4 years ago
No comment

Sorry, this entry is only available in
Russian
На жаль, цей запис доступний тільки на
Russian.
К сожалению, эта запись доступна только на
Russian.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

… и будешь питаться полевою тра­вою. В поте лица твоего, будешь есть хлеб…

Бытие

Эта глава является связующей между гл. 4 и 5, где речь шла об эволюции и поведении человека, и четырьмя после­дующими главами, в которых обсуждаются проблемы пита­ния, заболеваний и народонаселения. В ней рассматривается эволюция человеческого общества. В гл. 4 человек был опи­сан как биологическое явление, причем главное внимание обращалось на его связь с другими млекопитающими, осо­бенно с обезьянами. Но, как можно судить на основании 5-й главы, человека отличает и уникальная форма общест­венной организации. Она уникальна потому, что у других животных с высокой «общественной» организацией, таких, как муравьи и пчелы, программа поведения генетически фик­сирована, тогда как отличительной чертой человека является его способность к обучению, особенно в молодости, и как следствие — гибкость поведения. Именно этим объясняется, что один-единственный вид Homo sapiens смог создать раз­личные типы обществ, а в некоторых районах (например, в Западной Европе или в Центральной Азии) смена одного общества другим происходила очень быстро.

Утверждают, будто одни формы существования для чело­века более естественны, чем другие, хотя неясно, что следует понимать под словом «естественны». Иногда состояние «есте­ственного» существования первобытного человека противопо­ставляют «искусственности» современной жизни. При этом подразумевают, что первобытный человек, как и большинство других животных, жил без общественной организации, ору­дий труда и речи. Но это не так. И общественная организа­ция, и орудия труда, и речь, и огонь в придачу существовали еще до появления Homo sapiens. Где бы и когда бы человек ни жил, он извечно объединялся в группы и изменял свою среду с целью удовлетворения собственных потребностей. Именно это и имеют в виду, когда говорят, что человек «со­здает свою собственную среду».

Общественная организация развилась из семейных групп. Стая современных обезьян обычно состоит из одного самца-вожака и нескольких самок с детенышами. Разделения труда между полами не существует, пищу приходится добывать всем. Для первобытного человека типична моногамия. Вклад женщин в добывание пищи сводился к сбору съедобных ра­стений, мужчина же обычно охотился. Кроме того, разделе­ние труда между полами дает матери возможность уделять детям больше внимание, а, как мы знаем, это совершенно не­обходимое условие, ибо общественное поведение человека зависит от постепенного обучения детей соответствующим на­выкам, привычкам и обычаям.