4 years ago
No comment

Sorry, this entry is only available in
Russian
На жаль, цей запис доступний тільки на
Russian.
К сожалению, эта запись доступна только на
Russian.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Вполне естественно, выясняя психологические различия между мужчинами и женщинами, прежде всего сравнить оба пола по среднему КИ. К сожалению, показатели КИ ничего не говорят нам о сравнительном интеллекте полов. Это объяс­няется тем, что наилучшие современные тесты на интеллек­туальность разработаны таким образом, что средние показа­тели мальчиков и девочек одного возраста одинаковы. Од­нако, изучив отдельные тесты, по которым рассчитывается КИ, можно увидеть, что успехи мальчиков и девочек далеко не одинаковы. Подытожив основные показатели всевозмож­ных тестов, мы обнаруживаем, что у мальчиков лучше раз­виты технические и математические способности, а у девочек — умение складно и вразумительно говорить, причем с очень раннего возраста. Кроме того, у девочек лучше развито эсте­тическое чувство; например, они точнее и быстрее различают цвета. Считают также, что девочки обладают лучшей па­мятью, особенно в раннем детстве, у них более развиты спо­собности к языкам. Следует указать на большую вариабель­ность у мальчиков: среди них чаще встречаются крайние типы — и с очень высоким КИ и слабоумные.

Чрезвычайно важен вопрос о связи интеллектуального развития подростков с изменениями в росте и другими фи­зиологическими процессами. Предполагают, что у девочек в силу более раннего прекращения роста «интеллектуальность» раньше достигает высшей толки развития. Во всяком случае, ясно одно: интеллектуально мужчины и женщины практи­чески не различаются между собой. Поэтому нет никаких оснований лишать женщин возможности получить высшее образование по любой специальности.

Весьма вероятно, что психологические различия обуслов­лены в основном различиями генетическими, однако скепти­цизм в этом вопросе вполне законен: более гибкие факторы среды гораздо труднее распознать, а следовательно, и отли­чить их воздействие от генетических. Мы уже говорили об этом выше (см. гл. 5). В большинстве сообществ мальчики и девочки почти с самого рождения получают различный уход: их по-разному одевают, иначе разговаривают, воспитывают в них разные интересы. Трудно даже сказать, сколько вреда принесло подобное воспитание и сколько загублено талантов среди женщин. Особенно трудно преодолеть общественные условности, рассматривая различия в «характере» или «тем­пераменте». Психологи часто утверждают, что мальчики бо­лее агрессивны, а девочки застенчивее. К сожалению, трудно дать количественную оценку «агрессивности» или «застенчи­вости». Было бы крайне неосмотрительно утверждать, что такого рода различия совершенно независимы от социального окружения ребенка. Но не следует забывать, что специа­листы обычно исходят из среднегрупповых показателей, а они ничего не говорят об определенном человеке. Когда Са­муэля Джонсона спросили: «Кто умнее, женщина или муж­чина?», он ответил: «Смотря какой мужчина и какая жен­щина!» Трудно придумать лучший ответ.