Americans work in Antarctica after IGY (1958-1959)
Russian
На жаль, цей запис доступний тільки на
Russian.
К сожалению, эта запись доступна только на
Russian.
Операция Дипфриз IV
Доставка грузов на полюс и на станцию Берд осуществлялась тяжелыми самолетами «Глобмастер». На Южный полюс нужно было сбросить 451 тонну, на Берд — 522 тонны. Операции по сбросу начались в октябре 1958 года. Однажды, когда самолеты были в воздухе, на Мак-Мёрдо разразилась пурга. Самолеты благополучно приземлились на запасной полосе у станции Халлет.
Через несколько дней после этой пурги «Глобмастер», перелетавший из Новой Зеландии в Антарктиду, разбился, врезавшись в склон горы при подлете к станции Халлет. Шесть человек погибло.
На спасение было послано пять самолетов, два вездехода и вертолет. Вертолету через сутки удалось спасти семерых человек, оставшихся в живых.
12 октября 1958 года на станцию Берд прибыл из Литл-Америки санно-тракторный поезд — пятый с момента создания станции. Он доставил 230 тонн груза.
В связи с ликвидацией Литл-Америки командование операциями по снабжению внутриконтинентальных станций решило создать временную промежуточную базу между Литл-Америкой и станцией Берд. Сюда был завезен домик с радиостанцией и установка для добывания водорода. В этом пункте, названном станцией Рокфорд, летом, в период полетов между базой Мак-Мёрдо и Берд, должны были производиться наблюдения за погодой и выпускаться шары-зонды для определения ветра на высотах.
К 13 ноября 1958 года все воздушные операции по снабжению внутриконтинентальных станций были закончены, и самолеты вернулись в Новую Зеландию.
Джордж Дюфек руководил операциями в последний раз. Он ушел в отставку. Вместо него был назначен контр-адмирал Дейвид М. Тайри.
31 декабря 1958 года закончился Международный геофизический год. Но с этой датой не прекратились усилия ученых по изучению природных явлений. Международный геофизический год (МГГ) перешел в Международное геофизическое сотрудничество (МГС).
Сотрудничество, дружба, взаимная помощь, обмен научными материалами, обмен учеными между экспедициями разных стран, возникшие в период МГГ в Антарктиде, продолжали развиваться. В результате дружного штурма разрешались многие загадки ледяного континента. Они сменились достоверными фактами, научными теориями, получили объяснение и поставлены на свое место в цепи связей процессов, происходящих в природе.
Эти годы вписали много новых имен в книгу истории исследования Антарктики.
В период Международного геофизического года ушли из жизни ветераны, чьи имена чтут все исследователи Антарктики: Ричард Берд, Дуглас Моусон, Хуберт Уилкинс. Они активно участвовали в подготовке Международного геофизического года и в экспедициях, помогали советами.
Сокращение стационарных наблюдений
После окончания МГГ американцы в значительной мере решили сократить объем стационарных наблюдений. Была закрыта Литл-Америка; станция Элсуэрт передана аргентинцам, а станция Уилкс — австралийцам. Объем наблюдений на станциях Амундсен-Скотт и Берд остался примерно таким же.
Станция Мак-Мёрдо по-прежнему являлась базой, с которой военная авиация в весенний сезон производила снабжение внутриконтинентальных станций. Военные же обеспечивают здесь службу погоды и аэрометеорологические наблюдения.
На американские станции значительная часть специалистов прибывает лишь на летний антарктический сезон. В планах американских специалистов произошел сдвиг от геофизических исследований в сторону геологии, биологии рыб, птиц и тюленей. Особое внимание стало уделяться изучению физиологии и психологии человека в антарктических условиях. Для биологических исследований в Мак-Мёрдо создана специальная биологическая научно-исследовательская лаборатория.
В морской группе операции Дипфриз IV участвовало девять кораблей. В конце 1958 года первым вышел в море Росса ледокол «Глетчер», затем ледокол «Стейтен Айленд» и наконец транспорт «Уайандот» и танкер «Неспелей» в сопровождении ледокола «Нортуинд».
В начале 1959 года весь персонал со станции Литл-Америка был эвакуирован. Ледокол «Эдисто» снял американский персонал со станции Элсуэрт. Сюда 3 января 1959 года прибыл аргентинский ледокол «Сан-Мартин». Состоялась церемония передачи станции аргентинцам.
Ледокол «Бертон Айленд» в январе 1959 года снял персонал станции Уилкс. Новая смена австралийцев была доставлена на станцию Уилкс на борту «Магга Дан».
Продолжение исследований мощности ледника
Во время похода со станции Элсуэрт в прошлом антарктическом летнем сезоне было установлено, что шельфовый ледник Фильхнера простирается к югу от моря Уэдделла на расстояние до 500 километров. По предварительным данным, площадь ледника Фильхнера равна примерно 330 тысячам квадратных километров, в то время как ледника Росса — 540 тысячам квадратных километров.
30 октября 1958 года со станции Элсуэрт отправился в путь исследовательский отряд с намерением пересечь ледник Фильхнера и дойти до станции Берд. Возглавил этот поход Джон Пир-рит — шотландский гляциолог, поступивший на службу к американцам.
В пути через каждые 50 километров выполнялись сейсмические измерения толщины льда и другие попутные наблюдения. Поезд пересек большой ледяной остров, открытый в прошлом походе, и глубокий желоб, простирающийся под шельфовым ледником. Основной целью похода было уточнить простирание этого желоба. Дело в том, что после обнаружения в прошлом сезоне больших глубин под шельфовым ледником Росса и открытия желоба под шельфовым ледником Фильхнера снова возродилась идея о соединении морей Росса и Уэдделла.
По линии маршрута похода граница шельфового ледника была обнаружена вблизи 83° южной широты и 74° западной долготы. В этом месте коренное ложе круто поднимается до 1200 метров выше уровня и опускается на 1200 метров ниже уровня моря. Отдельные вершины значительно выступают над поверхностью ледника и достигают 2000—2500 метров над уровнем моря, в то время как высота поверхности ледника в этом районе колеблется от 1400 до 2200 метров над уровнем моря.
Участники похода утверждают, что этот горный район простирается с востока на запад по крайней мере на 130 километров.
Между открытыми горами и станцией Берд подстилающие лед коренные породы повсюду лежат ниже уровня моря. Рельеф подледной поверхности весьма неровный. Наибольшая мощность льда была обнаружена примерно в 120 километрах восточнее станции Берд, где коренные породы лежат ниже уровня моря на 1900 метров.
7 января 1959 года партия Пиррита прибыла на станцию Берд.
8 этот же сезон Пиррит возглавил поход на трех вездеходах со станции Берд к северу для обследования горного хребта Экзекьютив Коммитти (Исполнительного Комитета). Поезд вышел 14 февраля и вернулся на станцию через три недели — 6 марта.
Горы Экзекьютив Коммитти были открыты с самолета американской экспедицией 1939—1940 года; недалеко от этих гор американцы пролетали в 1947 году в период экспедиции Хайд-жамп. Тогда летчики сообщили, что здесь находится самый высокий пик в Антарктиде, высотой в 6000 метров.
Отряд Пиррита определил точное положение этих гор. Хребет простирается примерно на 110 километров с севера на юг и лежит между 76° 20′ и 77° 20′ южной широты. Никакого гигантского пика здесь не оказалось. Горы в значительной своей части покрыты снегом и ледниками. Отдельные пики имеют высоту не более 4000 метров над уровнем моря.
На поверхности снега в радиусе 8—10 километров были найдены куски горных пород. Создавалось впечатление, будто обломки этих пород разбросаны в результате вулканического извержения. Детальное обследование гор не говорило о признаках современной вулканической деятельности. Этот факт пока не объяснен.
Джон Пиррит остался научным руководителем станции Берд на вторую зиму, а весной он возглавил поход, продолживший маршрут к северу от этой станции. Отряд вышел в путь 5 ноября 1959 года. Были детально обследованы горы Экзекьютив Коммитти. От этого горного хребта шесть человек на двух вездеходах прошли до берега моря Амундсена. Здесь, как сообщается в кратком отчете, они были награждены видом ясного неба и открытой воды насколько мог охватить взор. Поход Пиррита поддерживался с воздуха. Самолет доставлял поезду со станции Берд горючее для вездеходов.
8 февраля 1960 года отряд вернулся на станцию Берд, а через два дня участники похода были доставлены самолетом «Скайтрейн» в Мак-Мёрдо для дальнейшего следования на корабле домой.
Проблема подледного трансантарктического желоба решалась еще двумя партиями.
В конце 1958 года на самолетах был выполнен сейсмический разрез вдоль 130-го западного меридиана между горами Экзекьютив Коммитти и Гарольда Берда. На всем профиле, за исключением участков, прилегающих к горным хребтам, коренные породы залегают ниже уровня моря, а лед имеет толщину от 1500 до 2000 метров. Этот разрез показал, что коренные породы лежат значительно ниже уровня моря и что как будто подтверждает предположение о существовании канала, продолжающегося со стороны моря Росса. Этот канал заполнен континентальным льдом.
В 1958—1959 году был предпринят поход на трех вездеходах со станции Берд к югу. Поход возглавил сейсмолог Чарлз Бентли. Маршрут проходил по треугольнику, в направлении против часовой стрелки: станция Берд — горы Хорлик — вдоль гор Хорлик на восток до 92-го западного меридиана — станция Берд.
Поход начался 1 ноября 1958 года и закончился 20 января 1959 года. Определения мощности ледника показали, что к югу от станции Берд коренные породы залегают значительно ниже уровня моря, но по мере подхода к горам Хорлик они поднимаются и возвышаются в виде пиков над поверхностью ледника. Есть основания полагать, что горы Хорлик и Сентинел соединяются подледным хребтом, лежащим выше уровня моря.
Обобщая результаты американских походов, выполненных в период МГГ в Западной Антарктиде, исследователи пришли к отрицанию существования подледного желоба между морями Росса и Уэдделла. Вместе с тем получены вполне определенные данные о том, что между морями Росса и Беллинсгаузена через всю центральную часть Земли Мэри Берд простирается широкий, заполненный льдом желоб, в котором поверхность коренных пород лежит ниже уровня моря. Если снять весь лед, то непрерывный широкий водный канал соединил бы море Росса с морем Беллинсгаузена.
Американские гляциологи на основе рельефа поверхности ледника и коренного ложа Земли Мэри Берд делают вывод о том, что ледяной покров Западной Антарктиды берет свое начало от двух отдельных ледяных куполов, образовавшихся в двух гористых районах: один в районе горного хребта Экзекьютив Коммитти, а другой между горами Хорлик и Сентинел. Па мере расширения этих куполов они соединились, вытеснив воду, заполнявшую между ними широкий пролив. Возможно, что первоначально ледниковые купола соединял находящийся на плаву шельфовый ледник, который затем превратился в современный; ледяной покров, покоящийся на коренном ложе.
Можно ли окончательно утверждать, что между морями Росса и Уэдделла подледный желоб отсутствует? Ясно лишь, что отсутствует широкий желоб, так как промеры мощности ледника выполнялись через 50—100 километров.
На основе исследований делается еще одно предположение, говорящее не в пользу существования такого желоба. Складчатые горы Сентинел, Хорлик и Королевы Мод являются продол жением складчатых гор Земли Грейама. И остается еще слабая надежда, что глубокая ложбина под ледником Фильхнера и желоб, обнаруженный под западными и южными границами шельфового ледника Фильхнера, могут быть соединены узким желобом, разрывающим складчатые горы и антарктический горст Земли Виктории. Но это сумеют решить только детальные промеры толщины льда в крайних южных районах.
Интересно отметить, что партия Бентли в декабре 1958 года несколько дней посвятила геологическому обследованию гор Хор-лик и нашла здесь окаменелые деревья, ископаемые листья, морские раковины и пласты каменного угля.
Альберт Крери после второй зимовки в Литл-Америке отправился 15 октября 1958 года в весенний поход на запад. Отряд на трех вездеходах «Сноу-Кэт» сначала пошел по шельфовому леднику Росса, параллельно его барьеру, до бухты Скелтон, в районе пролива Мак-Мёрдо. Промерами подтверждено, что в западной части шельфового ледника Росса при подходе к горам имеется глубоководный желоб с глубинами более 1000 метров. Затем поезд поднялся по леднику Скелтон на высокогорное плато и прошел на запад вдоль 78-й параллели до 131-го восточного меридиана.
Высоты снежной поверхности от вершины ледника Скелтон сначала уменьшаются примерно на 150 метров, затем постепенно увеличиваются и в конечной точке достигают 2850 метров над уровнем моря. Средняя толщина льда на разрезе около 2300 метров. Поверхность коренного ложа лежит на высоте, близкой к уровню океана.
В 1959—1960 году американские исследователи совершили большой поход по Земле Виктории до Земли Адели. Отряд под руководством Ван дер Ховена на трех вездеходах поднялся по леднику Скелтона на плато и отсюда направился на юго-запад. В пути через каждые 500 километров поезду сбрасывались бочки с горючим. Не доходя примерно 50 километров до заброшенной французской станции Шарко, отряд повернул прямо на восток — к станции Халлет. Один вездеход пришлось бросить в пути. Продолжая следовать на восток, отряд подошел к горам и начал спускаться по ледникам. Дальнейший путь на изношенных вездеходах среди трещин был опасен. Летнее время было на исходе. Решили эвакуировать отряд на самолете.
В начале февраля самолет «Скайтрейн» на лыжах выбрал в ледниковой долине, в 300 километрах от станции Халлет, посадочную площадку. Самолет здесь приземлился, и летчики вызвали наземный отряд к себе. 12 февраля 1960 года самолет, используя реактивные ускорители, взлетел и доставил путешественник на станцию Халлет. Вездеходы и снаряжение были брошены.
Сейсмическое зондирование, выполнявшееся через каждые 80—1000 километров маршрута, показало, что толщина ледника на плато в этом районе, по предварительным данным, равна примерно 3000 метров. Высота поверхности снега колебалась от 2700 до 2400 метров. Следовательно, коренные породы лежат здесь ниже уровня моря на 300—600 метров.