4 years ago
No comment

Sorry, this entry is only available in
Russian
На жаль, цей запис доступний тільки на
Russian.
К сожалению, эта запись доступна только на
Russian.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Нашим следующим шагом будет сравнение только что рассмотренного типа поведения с поведением, зависящим от индивидуального опыта. Под «опытом» здесь не обязательно подразумевать только сознательный опыт, мы имеем в виду и те определенные условия, с которыми сталкивается каж­дый индивидуум в течение всей жизни, особенно в детстве. Из всего многообразия групп животных млекопитающие об­ладают наибольшей гибкостью поведения (и, как мы уже от­мечали, имеют самый крупный относительный размер мозга). Несомненно, и в поведении млекопитающих немало врожден­ного элемента (вспомним вылизывание шерсти у домашней кошки). Но, как показывает внимательное изучение, поведе­ние, кажущееся с первого взгляда несомненно врожденным (или инстинктивным), на самом деле в значительной степени зависит от научения.

Это удалось доказать Као в его известных опытах с лов­лей мышей кошками. Као изучал поведение котят, которые в ранние периоды жизни находились в разных условиях: одни воспитывались вместе с мышами или крысами, другие сразу по окончании кормления молоком матери росли отдельно, а третьи воспитывались вместе с матерью и видели, как та раз в несколько дней убивала мышь или крысу. Из тех котят, что росли с крысой или мышью, только трое (из восемнадцати) убили животное и ни один не убил животное того вида, вме­сте с которым он рос. Из двадцати котят, воспитанных от­дельно, убили животных девять, а из двадцати одного, ви­девших, как убивает мать, — восемнадцать.

Этот пример особенно показателен, так как большинство людей, несомненно, считают ловлю мышей кошками проявле­нием инстинкта. В самом деле, у некоторых кошек склонность к ловле мышей очень сильна: даже в первой группе мышей убивали три кошки. На основании этого Джон Б. С. Холдейн предложил разводить кошек по признаку склонности к убий­ству, чтобы получить породу, которая убивала бы, даже не имея родительского примера, и соответственно по признаку «пацифизма», чтобы получить породу, которую никогда нель­зя будет склонить к убийству. Это предложение объясняется тем фактом, что опыты Као еще раз подтвердили взаимодей­ствие окружающей среды и наследственности, которое мы по­дробно анализировали в предыдущих главах.

И хотя аналогичные опыты с кошками, кроме Као. никто не проводил, можно утверждать, что его работы показывают не только важность обучения у млекопитающих, но также сложную взаимосвязь врожденного элемента и элемента на­учения в поведении. В доказательство можно привести и дру­гие примеры. Самки крыс, воспитанные в клетках без мате­риала для гнезда или других предметов, которые можно было бы переносить, не в состоянии нормально ухаживать за своим потомством. Следовательно, то, что принято называть «ма­теринским инстинктом», даже у крыс частично зависит от научения в раннем возрасте. Или возьмем пример совсем другого рода: птицы определенных видов, вскормленные че­ловеком, относятся к людям как к своим родителям — они повсюду следуют за ними и совершенно не обращают внима­ния на взрослых особей собственного вида. Этот феномен, по­лучивший название реакции следования, обусловлен, видимо, тем, что в раннем периоде развития в течение какого-то ко­роткого времени нервная система особенно гибка, и то, что птенец видит в этот период, довольно долго, возможно даже постоянно, воздействует на его дальнейшее поведение.