4 years ago
No comment

Sorry, this entry is only available in
Russian
На жаль, цей запис доступний тільки на
Russian.
К сожалению, эта запись доступна только на
Russian.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Амебы в книге помещен портрет!

Но не к лицу простейшему гордиться —

Оно умеет есть, ну, и делиться,

А шить, читать и умываться — нет.

Джулиан Хаксли

Биология как наука о живых организмах началась с того момента, когда человек впервые стал отличать полезных жи­вотных и растения от вредных и опасных. Стремление удо­влетворить материальные потребности приводило к возникно­вению той или иной области научного познания; так и био­логия самым тесным образом связана с производством пищи и попытками человека защититься от болезней.

Биологические знания значительно старше цивилизации, но систематическое и всестороннее изучение растений и жи­вотных началось сравнительно недавно. Первые биологи по­явились в Европе около трехсот лет назад (мы не говорим здесь о таких выдающихся ученых, как Аристотель в антич­ный период или Альберт Магнус в средние века). Открытия, сделанные во время далеких путешествий, стимулировали ин­терес к изучению живых организмов. Новые виды деревьев и зверей, новые съедобные растения и новые виды пищи вы­зывали хотя и односторонний, но весьма плодотворный инте­рес к биологии. Чтобы извлечь из этих открытий как можно больше пользы, понадобилась общепринятая классификация и система названий для всех известных к тому времени жи­вых организмов. Поэтому проблема классификации растений и животных в XVIII столетии привлекает внимание многих биологов.

Одним из таких открытий, сделанных в новых странах, было обнаружение там ранее неизвестных типов людей. Тем не менее Карл Линней, создатель системы классификации ра­стительного и животного мира, отнес все человеческие суще­ства к одному виду, названному им Homo sapiens,то есть человек разумный. Вот об этом виде и пойдет речь в нашей книге. Человек будет рассматриваться с точки зрения био­лога, но это совсем не означает, что человеческие нужды и желания останутся вне поля зрения. Биология человека — наука, представляющая практическую ценность для всех людей. Здоровье и болезни, пищевые ресурсы и размер и до­став человеческих популяций, разнообразие типов людей и их способности — во всех этих вопросах не только желательно, но и необходимо разбираться человеку XX столетия.

До XVII века образование было преимущественно гума­нитарным (с тех пор как отвергли прекрасную греческую систему, уделявшую немало внимания физическому, музыкаль­ному и театральному воспитанию). C некоторым опозданием люди теперь начинают понимать, что гуманитарное образова­ние — в лучшем случае половина образования, а полный курс должен включать и представления о методах и результатах самых разных наук, способствуя тем самым развитию науч­ного мышления.

В этой книге сделана попытка связать основные факты биологии человека с проблемами, стоящими перед современ­ным человечеством. Так, в гл. 1 рассматривается один из ос­новных вопросов всей книги — о природе и воспитании (или наследственности и окружающей среде). Можно ли изменить природу человека; что означает подобное высказывание и справедливо ли оно вообще? Более детально некоторые проб­лемы генетики человека анализируются в гл. 2. Последняя глава первой части рассказывает о размножении и развитии человека.

Следующие за ней шесть глав посвящены эволюции чело­века и различиям, существующим в настоящее время между группами людей (или расами), а также между мужчиной и женщиной. Подавляющему большинству людей известно, что человек произошел от обезьяноподобных предков; в гл. 4 в общих чертах обосновывается это положение, а в гл. 5 дается некоторое представление об эволюции самого важного чело­веческого признака — поведения. Людей отличает друг от друга не только внешность и цвет кожи; среди них есть умные, и глупые, добродетельные и преступные. Эти факты ставят перед обществом серьезные вопросы, и биология помогает разрешить некоторые из них.

Ряд глав посвящен различным проблемам человеческих, популяций. Человек, как все живое, чтобы выжить, должен? бороться с голодом и заболеваниями и в то же время размно­жаться. Поэтому в третьей части книги рассматриваются во­просы питания, заболеваний и колебания численности челове­ческих популяций.

Может показаться, что такой биологический подход к изу­чению человека принижает его до ступени «простого живот­ного». На самом деле чтение этой книги позволяет получить достаточно ясное представление об уникальном характере человеческого вида. Поэтому мы и не приносим извинений за объективное рассмотрение проблем, стоящих перед человече­ством. Доктор, просчитывая пульс у пациента, проводит такое же объективное измерение, как и инженер, который наблю­дает за работой двигателя и которого никто за это не крити­кует. Разумеется, человек гораздо сложнее любой машины, но это не должно мешать объективности наших суждений а самих себе.