4 years ago
No comment

Sorry, this entry is only available in
Russian
На жаль, цей запис доступний тільки на
Russian.
К сожалению, эта запись доступна только на
Russian.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Современная цивилизация положила начало не виданным доселе преобразованиям. В масштабе истории они происхо­дят с удивительной скоростью, но для живущих в это время тянутся убийственно медленно.

В 1850 г. Западной Европе понадобились усилия трех четвертей населения, чтобы произвести необходимые излиш­ки продовольствия для четверти, не занятой в этом произ­водстве. Сегодня в высокоразвитых странах соотношение об­ратное: одна четверть населения занята производством излишков, достаточных для обеспечения всего остального на­селения. В таких странах, как Франция, Соединенные Шта­ты Америки и Новая Зеландия (все они, как правило, экс­портируют продовольствие), половина всего населения жи­вет в городах. В Великобритании, которая импортирует про­довольствие в обмен на промышленные товары, в городах живет 80 процентов населения. С другой стороны, в Азии, где (кроме СССР) вплоть до самого последнего времени не применялась современная сельскохозяйственная техника, только 15 процентов населения можно отнести к городским жителям. Производительность сельского хозяйства в извест­ной степени связана с промышленным прогрессом в целом. Изобретение машин, дающих возможность использовать энергию угля и нефти, создало предпосылки для замены в развитых странах мускульной силы не только человека, но и домашних животных. Тем самым от тяжелых сельскохо­зяйственных работ было высвобождено немало людей, ко­торые к тому же повысили свое благосостояние и получили больший досуг. Всем этим прогрессом мы обязаны в пер­вую очередь развитию физических наук, на которых зиж­дется сельское хозяйство. Другой основой современного сель­ского хозяйства является прикладная биология. Некоторых ее особенностей мы коснемся в следующей главе.

Техническому прогрессу соответствовал прогресс экономи­ческий: в конце XIX века в большинстве европейских стран на смену феодализму пришел капитализм с частной собствен­ностью не только на землю, но и на орудия труда и средства производства — шахты, заводы и транспорт. Если они управ­ляются государством, последнее в свою очередь контролируют владельцы огромных капиталистических предприятий. Однако применение современной техники в широком масштабе стало возможным только при централизованном контроле крупных производственных объединений. Раньше ремесленник нередко был владельцем собственных орудий труда и оборудования, но ни в одиночку, ни с помощью семьи он не в состоянии был соорудить доменную печь, шахтное оборудование или меха­нический ткацкий станок; их создание стало возможным толь­ко при системе наемного труда. В наши дни на смену капи­тализму в целом ряде стран пришел социализм — более пере­довая система, при которой частная собственность ограничена рамками личной собственности, а продукты производства при­надлежат всем и их распределение всеми контролируется.

Ни одна из упомянутых фаз развития человеческого обще­ства не является привилегией определенного физического типа — в этом мы уже убедились на примере культуры палео­лита. Само земледелие «открыли» независимо друг от друга различные группы людей в самых разных частях света. Напомним, что древняя цивилизация долины реки Инд была создана населением, смешанным в расовом отношении. Раз­личные доисторические культуры Европы приписываются группам людей с противоположным физическим типом, на­пример «высоким длинноголовым» и «хрупким круглоголо­вым». Несомненно, различные пришлые группы и завоева­тели отличались по таким физическим признакам, как рост или головной индекс, но происходило постоянное смешение людей, обмен идеями и техническими изобретениями. В наши дни наблюдается аналогичный процесс в еще больших мас­штабах.

В первых девяти главах этой книги мы рассматривали в основном разнообразие человечества во времени и простран­стве, причины различий между людьми и социальные послед­ствия этих различий. Но при изучении, цивилизаций и куль­тур мы должны рассматривать человечество как единое це­лое — разумеется, не потому, что не существует различий в культуре, но потому, что независимо от своего местонахож­дения и типа человек всегда сталкивается с одними и теми же основными проблемами, которые он должен решать. Раз­личные типы обществ с их разнообразием экономического и технического развития в интересующем нас плане можно рассматривать как результат попыток человека разрешить эти проблемы с учетом среды, в которой он обитает. Трем важнейшим биологическим проблемам — снабжению продо­вольствием (что уже частично обсуждалось в этой главе), защите от инфекционных заболеваний и поддержанию числен­ности популяций — мы и посвятим следующие четыре главы.