упряжках для обследования окрестностей и выбора места для строительства базы. Они лелеяли тайную надежду найти признаки базы Амундсена — Фрамхейм. Но за два десятилетия все изменилось. Ведь шельфовый ледник не был неподвижным. От него отламывались куски и уплывали в море в виде айсбергов.
Литл-Америка I
Место для базы было выбрано в небольшой бухточке, в глубине которой имелось удобное место для подъема на барьер.
«Мы поднялись по этому склону и оказались как бы в котловине, — вспоминает Берд в своем отчете. — Видимость несколько улучшилась, и мы сразу увидели, что это — идеальное место для базы, которую тут же и окрестили «Литл-Америка» (Маленькая Америка). Площадка была прекрасно защищена от ветров высоким снежным валом, окружавшим ее с севера, юга и востока, и вместе с тем она была легко доступна для погрузочных операций».
От стоянки судна это место находилось в 20 километрах. По мере взлома припая «Сити» подходил ближе к базе. Грузы перевозились по припаю на собаках. Собачьи упряжки ежедневно делали по два рейса. За это же время был выгружен, собран прямо на припае и испытан одномоторный самолет «Фэрчайлд». После этого Берд 15 января 1929 года предпринял первый разведочный полет.
«Через несколько минут полета мы находились уже над пространствами, которых еще не видал человек: утесы барьера скрыли их от Амундсена и его спутников», — записал Берд в дневнике.
Самолет пролетел сначала к югу, затем к западу и далее повернул обратно к стоянке «Сити», где совершил благополучную посадку.
«В течение нескольких часов были обследованы 1200 квадратных миль неизвестного пространства — пешеходу пришлось бы потратить на подобное путешествие много недель, — отмечает Берд.
В планах дальнейших исследований основное внимание Берда привлекали еще никем не исследованные районы к востоку от базы. После первого полета он записывает в дневнике:
«Самые интересные и наиболее важные открытия ожидали нас на востоке. За скалистыми аванпостами Земли Короля Эдуарда VII и неясными очертаниями небольших гор Александры, которые Скотт успел заметить с палубы «Дискавери» в 1902 году, прежде чем натиск ледового пака отогнал его обратно, лежат тысячи и тысячи квадратных миль, которые доселе были недоступны человеческому взору и на которые никогда не ступала нога человека. То, что там находится, представляет, быть может, наиболее увлекательную, до сих пор не разрешенную географическую проблему, хранящую ключ к разгадке главной антарктической тайны и являющуюся целью нашего прибытия на этот далекий суровый материк — проникновение туда, куда человечеству не удавалось проникнуть с начала времен. В последние годы и Шеклтон и Амундсен направляли свои суда в сплошные ледяные поля, охранявшие берег, но каждый раз должны были отступать перед ударами пака».
Разгрузка шла круглые сутки. Люди и собаки день и ночь курсировали между судном и Литл-Америкой.
Тем временем второе судно экспедиции, Элеонор Боллинг», или просто «Боллинг», как называет его в своем отчете Берд, преодолело пояс плавучих льдов и вышло в море Росса.
Припайный лед в Китовой бухте разрушался на глазах, снег на его поверхности становился рыхлым, каюры и нарты нередко погружались в мокрый снег и воду. Поэтому разгрузку «Боллин-га» в столь позднее время было решено произвести на барьер.
До прихода «Боллинга» Берд, воспользовавшись благоприятной погодой, 28 января совершил второй полет к востоку.
Маршрут полета проходил сначала вблизи барьера. Море Росса к северу было свободно от льда. «Как ни странно, мы не могли обнаружить тяжелого сплошного льда, в свое время осаждавшего корабли Амундсена, Скотта и Шеклтона, когда они пытались пробиться на восток. За исключением немногочисленных разбросанных льдин и порою одинокого айсберга, величественно покоящегося на сине-зеленом ковре, море Росса было чисто и открыто до самого горизонта. Южный ветер вынес лед временно на север».
Пролетели над обнаженной скалой — нунатаком Скотта. Его в 1902 году впервые увидел Скотт, а в декабре 1911 года до него дошли норвежцы Преструд, Иохансен и Стебберуд из экспедиции Амундсена. К юго-востоку от нунатака тянулась невысокая горная цепь — горы Александры. А к северу — море Росса, покрытое полями плавучих льдов.
Первые открытия с воздуха
Вскоре погода испортилась, самолет попал в зону снежной метели. Пилот Балкен повернул самолет назад. В районе нунатака Скотта на южном горизонте Балкен и Берд увидели цепь обнаженных горных вершин. Это было первое серьезное открытие экспедиции. Берд отмечает, что норвежец Преструд в 1911 году прошел на санях всего лишь в нескольких милях от этих гор, но не заметил их, вероятно вследствие плохой видимости. Эти горы Берд назвал горами Рокфеллера, в честь Джона Д. Рокфеллера-младшего, оказавшего экспедиции материальное содействие.
На этом второй полет закончился.
Пришел «Боллинг». Припай в Китовой бухте был взломан, и суда пробились через остатки разрушенного льда к барьеру в наиболее низкой его части. До Литл-Америки от этого места санный путь составлял около восьми километров.
Выгрузка была опасной. Неоднократно обламывался край барьера, и сотни тонн льда обрушивались в море. Однажды тонны снега обрушились на палубу «Боллинга», и он чуть не перевернулся. При обвале один человек упал в воду, а второй при падении схватился за канат и повис над водой. Их спасли.
2 февраля «Боллинг» был разгружен частью на барьер, частью на борт «Сити» и вышел в Новую Зеландию.
Второму судну из-за взлома остатков припая приходилось часто менять стоянку, а во время сильных штормов выходить из бухты и крейсировать в море Росса. Только к середине февраля 1929 года выгрузка в основном была закончена.
18 февраля был предпринят полет на двух самолетах: на «Фоккере» и «Фэрчайлде». Берд летел на «Фоккере».
При полете над горами Рокфеллера Бэрд отметил, что горных вершин здесь оказалось больше, чем они видели в предыдущий полет. Подножия гор окаймляли ярко-синие пространства замерзшей воды. Такие озера, по-видимому, образуются в результате летнего таяния снега вблизи темных скал.
Далее легли курсом на юг в надежде увидеть горные возвышенности, которые, по предположению Амундсена, находились на 80° южной широты и, являясь продолжением Земли Эдуарда VII, соединяли ее с Землей Кармен. Однако никаких гор видно не было: «ничего не прерывало монотонности барьера…», — отметил Берд. От 79° 30′ южной широты самолеты повернули к Литл-Америке.
Пространство к югу от гор Рокфеллера и на восток до 150° западной долготы Берд назвал Землей Скотта.
22 февраля 1929 года, когда в бухте начал образовываться молодой лед, «Сити оф Нью-Йорк» под парусами покинул Китовую бухту и ушел на север.
В море Росса судно попало в тяжелые ледовые условия. Берд снова обратился с просьбой к капитану «Ларсена» провести «Сити» через пояс плавучих льдов.
Тем временем «Боллинг», вышедший из Новой Зеландии с новым грузом для экспедиции, пытался пробиться на юг, но Берд посчитал эту попытку слишком рискованной и отменил его плавание.
В Литл-Америке осталось 42 человека. Было решено до наступления полярной ночи создать продовольственные склады на пути будущих весенних походов. Берд считал эту работу необходимой и для того, чтобы неопытные люди освоили походную жизнь, научились защищать себя от холода и сырости, пользоваться спальными мешками и климатической одеждой, выработать и освоить приемы разбивки лагеря.
Кроме того, был запланирован полет геолога Гулда к только что открытым горам Рокфеллера для проведения геологической рекогносцировки.
7 марта 1929 года шесть человек на четырех собачьих упряжках отправились в поход. В этот же день пилот Балкен вылетел на «Фоккере» с геологом Гулдом на борту.
Первая авария
В первые дни от обеих партий поступали по радио хорошие вести. Самолет совершил благополучную посадку вблизи гор Рокфеллера. Санная группа, несмотря на свирепую пургу, благополучно вернулась в Литл-Америку, создав три продовольственных склада на расстоянии 70 километров к югу от базы.
Через некоторое время начала вызывать беспокойство самолетная группа. Самолет не мог вылететь в Литл-Америку из-за плохой погоды. Когда в горах устанавливалась летная погода, в Литл-Америке бушевала пурга, и наоборот: когда в Литл-Америке стояла хорошая погода, в горах свирепствовал шторм.
С 15 марта с самолетом прервалась радиосвязь. Радисты из Литл-Америки в назначенные часы сообщали горной группе погоду, хотя и не получали ответа. На базе начали подготовку полета на втором самолете. Берд приказал готовить к походу в горы спасательную партию на собаках.
Точное местоположение самолетной группы не было известно.
Только 20 марта стихла пурга. Берд с пилотом Смитом и радистом Хансоном вылетели на «Фэрчайлде» на поиски пропавших. Погода во время полета была не из благоприятных. Солнце спускалось к горизонту, поверхность обволакивали вечерние тени, а в районе гор самолет летел под облаками. Видимость была плохой. Горные вершины еле различались.
Берд описывает этот напряженный момент поисков такими словами:
«Становилось темно. Ветер усиливался; внизу, под нами, по-видимому, бушевала метель… Я уже собрался было предложить Смиту повернуть на север, чтобы обследовать остальные возвышенности, как вдруг он схватил меня за руку и указал вперед. Я увидел столб дыма, неясно стлавшийся по ветру, и огонек…
Мы полетели к огню и стали спускаться. Вскоре мы увидали на земле знак в виде большого Т, выложенного флагами… По-видимому, наш самолет спускался в большую котловину у подножия гор. В темноте казалось, что мы беспощадно падаем в фарфоровый сосуд…»
И все же Смит совершил благополучную посадку. Все были живы и здоровы. Оказалось, что во время пурги 15 марта порыв ветра сорвал самолет с места, пронес его по воздуху несколько сотен метров и бросил о твердую поверхность. Самолет был разбит, и от удара вышел из строя генератор радиостанции — у него отлетела ручка. Гулд рассказал, что на следующий день, когда ветер немного утих, они перебрались в разломанный самолет и слушали все сигналы с Литл-Америки, слышали, как товарищи обсуждали их положение с радистами в Нью-Йорке, но не смогли ничего сообщить о своем положении.
Потерпевший аварию экипаж был отправлен в Литл-Америку на прилетевшем самолете. Берд, Гулд и Хансон остались ждать второго рейса. И снова испортилась погода. Только на четвертый день люди были благополучно доставлены в Литл-Америку.
Приближалась полярная ночь. Два оставшихся самолета были поставлены в траншеи, вырытые в снегу. Солнце скрылось за горизонт 17 апреля. Здания базы соединялись между собой подснежными тоннелями.
В общем зимовка проходила благополучно. В теплых и удобных помещениях люди готовили разнообразное снаряжение для будущих полевых исследований. В свободные часы увлекались всевозможными играми, спортом, смотрели кинокартины. Был создан «антарктический университет», в котором ученые читали лекции на темы, имеющие то или иное отношение к научным исследованиям экспедиции.
Впервые в антарктической экспедиции широко использовалось радио. Регулярно велись наблюдения за погодой, полярными сияниями, геомагнетизмом. Геологи занимались изучением снега и льда, исследовали образование трещин. Совершая экскурсии на край ледника — к барьеру, зимовщики отмечали, что после сильного южного ветра море Росса нередко бывает свободным от льда — темная полоса водяного неба ярко выступала из окружавшей серой мглы.
Кроме повседневных дел и мелких забот Берд и его спутники особенно часто обсуждали план основной задачи экспедиции — предстоящий полет к Южному полюсу. Профессор Гулд со своими помощниками разрабатывал планы геологической экспедиции в центральную область горной цепи Королевы Мод, открытой Амундсеном.
22 августа возвратилось солнце. Всегда и везде полярники ждут этого дня с большим нетерпением. Появление солнца говорит о приближении весны, о начале самых интенсивных и напряженных полевых исследований.
15 октября вышла на юг вспомогательная партия для создания складов продовольствия. Преодолев опасные участки трещин, вспомогательная партия прошла на юг до 81° 45′ южной широты и 163° 20′ западной долготы, создала на этом участке четыре продовольственных склада и в начале ноября вернулась в Литл-Америку.
Геологическая партия под руководством Гулда вышла на юг 4 ноября. В этот весенний период были испытаны автосани (вездеход). В первом же походе в 120 километрах к югу от базы они безнадежно сломались, и водители вернулись домой пешком.
Полет к Южному полюсу
5 марта авиагруппа экспедиции извлекла из-под снега самолеты. После приведения их в готовность были совершены небольшие испытательные полеты в районе Литл-Америки.
18 ноября 1929 года был предпринят первый полет для создания промежуточной базы горючего у подножия ледника Акселя Гейберга.
«Первая часть летного задания была успешно закончена, — констатировал Берд в своем отчете, — теперь мне хотелось тщательно обследовать Землю Кармен, для чего я предполагал продолжить полет по меньшей мере на 100 миль к востоку… «Форд» поднялся на 1000 метров; видимость к востоку была не менее 50 миль. Однако Землю Кармен я нигде не мог обнаружить. Один лишь барьер снежными волнами безгранично тянулся на восток. По-видимому, большая гряда давления или просто мираж привели Амундсена к ошибочному выводу, что здесь находится суша. Итак с географической точки зрения наш полет для устройства базы был весьма интересен: мы теперь достоверно знали, что известные границы барьера должны быть отодвинуты по крайней мере на 100 миль к востоку».
Бэрд собирался пролететь еще дальше к востоку, но механик Джун обнаружил, что горючее в баках на исходе. Пришлось кратчайшим путем лететь на базу. Все же за 150 километров до Литл-Америки горючее кончилось, и пилот Смит совершил вынужденную, но благополучную посадку. К месту посадки прилетел второй самолет, который доставил горючее. В целом полет завершился благополучно. База у подножия гор была создана.
28 ноября самолет с Бердом, пилотом Балкеном, механиком Джуном и фотографом Мак-Кинлеем вылетел к полюсу.
Подлетая к горам Королевы Мод, самолет набрал высоту 3000 метров. На плато, окружавшее полюс, было решено подняться по долине одного из ледников, но никто не знал, какова истинная высота самой высшей точки перевала. Хватит ли силы моторов подняться на эту высоту? Какой из ледников избрать для перелета через горы, какой путь лучше? Но времени для раздумий не было. «Мы выбрали ледник Лив, открытый Амундсеном и названный им в честь дочери Нансена, — пишет Берд. — Казалось, проход в нем шире, чем в леднике Акселя Гейберга, и не так высок».
В долине ледника потоки воздуха стали подбрасывать самолет то вверх, то вниз. В центре ущелья впереди по курсу из ледника выступала островерхая скала. Высота полета 3200 метров. Ущелье было узким, и обогнуть скалу не было никакой возможности. Самолет с трудом набирал высоту. Нужно было облегчить машину. Что выбросить? Снять горючее или сбросить продовольствие? Сбросили один мешок с продовольствием, затем второй. Самолет поднялся еще на 150 метров. И наконец горы остались позади. Самолет летел над плато вдоль 171-го меридиана на высоте 3500—4000 метров.
29 ноября 1929 года в 1 час 14 минут по гринвичскому времени самолет достиг заветного района и сделал круг над Южным полюсом. Обратно летели по 168-му меридиану, затем через долину ледника Акселя Хейберга спустились на шельфовый ледник Росса и здесь совершили благополучную посадку.
После заправки горючим самолет в 10 часов 20 минут 29 ноября 1929 года приземлился в Литл-Америке. Основная цель экспедиции Берда была выполнена. Полет длился 18 часов 39 минут.
Земля Мэри Берд
Удача окрылила Берда и его товарищей. Он решил воспользоваться самолетом для обследования неведомых территорий на востоке от базы. Полет состоялся 6 декабря 1929 года. Были определены очертания берега за Землей Короля Эдуарда VII и открыты новые горы, названные горами Эдсела Форда, в честь одного из финансовых покровителей экспедиции. Новые пространства к востоку от этих гор Берд назвал Землей Мэри Берд, в честь своей жены.
Тем временем геологическая партия, руководимая Гулдом, достигла подножия гор на юге и в районе вспомогательной базы, созданной при помощи самолета, поднялась на ледник Акселя Хейберга. На северных склонах скал горы Нансена были найдены лишайники. Затем партия прошла на восток на Землю Мэри Берд до 85° 27′ южной широты и 147° 30′ западной долготы. Оттуда Гулд радировал в Литл-Америку: «Окончательно выяснили, что никакой Земли Кармен не существует».
Наступил новый, 1930 год. Китобойные флотилии крейсировали вдоль северной кромки льдов моря Росса на 68-й параллели, дожидаясь, пока лед разрушится под влиянием летнего тепла, ветров и волн.
Геологическая партия, закончив работу в горах, пробивалась по старому пути на север, к Литл-Америке.
В Аитл-Америке постепенно готовились к свертыванию базы. «Сити оф Нью-Йорк» шел на юг из Новой Зеландии по бурному морю. Ледовая обстановка в северной части моря Росса была в том году тяжелой. Только в начале февраля «Сити» пробился через пояс паковых льдов и 18 февраля прибыл в Китовую бухту. На судно были погружены приборы, одежда и наиболее ценное оборудование. Литл-Америка опустела. На следующий день «Сити» вышел в обратный путь. Нужно было спешить, так как море стало замерзать.
Судно благополучно прошло на север через ледовый пояс У северной кромки с «Боллинга» перегрузили на «Сити» необходимое количество угля. Экспедиция благополучно закончилась. Берд и его спутники обследовали с самолета около 400 тысяч квадратных километров Антарктиды, открыли ряд горных цепей и ледников, собрали интересные геологические коллекции, выполнили комплекс длительных наблюдений над погодой, снежным покровом, магнитным полем земли и полярными сияниями.
Экспедиция продемонстрировала большие перспективы использования в антарктических исследованиях авиации.