4 years ago
No comment

Sorry, this entry is only available in
Russian
На жаль, цей запис доступний тільки на
Russian.
К сожалению, эта запись доступна только на
Russian.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Может показаться, что, подчеркивая наличие резерва спо­собных людей среди непривилегированных, слоев общества, мы противоречим широко распространенной теорий о сниже­нии «национальной интеллектуальности» в Великобритании. Эта теория основана на следующих аргументах: дети состоя­тельных родителей (специалистов и бизнесменов) имеют бо­лее высокий средний КИ по сравнению с детьми бедняков, но бедные семьи в среднем многочисленнее; различия в КИ (по крайней мере частично) детерминированы генетически, поэтому доля людей с высокими интеллектуальными способ­ностями постепенно падает.

Эта теория подвергалась критике с самых разных сторон. Прежде всего различие в плодовитости между бедными и состоятельными семьями носит, вероятно, временный харак­тер. Гораздо важнее другое: различия в КИ между детьми бедных и состоятельных родителей — следствие низкого фи­зического и интеллектуального развития неимущих. Сейчас эта теория проверена. В 1932 г. 87 000 шотландских детей в возрасте одиннадцати лет прошли тесты на интеллектуаль­ность. В 1947 г. те же тесты прошли 71 000 детей того же возраста. Среднее значение КИ из возможных 76 было в 1932 г. 34,5, а в 1947 г. — 36,7. Мы считаем, что это различие статистически не случайно: это позволяет нам сделать вывод, что умственные способности шотландских детей за прошед­шие между экспериментами 15 лет стали выше. Чем это объ­ясняется, трудно сказать; возможно, улучшением условий жизни, в особенности питания, а возможно, «фальсификацией теста» (мы не исключаем вероятности, что заранее готовятся к тестам). Но, как бы то ни было, две последующие про­верки населения, на этот раз в Англии, также позволили го­ворить об общем, хотя и небольшом подъеме коэффициента интеллектуальности.

Не выдерживает критики и попытка научно обосновать теорию снижения интеллектуальности. Бесспорно, люди с исключительно высокими показателями И имеют в среднем меньше детей. То же справедливо и в отношении слабоумных. Но и высокоодаренные и умственно неполноценные люди по­являлись и продолжают появляться в популяциях в основном как потомки ничем не выдающихся родителей. Так называе­мые «ординарные» люди, по-видимому, в целом более пло­довиты, чем упомянутые крайности, — это общая закономер­ность. Например, по той же причине можно было бы пред­сказать снижение во многих странах среднего роста людей. Но как раз рост человека неизменно увеличивается, и это можно довольно легко и убедительно доказать.

О влиянии отбора и других внешних факторов на попу­ляции человека и о происходящих в них генетических изме­нениях мы еще очень мало знаем, но тем не менее позволим себе заключить, что тревога по поводу снижения интеллекту­альности преждевременна.

Итак, изучение различий в поведении социальных групп и расовых различий не дало никаких серьезных свидетельств в пользу существования средних генетических различий ме­жду группами, хотя внутри групп индивидуумы сильно раз­личаются между собой. Естественно ожидать, что в любой большой группе часть людей будет отличаться высокими ум­ственными способностями, а часть — низкими. Вполне воз­можно, что врожденные способности у какой-то группы бу­дут в среднем отличаться от способностей других групп, но это не дает оснований узаконить привилегии в получении образования.

До сих пор мы не обращали никакого внимания на тот факт, что для своего нормального существования человече­ское общество «нуждается» в самых разных типах людей. Вероятно, мы не ошибемся, если скажем, что большинство людей может найти полезную для общества и удовлетворяю­щую их работу. Что же касается роли и места в человеческом обществе не отдельных людей, а целых групп населения, то-есть все основания думать, что после того, как угнетаемые расы и классы ступят на дорогу социального развития, они внесут в материальные и интеллектуальные богатства чело­вечества вклад соразмерно своей численности.