4 years ago
No comment

Sorry, this entry is only available in
Russian
На жаль, цей запис доступний тільки на
Russian.
К сожалению, эта запись доступна только на
Russian.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Общеизвестно, что результаты экзаменов, которые сдают дети, например при получении свидетельства об образовании, крайне ненадежны. Это объясняется не только тем, что экза­менаторы ставят самые различные оценки за один и тот же ответ. Так, иногда во время экзаменов по такому предмету, как английский язык, оценки за примерно одинаковые от­веты колебались от «неудовлетворительно» до «отлично». По­этому были предложены специальные тесты на проверку интеллектуальности, которые должны были служить объек­тивными и надежными показателями умственных способно­стей ребенка.

Разумеется, валено выяснить, насколько достоверны ре­зультаты таких тестов. Для этого необходимо, чтобы резуль­таты испытания с помощью этих тестов одного и того же ребенка были одинаковы на протяжении нескольких лет. Из­вестно, что средние результаты тестов группы людей с го­дами почти не изменяются. Это дало нам основание пользо­ваться средними групповыми данными в предыдущей главе. Однако постоянная групповая средняя не позволяет просле­дить за значительными расхождениями ответов индивиду­умов — мы имеем в виду случаи, когда одни улучшали, а другие, напротив, ухудшали свои результаты.

Чтобы выяснить надежность тестов, проводимых для опре­деления коэффициента интеллектуальности, необходимо пре­жде всего установить корреляцию теста с повторным тестом. В идеале повторный тест, проведенный вскоре после первого теста, должен дать аналогичный результат; в таком случае корреляция будет равна 1,0. Фактически она обычно равна примерно 0,9. Это значит, что из десяти детей, набравших 100 очков в первом тесте, у одного ребенка количество очков в повторном тесте колеблется от 112 до 88 (выше или ниже). Такое расхождение вряд ли может нас удовлетворить, осо­бенно если принять во внимание, что определенные выводы в отношении будущего детей делаются на оснований го­раздо меньшей разницы в отметках. Но уже совсем плохо, что при повторном проведении тестов с интервалом в не­сколько лет корреляция еще ниже.

Установлено, что тесты на интеллектуальность бессмыс­ленно проводить для детей, скажем, пяти-шестилетнего воз­раста из-за ничтожно малой корреляции с последующими тестами. Совершенно ясно, что интеллектуальное развитие детей различно: одни быстрее развиваются в раннем дет­стве, а потом их развитие замедляется, другие — наоборот; фактически КИ у нормального ребенка в течение нескольких лет может колебаться в пределах до 50 очков. Эти данные имеют большое практическое значение. Во многих английских начальных школах детей восьмилетнего возраста на основа­нии тестов делят на три потока; поток, состоящий из учени­ков с наивысшими показателями, готовят для поступления в среднюю классическую школу, остальных детей обучают с меньшей нагрузкой — предполагают, что они будут посту­пать в технические школы и школы, где не преподают клас­сические языки. В Шотландии примерно так же поступают с пятилетними детьми.

Не удивительно, что подобная система не позволяет де­тям в полной мере проявить свои способности. Специалисты пытаются исправить положение: они предлагают организо­вать «всеобщие» школы второй ступени, которые принимали бы всех детей старше одиннадцати-двенадцати лет незави­симо от их предполагаемых, способностей. Тогда среднее об­разование любого типа будет доступно каждому ребенку.

Что касается детей старшего возраста, то, возможно, тесты на интеллектуальность и имеют для них некоторую ценность, хотя, повторяем, они дают лишь чрезвычайно приближенное представление о способностях того или иного ребенка. Сле­дует помнить, что тесты состоят из вопросов, разработанных психологами, которые зачастую имеют предвзятое представ­ление о том, что может знать ребенок. Удивительно ли, что одни тесты больше подходят городским детям, чем сельским, а другие — детям обеспеченных родителей.