4 years ago
No comment

Sorry, this entry is only available in
Russian
На жаль, цей запис доступний тільки на
Russian.
К сожалению, эта запись доступна только на
Russian.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Гораздо больше и не столь специальным языком можно сказать о взаимодействии наследственности и среды (или, как мы говорим, природы и воспитания). Определить, какая часть изменчивости данного признака, например роста, объ­ясняется наследственностью, а какая — воздействием окру­жающей среды, — одна из самых серьезных проблем. Лучше всего проследить это на особой группе людей — так назы­ваемых однояйцовых близнецах.

Существует два типа близнецов. У европейцев примерно три четверти близнецов появляются в результате одновре­менного выхода двух яйцеклеток, по одной из каждого яич­ника, в момент введения семени. Обе яйцеклетки оплодотво­ряются и развиваются бок о бок в матке. Небольшие млеко­питающие (кошки, собаки, крысы, кролики) и некоторые крупные млекопитающие (например, свиньи, львы, тигры) производят на свет одновременно нескольких детенышей. У человека такие близнецы называются двуяйцовыми; они могут внешне значительно отличаться друг от друга и, ра­зумеется, иметь разный пол. Близнецы другого типа разви­ваются из одного-единственного оплодотворенного яйца, на раннем этапе развития разделившегося на две самостоятель­ные части — каждая дает начало отдельному индивидууму. Так появляются однояйцовые близнецы. Генетически они од­нотипны, так как хромосомы в ядрах клеток всего организма произошли от одного набора хромосом, первоначально нахо­дившегося в яйцеклетке. Однояйцовые близнецы проявляют подчас поразительное сходство, не только внешнее, но и в эмоциональных особенностях. Они всегда одного пола.

Но, пожалуй, самым важным является то обстоятель­ство, что полностью они никогда не идентичны. Хотя чаще всего они растут вместе и их окружение почти также одина­ково, как и генетические факторы, все же можно заметить известные различия; правда, в среднем их гораздо меньше, чем между обычными братьями и сестрами или двуяйцовыми близнецами. Так, результаты специальной количественной оценки их умственных способностей различаются в среднем примерно на 9 баллов, в то время как у обычных братьев и сестер различие это доходит до 16 баллов.

Проявления заметных различий между однояйцовыми близнецами всегда чрезвычайно сложны. Для иллюстрации приведем такой пример: одна из двух сестер-близнецов ро­дилась с меньшим весом, медленнее росла, постоянно отста­вала в физическом и интеллектуальном развитии и чаще бо­лела различными инфекционными болезнями. Кроме того, на протяжении восьми лет у нее наблюдалась тяжелая форма гипертонии. У ее здоровой сестры кровяное давление было нормальным, но, как показали исследования, потенциально она тоже имела склонность к сужению сосудов; возможно, перенеси она в свое время какое-нибудь серьезное заболева­ние, и у нее развилась бы гипертония, как у сестры. По всей вероятности, такое различие у сестер-близнецов следует объяснить неудачным положением плода в матке; в процессе развития это привело к накоплению неблагоприятных факто­ров для одного близнеца, в результате его развитие, интел­лектуальное, эмоциональное и физическое, протекало по-иному во всех отношениях.

Любопытные исследования проводились с парами близ­нецов, разъединенных в раннем возрасте и выросших в раз­ных семьях и в совершенно непохожих условиях. Нередко приходится слышать, что, несмотря на это, близнецы оста­ются по-прежнему удивительно схожими. И в самом делеобычно это действительно так: известны случаи, когда раз­деленные пары близнецов находили друг друга уже взрос­лыми благодаря тому, что одного из них ошибочно прини­мали за другого. Правда и то, что сходство между однояй­цовыми близнецами, живущими совместно или раздельно, проявляется самым поразительным образом: даже кариесом поражаются часто одни и те же зубы. В отдельных случаях это сходство играет очень важную роль в жизни близне­цов. Сошлемся на такой пример. Два однояйцовых близнеца жили в Оксфорде; один из них умер от неоперабельного рака желудка, у оставшегося в живых рентгенологическое обследование не обнаружило никаких патологических изме­нений. Обследование повторяли каждые три месяца, и че­рез год обнаружилось слабое указание на утолщение в стенке желудка. Одних показаний рентгена было недоста­точно для принятия решения об операции, тем не менее боль­ного оперировали, удалив на ранней стадии раковую опу­холь — такую же, от которой умер первый близнец. Пациент выздоровел.

Но вернемся к близнецам, с детства воспитывающимся в разных условиях. Мы вовсе не всегда констатируем их чрезвычайное сходство между собой. К примеру, двух маль­чиков, уроженцев Глазго, разделили, когда им было три года: один из них остался в рабочем квартале города, дру­гой жил в деревне под Глазго. Когда им исполнилось шест­надцать лет, их сравнили и обнаружили, что умственные способности обоих выше среднего, но юноша, живший в го­роде, набрал 125 баллов, в то время как его брат, живший в сельской местности, — только 106. Оба они оказались хоро­шими футболистами, но у выросшего в деревне физическое развитие было лучше (в частности, он обогнал своего брата в росте на 2,5 сантиметра) и он проявил большую способ­ность к работе с различными механизмами.

Этот пример лишний раз подтверждает влияние окру­жающей среды на интеллектуальное и физическое развитие человека. Среда оказывает влияние и на эмоциональное состояние. В доказательство этого положения приведем та­кой пример. Две американские девушки — однояйцовые близ­нецы — с детства воспитывались в разных условиях. Одна росла в состоятельной семье, была окружена многочислен­ными друзьями и получила хорошее образование. Другая, воспитывавшаяся в бедной среде, не получила законченного образования, мало общалась с людьми. В результате первая в двадцать лет была веселой общительной и жизнерадост­ной девушкой, в то время как у ее сестры настроение то и дело менялось, она была застенчива, нерешительна, выгля­дела подавленной, страдала дефектом речи (шепелявила).