4 years ago
No comment

Sorry, this entry is only available in
Russian
На жаль, цей запис доступний тільки на
Russian.
К сожалению, эта запись доступна только на
Russian.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Итак, чтобы объяснить, откуда возникло название этой главы, следует прежде всего подчеркнуть, что мы понимаем под поведением, и затем показать особую связь поведения с мозгом. Термин «поведение» имеет самые разнообразные зна­чения; мы же будем применять его по отношению к любым действиям человека или иного живого организма. Безусловно, помимо чисто автоматических движений, например дыхания, в понятие поведение человека входит речь, ряд сложных дей­ствий, являющихся продуктом сознания, а также секреция желез (например, при плаче или при потении). Следователь­но, под поведением животного мы имеем в виду совокупность деятельности всех его мышц и желез, и в этом смысле оно почти не отличается от других процессов, протекающих в организме. При всестороннем изучении поведения необходимо также учитывать деятельность органов чувств и нервной си­стемы, которая осуществляет связь между органами чувств, с одной стороны, и мышцами и железами — с другой.

Сейчас ни у кого не вызывает сомнения, что из всех орга­нов, влияющих на поведение, мозг важнейший. Однако к та­кому заключению люди пришли не сразу. (Достаточно вспо­мнить известное выражение «бессердечный».) Чем же руко­водствуются современные ученые, утверждая, что именно мозг играет такую огромную роль в поведении человека? Прежде всего знанием последствий, к которым ведут те или иные травмы мозга. Так, повреждение определенных участков мозга может вызвать полную слепоту или глухоту, то есть не­способность реагировать на зрительные или слуховые воз­действия, а это, безусловно, сказывается на поведении. Из­вестно также, что повреждения мозга приводят к частичному или полному параличу. Но это, так сказать, серьезные по­следствия, а бывают сравнительно небольшие отклонения в поведении, вызываемые удалением или разрушением тех или иных областей мозга: ослабление умственных способностей или эмоциональные «сдвиги». Известен, например, случай, когда через переднюю часть мозга человека прошел желез­ный прут, пострадавший остался жив, но после этого его от­ношение к окружающим резко изменилось.

Ученые проводили многочисленные опыты, связанные с местной стимуляцией мозга. Результаты показали, что сти­муляция одной области мозга вызывает движение руки, дру­гой — раздражение определенного участка кожи.

Помимо непосредственных данных такого рода, общеиз­вестны косвенные, но не менее показательные свидетельства из области сравнительной анатомии. По сравнению с мозгом рыбы относительный размер мозга крысы (имеется в виду отношение веса головного мозга к весу тела) —этого типич­ного млекопитающего — больше. Соответственно и поведение ее неизмеримо сложнее; в частности, в экспериментальных условиях крыса выполняет гораздо более трудные задачи. Еще большее увеличение мозга, как мы уже отмечали в пре­дыдущей главе, наблюдается в последовательном ряду при­матов— от обезьян через человекообразных к человеку. Дей­ствительно, относительный размер мозга человека огромен. В соответствии с этими структурными отличиями возрастает сложность поведения.

Относительный размер почти всех отделов человеческого мозга велик; особенно это заметно на отделах, не связанных непосредственно с органами чувств или мышцами, — на лоб­ных, теменных и височных долях полушарий мозга. Опыты по изучению локализации функций в мозге показали; что эти области связаны с высшими психическими функциями — па­мятью, способностью выполнять очень сложные задания.

Более подробно на этом вопросе мы остановимся позднее, а сейчас, прежде чем перейти к функциям мозга, попытаемся внести ясность в один небольшой вопрос относительно раз­мера мозга. Известно, что размеры мозга отдельных лю­дей самые различные; если средний объем мозговой части мужского черепа колеблется в пределах 1300—1500 кубиче­ских сантиметров, то его нормальный размер у отдельных индивидуумов может быть от 1050 до 1800 кубических сан­тиметров. Казалось бы, эти цифры должны были навести ученых на мысль о возможной связи между размером мозга и умственными способностями (так называемой интеллекту­альностью) внутри человеческого вида. На самом же деле этого нет: в противном случае самые высокие умственные спо­собности были бы у эскимосов, так как, говорят, у них наи­больший размер мозга (более, чем об особенностях целого народа, здесь уместно напомнить об огромных индивидуальных различиях объема и массы мозга среди людей заведомо одаренных. Так, мозг Байрона весил 2238 граммов, Тур­генева — 2012 граммов, Уолта Уитмена—1282 грамма, а Анатоля Фран­са — всего 1017 граммов). Как мы увидим позднее, вопрос об измерении умственных способностей очень спорен, тем не ме­нее изучение объема мозговой части черепа в зависимости от коэффициента интеллектуальности, измеренного в специаль­ных тестах, показало почти полное отсутствие связи между ними. Зарегистрировано немало случаев умственно отста­лых людей с размером мозга выше среднего и людей с выдающимися умственными способностями при сравнительно небольшом мозге. Более того, у неандертальца, создавшего лишь примитивные каменные орудия, средний объем черепа был выше, чем у современного человека. Знай мы внутрен­нее строение его мозга, мы могли бы выяснить, почему же в конце концов неандертальцы были полностью вытеснены современными людьми (мозг неандертальцев, как об этом можно судить по слепкам мозго­вой полости черепа, имел и внешне различимые морфологические особен­ности). Помимо размера, мозг человека имеет чрезвычайно сложную микроскопическую структуру, которая дает широкие возможности для индивидуальной из­менчивости. Выявить ее, изучая только внешнее строение мозга, невозможно.

Относительный размер различных отделов головного мозга

Относительный размер различных отделов головного мозга