Muslim cult
Russian
На жаль, цей запис доступний тільки на
Russian.
К сожалению, эта запись доступна только на
Russian.
Внимание! В тексте содержатся элементы коммунистической пропаганды! Текст 1974 года!
Мусульманин должен, согласно Корану, рассматривать себя как раба божьего, которому земная жизнь отпущена аллахом для приготовления к загробной жизни путем прохождения испытаний, ниспосланных свыше. «Все то, что имеется на свете,— говорится в одном современном мусульманском издании,— создано всевышним аллахом для людей. Всем этим мы пользуемся… За все эти дары, созданные аллахом для нас, мы должны выражать нашу благодарность. Богослужение считается выражением благодарности и проявления покорности по велению аллаха» (Ш. Хиялетдинов. Ислам и богослужение. (На татарском языке.) Уфа, 1957, стр. 5).
Богослужение, сложная система обрядов и праздников, множество различных ритуалов рассматриваются мусульманским духовенством как выражение благодарности верующих аллаху и проявление покорности всевышнему. В действительности мусульманский культ служит прежде всего средством духовного закрепощения верующих. С помощью разнообразных обрядов, многочисленных праздников служители ислама имеют возможность постоянно влиять на верующих, внушать им религиозные представления, держать под контролем сознание своих пасомых.
Мусульманский культ требует от верующих исполнения пяти основных обязанностей, именуемых «столпами религии» (аркан-ад-дин): исповедания веры (аш-шахада), молитвы (ас-салят), поста (ас-саум), раздачи милостыни (аз-закят) и паломничества (ал-хадж).
С этими пятью «столпами» связаны различные обряды и ритуалы, которые веками вырабатывались мусульманским духовенством и имеют целью наиболее эффективно воздействовать на чувства верующих. Нужно отметить, однако, что в последнее время культ в исламе претерпевает значительные изменения. Обряды, откровенно приходящие в противоречие с духом времени, видоизменяются, в некоторые из них вносятся новые элементы, способствующие их осовремениванию.
Духовенство вынуждено учитывать изменения, происходящие в сознании верующих. Оно уже не настаивает на строгом соблюдении поста, обязательной подаче различных форм милостыни, на совершении обрезания и т. п. Что касается паломничества, то оно и раньше было доступно далеко не всем. Жертвоприношение по нынешним требованиям «осуществляется по возможности». Например, убой скота можно заменить убоем птицы. Группе верующих, чтобы ей было легче нести бремя расходов, разрешено сообща покупать жертвенный скот и приглашать духовное лицо для прочтения молитвы и сур Корана.
Культ святых, который ранее был широко распространен в исламе, сейчас постепенно приходит в упадок. Муфтий Средней Азии и Казахстана в последние годы не раз издавал фетвы против «суеверных» обрядов, связанных с культом мазаров (гробниц «святых»), и против шарлатанских действий дервишей, безграмотных знахарей и бродячих мулл (Так называют самозваных внемечетских ишанов и мулл. Они не состоят в определенной общине верующих, без ведома и согласия духовных управлений занимаются активной религиозной деятельностью: «лечат», совершают никах, обрезание, участвуют в похоронах н т. д.).
Модернизируя культ, допуская в нем некоторые изменения, духовенство стремится сохранить главные его атрибуты, от которых ислам не отказывается.
Исповедание веры
Мусульманская формула вероисповедания гласит: «Нет божества, кроме аллаха, и Мухаммед — посланник аллаха». Духовенство требует, чтобы верующий постоянно повторял эти слова. Следует, однако, сказать, что среди приверженцев ислама много людей, считающих себя принадлежащими к мусульманской общине, но не умеющих произнести по-арабски формулу вероисповедания. А до недавнего времени считалось, что формула действительна только тогда, когда она произносится по-арабски. Есть верующие, которые произносят с детства заученную фразу, не понимая ее смысла.
Религиозная вера слепа. Она охватывает человека щупальцами религиозных обычаев, традиций, привычек. Все это в конечном итоге способствует созданию у человека особого психического настроя, чувства зависимости от сверхъестественных сил, ощущения своего бессилия перед богом. Этой цели служит и формула исповедания веры. Современное духовенство заявляет, что достаточно на родном языке произнести: «Я верую в аллаха», чтобы приобщиться к мусульманской вере. Служителям ислама не столь важно, насколько понимает человек, называющий себя мусульманином, смысл произносимых им слов. Важно, что он готов подчиниться требованиям ислама, наставлениям духовенства. Это главная цель, которую преследуют проповедники мусульманской религии.
Молитва
В соответствии с канонами ортодоксального ислама, мусульманин должен ежедневно совершать пять ритуальных молитв: на заре (салят ас-субх или аль-фаджр), в полдень (салят аз-зохр), во второй половине дня (салят аль-аср), при заходе солнца (салят аль-магриб) и в начале ночи (салят аль-аша). Молитве предшествует ритуал омовения («очищения»), называемый «тахарат».
В наши дни мусульманское духовенство уже не требует, чтобы моления обязательно совершались в мечети. Молитва может быть прочтена где угодно, за исключением «нечистых мест» (отхожие места, бойни и т. п.). Но во всех случаях молящийся обязательно должен повернуться лицом в сторону Мекки.
Всякая молитва у мусульман обращена к богу. Она обычно состоит из восхвалений аллаха, его величия, доброты и т. д. Иногда верующие обращаются к «всевышнему» с какой-либо просьбой, молят его ниспослать благодать, осуществить заветное желание, помочь в земных делах.
Всем мусульманам вменяется в обязанность молиться за умерших. Кроме того, они должны возносить молитвы по случаю любого более или менее значительного события в своей жизни: при вступлении в брак, рождении ребенка, при постройке дома, убое скота, начале уборки урожая и т. п. При этом рекомендуется приглашать духовных лиц, которые «обладают правом» благословлять мусульман от имени аллаха.
Молитва является действенным психологическим средством религиозного влияния на верующих. Духовенство постоянно внушает мусульманам, что только та молитва доходит до бога, которая подкрепляется искренней верой в аллаха. Если же вера недостаточно крепка, то бог не услышит молитвы и не окажет помощи молящемуся. В случае какой-нибудь удачи, успеха в жизни мусульманин считает, что ему помог аллах, он благодарит бога, а в случае неудачи винит себя за неискренность перед господом, за недостаточно усердную молитву.
Однако в настоящее время многие верующие задумываются над тем, действительно ли с помощью молитв люди осуществляют свои замыслы. Успехи советского народа в коммунистическом строительстве, достижения современной науки и техники, трудовые подвиги наших людей подрывают веру в то, что только с божьей помощью человек может чего-то добиться в своей жизни.
Посещение мечети
Слово «мечеть» происходит от арабского слова «мас джид», что означает «место поклонения» или «место, где простираются ниц». Современная мечеть представляет собой крытое здание с куполом или со сводами, опирающимися на колонны. По ее углам с внешней стороны или над крышей воздвигаются минареты — башни, с которых муэдзин призывает верующих на молитву. Внутри здания находится зал для молитвы, иногда с балконом. В одной из стен имеется ниша (михраб), указывающая направление в сторону Мекки. В эту нишу обычно кладутся Коран, другие «священные» книги и молитвенники. С правой стороны от ниши находится кафедра (мимбар), с которой читаются проповеди. Некоторые мечети имеют открытый или снабженный навесом двор с колодцами или бассейном для совершения ритуала омовения.
Внутреннее убранство мечети по сравнению с православными или католическими храмами, как правило, очень простое: в ней нет ни мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов, так как ислам не допускает никакого музыкального или хорового сопровождения богослужения (Однако дух модернизма и здесь вносит свои коррективы: в передачах некоторых зарубежных радиостанций чтение, вернее, пение Корана поручается известным певцам; некоторые аяты «священной» книги положены на музыку). Пол застилается коврами, а стены и потолки в лучшем случае украшены простым орнаментом или расписаны изречениями из Корана. Нередко богослужения проводятся вне мечетей, в любом здании, а муэдзин порой призывает верующих на молитвы прямо с крыльца дома, используемого для богослужений.
Хотя представители духовенства охотно посещают верующих в их домах, а также принимают у себя, мечеть все же остается для мусульман «священным» местом. Здесь происходят общие пятничные молитвы, производится сбор милостыни (садака), подарков и всяческих пожертвований в пользу духовенства. В мечети произносятся проповеди, а также читается Коран. Она является местом, где постоянно собирается актив верующих, через который духовенство осуществляет связь с населением, получает сведения обо всех важнейших событиях, происходящих в жизни населения того или иного района.
Служители ислама постоянно внушают верующим, что посещение мечети — дело богоугодное, очищающее душу человека от «мирской скверны».
Атмосфера особой торжественности в мечети создает соответствующую обстановку для поддержания в человеке религиозности, обеспечивает тот психологический настрой верующих, который нужен духовенству для осуществления своего воздействия на них. Муллы, имамы, ишаны хорошо это знают и стараются как можно шире использовать мечеть в качестве эффективного средства религиозного влияния на людей.
Милостыня
Обряд подачи милостыни (нищим, в пользу мечети, лично духовным лицам) осуществляется в соответствии с указанием Корана: «Никогда не достигнете вы благочестия пока не будете расходовать то, что любите» (3, 86). «Они не издерживают расхода ни малого, ни великого… чтобы это не было записано за ними, дабы воздал им аллах лучшим, чем то, что они делали» (9, 122).
Мусульмане верят, что милостыня освобождает от греха и способствует достижению райского блаженства. Она имеет две формы: закят и садака. Закят в исламском теократическом государстве означал налог, выплачиваемый натурой. В некоторых странах, где ислам является государственной религией, например в Ливии, закят и в наши дни — это обязательный государственный налог. В настоящее время среди мусульман в нашей стране более распространенную форму имеет садака, т. е. добровольное даяние («милостыня по внезапному побуждению») в пользу мечети, а чаще в пользу духовного лица.
Милостыня в любой форме — это нить, связывающая человека с религиозной организацией, с духовенством, которое не скупится на похвалу в адрес совершившего даяние. Следует отметить, что добровольность милостыни, пожертвования условна и даже иллюзорна. Садака совершается человеком верующим, психика которого одурманена религией, ум и чувства которого не свободны, а находятся под воздействием духовных лиц.
Паломничество
Даже тогда, когда аш-шахада, молитва, пост и милостыня были строго обязательны по всей форме, паломничество (хадж) в Мекку и Медину, т. е. места, где протекала деятельность Мухаммеда, не являлось непременной обязанностью мусульманина. Дело в том, что далекое путешествие в эти города, особенно предпринимаемое верующими других стран, связано со значительными материальными расходами и многими другими трудностями. Но каждый совершеннолетний мусульманин, будь то мужчина или женщина, должен стремиться к совершению обряда «священного» хаджа хотя бы один раз в жизни. Святость и благость хаджа «беспредельны». Разрешается посылать вместо себя и других лиц. В наше время практикуется посылка мусульманскими общинами для совершения хаджа избранных для этой цели представителей.
Расходы покрывает община верующих. Совершивший паломничество удостаивается почетного звания «хаджия». Мусульмане считают его почти святым. Хаджия наперебой приглашают на угощения, присылают ему подарки. Привезенная из источника «зем-зем», находящегося вблизи Мекки, вода считается святой и якобы имеющей великие целительные свойства. Она нередко становится предметом спекуляции. Следует отметить, что паломничество в «святые» места, в особенности в Мекку и Медину, т. е. хадж, играет далеко не последнюю роль в пропаганде ислама среди определенной части населения.
Культ Каабы
В представлении последователей Мухаммеда Кааба — святыня в Мекке, в сторону которой следует обратиться, если хочешь, чтобы твоя молитва была услышана богом. Обращение лицом в сторону Каабы (обращение к «кыбле», как говорят мусульмане) считается непременным условием действенности молитвы.
В действительности Кааба — ничем не примечательное четырехугольное каменное здание («кааба» означает «куб»), высотой приблизительно десять метров, шириной — около восьми, с плоской кровлей, без окон. Внутри здания, куда можно попасть через двери близ угла западной стены, тоже нет ничего примечательного: там пусто и темно. В северную стену вделан вправленный в серебряный обруч круглый черный камень — «святыня» Каабы. По представлениям мусульман, это окаменелый ангел-хранитель Адама, выдворенный из рая вместе с первыми людьми за то, что не уберег их от соблазнов и нарушения божественного запрета. В судный день он воскреснет и примет прежний облик, чтобы рассказать богу о тех, кто свято исполнял свои обязанности и обряды.
Поклонение «черному камню», который, как полагают ученые, возможно, является метеоритом, имело место задолго до ислама. Арабы-язычники поклонялись разным, по их представлениям, «священным» предметам, в том числе и камням, поразившим почему-либо их воображение. Кроме «черного камня» в Каабе были сосредоточены изображения племенных богов, число которых, как полагают исследователи, превышало 300. Будучи пантеоном племенных богов, Кааба служила местом, где собирались племена или их представители для торговых сделок, переговоров и заключения договоров о мире, союзе или совместных действиях. Это место считалось священным, здесь не допускались столкновения племен, враждебные по отношению друг к другу акции, поэтому сюда мог явиться каждый для поклонения своему богу. Но когда в VII в. победил ислам, идолы были разбиты и выдворены из храма, так как все должны были поклоняться единому для всех богу — аллаху. Вместе с тем ревнители новой религии не могли не учитывать освященный многовековой традицией обычай поклонения Каабе. Нельзя было игнорировать и крупные доходы, которые приносила Кааба, будучи центром паломничества и жертвоприношений. Ввиду этого служители культа приспособили Каабу к новой, победившей религии, оставив ее в качестве священного места для паломников. Мусульманин, лицезревший Каабу и приложившийся губами к «черному камню», считает себя самым счастливым, ибо ему удалось выполнить завещание пророка. В дни хаджа толпы людей стекаются к Каабе со всех сторон. В здание входят степенно, по очереди. Если кто-либо попытается задержаться у камня, его ударяет по спине плетью один из полицейских, стоящих по обе стороны камня. Кааба, оставаясь и поныне центром и одной из основных целей стечения пилигримов в «святые» города Мекку и Медину, приносит колоссальные доходы духовенству и является мощным инструментом влияния на верующих.
Культ мазаров
Один из пережитков древнего культа — поклонение «святым» местам. Мусульмане, следуя доисламской языческой традиции своих предков, чтут в качестве «святых» мест (мазаров) различные древние сооружения, могильные холмы, кладбища, деревья, камни и т. п. Обычно эти мазары освящены легендами, мифами, их святость в глазах верующих опирается на многовековые предания и традиции. Чем дальше мазар от родных мест и чем древней по времени, тем более святым он кажется мусульманину.
Впервые на территории нашей страны культ мусульманских мазаров (поклонение действительным, а часто и мнимым могилам «святых») появился в VII—VIII вв. В дальнейшем, не без усилий и вмешательства со стороны мусульманского духовенства, заинтересованного в дополнительных доходах с мазаров, святынями объявлялись могилы крупных феодалов, эмиров, ханов и их военачальников. Одним из таких мазаров, например, является мазар Гур-и-эмир в Самарканде на могиле Тамерлана. Могила этого жестокого и кровожадного завоевателя и тирана, уничтожившего миллионы людей, стараниями служителей ислама превращена в место паломничества и поклонения. Даже могилы членов его семьи почитаются верующими. Характерно, что и могила мерзкого, подлого отцеубийцы, сына великого астронома Улугбека, также превратилась в мазар. В Файзабадском районе Таджикистана есть мазар Ходжа-Хатама. Известно, что этот мазар построен на могиле свирепого феодала, убитого восставшими против него крестьянами.
К числу особенно почитавшихся раньше в Средней Азии мазаров относился находящийся вблизи Ферганы мазар Шах-и-мардан. Верующим внушали, будто в этой могиле лежит сам халиф Али, хотя он в действительности никогда не был в этих местах. Мазар этот пользовался популярностью у басмачей и кулаков.
В Киргизии до сих пор служит местом паломничества гора, называемая Тахт-и-Сулейман. Посещение этой горы, по представлениям религиозных людей, исцеляет от болезней, приносит счастье и всяческое благополучие в жизни.
Духовные управления в настоящее время выступают против поклонения мазарам. Это вызвано, с одной стороны, борьбой с влиянием внемечетских мулл, а также тем, что фанатизм, проявления всякого рода суеверий, неприкрытый обман, жертвоприношения, имеющие место у мазаров, вызывают возмущение общественности. Однако культ мазаров продолжает еще держаться в силу невежества и культурной отсталости части верующих людей.
Мусульманские праздники
Как и в других религиях, в исламе существует немало праздников, которые являются важной составной частью мусульманского культа. Для того чтобы понять их назначение, их роль в исламе, следует познакомиться с некоторыми наиболее почитаемыми среди верующих праздниками.
Следует сразу же отметить одну особенность мусульманских праздников: они отмечаются по лунному календарю. Дело в том, что мусульманский календарь — лунный. Счет его ведется от 15 июля 622 г., когда пророк Мухаммед, по преданию, переселился из Мекки в Медину. Мусульманский год распадается на 12 месяцев, которые носят названия: мухаррем, са-фар, раби аль-авваль, раби ас-сани, джумада аль-авваль, джумада ас-сани, раджаб, шаабан, рамадан, шавваль, зу-ль-када, зу-ль-хиджа. В шести месяцах по 30 дней, в остальных шести — по 29. Год этого календаря на 11 дней меньше года солнечного календаря. Соответственно даты мусульманских праздников перемещаются по солнечному календарю: за 32 солнечных или 33 лунных года праздники и посты в исламе совершают полный солнечный календарный годовой круг.
Повсюду, где распространен ислам, широко отмечается праздник жертвоприношения — курбан-байрам (ид аль-адха), или большой байрам. Он празднуется через 70 дней после окончания поста — уразы (10-е зу-ль-хиджа). День жертвоприношения связывается с трансформированной в исламе библейской легендой о пророке Аврааме (Ибрагиме), который якобы хотел принести в жертву богу своего сына Исаака (Исмаила). Но милосердный бог послал ангела с барашком и спас Аврааму сына. В память об этом событии каждый правоверный мусульманин обязан принести жертву (курбан) «всевышнему», т. е. зарезать овцу, корову или верблюда.
Верующие особенно ревностно выполняют это требование. Ведь, согласно поучениям духовенства, тот, кто не принесет в праздничный день жертву богу, не сможет попасть в рай, ибо преодолеть «тонкий, как волос», мост Сират, перекинутый через ад, верующий сможет лишь на спине животного, принесенного в жертву. Веря в подобные вымыслы, мусульмане всегда пытались обеспечить себе благополучный переход через мост Сират, подчас принося в жертву последнее имевшееся в их хозяйстве животное. А духовенство, получавшее солидные доходы во время празднества, всячески поддерживало эту традицию. Оно добивалось, чтобы праздник и приготовления к нему обставлялись как можно более торжественно: совершалось особое богослужение в мечети, читались проповеди, в домах прихожан готовились обильные яства. В проповедях прославлялись ислам, аллах, его пророки, а также и земные властители. В дни праздника мусульмане посещают могилы своих близких, молятся за них, раздают милостыню. Закалывание жертвенных животных, сопровождаемое чтением молитв, происходит как в первый, так и в последующие дни байрама. Обычными являются денежные и другие подношения в виде «хейр» или «садака» в пользу мечети, «святых» лиц и «святых» мест.
Курбан-байрам и в наши дни приносит большой вред. И не только идеологический. Он наносит урон народному хозяйству. Ведь во время праздника забиваются тысячи голов скота. Курбан-байрам празднуется четыре дня. Причем многие верующие не выходят в эти дни на работу, совершают прогулы. Вот почему в нашей стране, в тех районах, где распространен ислам, ведется активная разъяснительная работа, чтобы довести до сознания верующих бессмысленность и вред этого освященного религиозной легендой мусульманского обычая.
Большое значение приверженцы ислама придают последним трем ночам перед завершением поста. Особенно «священной» считается ночь, выпадающая на 27-е число месяца рамадан, которая носит название «ляйлят аль-кадр», или «ночь предопределений».
Торжественно отмечая праздник ляйлят аль-кадр, мусульмане верят, что в ночь на 27-е рамадана подлинник Корана из-под престола аллаха был перенесен ангелом на ближайшее к земле небо, а уже оттуда его содержание в течение 22 лет передавалось пророку Мухаммеду. В эту ночь, по мусульманским представлениям, всевышний раздает ангелам свои «определения», т. е. указания, относящиеся к миру в целом и к судьбам отдельных людей, на год вперед. Как предопределит аллах, так все и будет. Поэтому верующие обращаются в эту ночь к аллаху с просьбами о милости.
Назначение праздника понять нетрудно. Он закрепляет у мусульман представление о фатальной неизбежности предначертаний «всевышнего». Однако предначертания эти, как учит духовенство, во многом зависят от самих верующих, от того, насколько усердно молились они богу, исполняли предписания духовенства. В связи с этим главной во время праздника становится проповедь о необходимости религиозного рвения, непоколебимой веры в аллаха.
Торжественно отмечается мусульманами и праздник окончания поста — ураза-байрам. Он приходится на 1-е шавваля.
Ураза-байрам длится три дня подряд. В эти дни верующий должен отчитаться за то, как он провел пост. Если он нарушил пост, то обязан принести богу жертву: забить барана, козу или верблюда, уплатить определенную мзду служителям ислама или по указанию духовных лиц совершить какие-либо иные действия для того, чтобы очиститься от греха.
Впрочем, приношения духовенству (фитр-садака) обязаны делать и те правоверные, которые строго соблюдали пост. Таким образом, праздник имеет вполне определенное назначение: давать дополнительную прибыль служителям ислама. Естественно, что духовенство придает большое значение празднику окончания поста. Рядовые же мусульмане искренне верят, что с помощью своих приношений они обеспечивают себе райскую жизнь за гробом.
С именем пророка Мухаммеда связан мусульманский праздник мавлюд (мавлюд ан-наби). Он установлен якобы в честь дня рождения Мухаммеда и отмечается 12-го числа месяца раби аль-авваль. В этот день в мечетях проводятся специальные богослужения, в домах верующих пир идет горой. Духовенству делаются праздничные приношения. Служители ислама особенно усердно повторяют рассказы о деяниях посланника аллаха, который якобы является примером беззаветной веры во всевышнего.
Как известно, рождение Мухаммеда было ничем не примечательно, и даже точная дата его не установлена. Однако через полтора столетия после возникновения ислама уже сложились легенды о бесчисленных чудесах, будто бы совершенных пророком. Имя мусульманского «пророка и посланника божьего» использовалось и ныне используется духовенством для того, чтобы внушить верующим, что возвеличение каждого из них в глазах аллаха зависит только от их преданности всевышнему, непреклонной веры, исполнений всех предписаний служителей ислама. Ведь Мухаммед якобы добился широкого почитания и внимания аллаха потому, что он был тверд в вере и верно служил всевышнему. Твердость в вере, поучает духовенство,— это самое главное для достижения райского блаженства, к которому стремятся все мусульмане.
Пользуется популярностью у мусульман и праздник, который носит название «мирадж»— праздник вознесения. Согласно мусульманской легенде, он установлен в память о чудесном ночном путешествии пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим, а также вознесении его на небо, будто бы имевшем место 27-го числа месяца раджаб. Легенда рассказывает о том, что пророк Мухаммед на чудесном коне посетил Иерусалим, а оттуда направился к престолу аллаха, который милостиво принял своего пророка и вел с ним беседу.
Что и говорить, событие действительно важное. Если к этому прибавить, что путешествие совершилось мгновенно (возвратясь к своему ложу, посланник божий застал его еще теплым, а из опрокинутого им случайно сосуда (кумгана) для омовения не успела пролиться вода), то фантастический характер сказания станет совершенно очевидным. Но такова уж религия. Любая фантазия объявляется «чудом», которое якобы свидетельствует о «божественном» характере того или иного события. Данное событие тоже относится к разряду «чудес» (Ныне можно встретить и такое объяснение, даваемое муллами этому чудесному вознесению пророка: путешествие-де совершила душа Мухаммеда, а тело оставалось на месте). Духовенство во время праздника внушает мусульманам мысль о том, что подобной милости аллах удостаивает лишь непоколебимых своих приверженцев, неуклонно следующих по начертанному всевышним пути. Служители ислама используют праздничные проповеди для того, чтобы убеждать людей в необходимости укреплять свою веру, преданно служить аллаху и его пророку.
Мусульмане-шииты отмечают также «ашуру» (шахсей-вахсей). Это торжественно-траурные церемонии, которые происходят в десятый день месяца мухаррема. Согласно мусульманским преданиям, они установлены в память о «мученической кончине» почитаемого шиитами имама Хусейна, внука пророка Мухаммеда.
В действительности Хусейн вовсе не был мучеником, отдавшим жизнь в борьбе за веру и справедливость. Он пал в феодальной борьбе за власть. Но шиитское духовенство изобразило его чуть ли не народным заступником. Таким путем оно надеялось вызвать к Хусейну симпатии масс, добиться их поклонения «святому мученику». И действительно, распространяемые в народе легенды о Хусейне сделали его в глазах верующих невинной жертвой жестоких и коварных людей.
Для мусульман-шиитов «ашура»— это день всеобщей скорби. В этот день фанатичные верующие, стремясь воспроизвести страдания и мучения Хусейна, занимаются самоистязанием, бичуя себя, наносят себе кровавые раны, подчас остаются увечными на всю жизнь. И все это в память о мученической кончине Хусейна!
Психологическое воздействие этих публичных самоистязаний — вид окровавленных, исступленных людей, шествующих в сопровождении толпы по улицам и площадям, их истошные, душераздирающие крики — огромно.
А. М. Горький так описывает шахсей-вахсей, который он наблюдал на Кавказе: «И вот один из фанатиков, высокий и седой старик с темным иссохшим лицом, замахнулся кинжалом над своей головой и легким, ловким ударом рассек себе лоб. Тонкая, но обильная струя крови потекла по его лицу и вызвала у его сотоварищей громкий, радостный крик. Не прошло минуты, как уже более десяти голов и лиц было изуродовано ранами и залито кровью, красными полосками стекавшей на плечи и грудь. Каждый раз, как один из подвижников рассекал себе кожу, — товарищи встречали его кровь громким криком пламенного восторга. В колонне было около ста человек, но уже менее чем через пять минут после первого примера в ней не осталось ни одной головы, не окрашенной кровью…
Толпа громко запела дикую и воинственную мелодию, и я увидел, как четверо полуобнаженных людей, взмахнув чем-то в воздухе, с силой ударили себя по спинам, отчего раздался железный лязг… В руках у них были довольно толстые и длинные цепи, сложенные втрое; держа их обеими руками, эти люди с размаха, враз били ими себя по спинам, стараясь так выгибать тело под удар, чтоб на него легло возможно больше цепи. Поощряя их, толпа хлопала в ладоши и пела, потом вдруг задавала им какой-то торжествующий вопрос. Бичующиеся на время прерывали свое самоистязание и отвечали им хриплыми голосами, после чего, по грозному возгласу толпы, цепи снова взлетали в воздух и снова рвали тело…
И снова железо цепей противно лязгало о вспухшие, изорванные спины, облитые кровью и Красноватым светом факелов. Так продолжалось долго, до поры, пока пение толпы, удары кулаков и цепей и все другие звуки не заглушил протяжный, воющий стон. Это один из бичующихся не выдержал более пытки, покачнулся назад и с воплем, плашмя рухнулся на землю. Над ним склонились правоверные, чтоб омочить руки в его крови — может быть, это будет святая, очищающая кровь, ибо человек, который умрет в этот день от истязания,— свят» (М. Горький. Собрание сочинений в 30 томах, т. 23. М., 1953, стр. 275—276, 279—281).
Именно на подобный эффект, на такого рода эмоциональное воздействие на верующих и делало расчет духовенство, устанавливая ритуалы «ашуры».
Следует отметить, что в соответствии с постановлениями правительств Азербайджана, Грузии и Туркмении на территории этих республик, где имеются шииты, запрещены ритуальные шествия с самоистязаниями участников.
Из семи дней недели мусульмане считают праздничным пятницу. Она считается у мусульман днем отдыха и празднуется еженедельно как у иудеев суббота, а у христиан — воскресенье. В странах, где широко распространено мусульманство, это официальный выходной день. Духовенство предписывает верующим в пятницу посещать мечеть, совершать молитвы, иначе говоря, использовать день отдыха для «молитвенного труда». Мусульманское предание гласит, будто день «страшного суда» придется на пятницу, что Мухаммед и его зять Али родились в пятницу и что «свет ислама» начал распространяться именно в пятницу. В пятницу же 1-го числа мухаррема, т. е. первого числа первого месяца лунного года, якобы совершилось бегство пророка из Мекки в Медину в 622 г., который принят в исламе в качестве первого года мусульманского летосчисления. Все это в глазах верующих выделяет пятницу среди других дней недели. Для духовенства же главное, чтобы этот день верующие целиком посвятили молитвам, раздумьям о своем будущем, и никакие побочные дела не могли бы помешать их «молитвенному труду». Не случайным является выбор именно пятницы. Тем самым мусульманское духовенство подчеркивает принципиальное отличие своей религии от иудаизма и христианства, решительно отмежевываясь от них.
Пост
Как и во всех других религиях, важное место в мусульманском культе занимают посты. Обычай соблюдать пост заимствован мусульманами у древних арабов. В далеком прошлом в самое знойное время года в Аравии кочевники из-за наступившей бескормицы ограничивали себя в пище, берегли продукты, а значительную часть хозяйственных дел из-за жары переносили на вечер и ночь. Этот обычай сохранялся и тогда, когда возник ислам. Только в мусульманской религии он получил новое содержание.
Согласно мусульманским представлениям, месячный пост ураза установлен для «искупления грехов» верующих. Целый месяц мусульманам с рассвета до наступления темноты запрещается принимать пищу, пить, курить. Они должны отказаться от насущных потребностей, всех удовольствий, думая лишь о своих грехах, о том, как искупить их перед аллахом.
Пост должны соблюдать все мусульмане, независимо от возраста и состояния здоровья. Это — испытание аллахом правоверных, заявляет мусульманское духовенство, и только так его должны воспринимать верующие.
Мусульманское духовенство пыталось и ныне пытается представить пост в качестве демократического обряда, который якобы свидетельствует о равенстве мусульман. Ведь постятся и богатые и бедные. Однако богатому мусульманину в прошлом пост был вовсе не в тягость. Если мусульманин-труженик даже при палящем зное вынужден был трудиться от зари до зари, не имея права глотнуть даже капли воды, то богатый мог спать целый день, а ночью бодрствовать, есть и пить вдоволь. Состоятельный человек, кроме того, всегда мог откупиться от соблюдения уразы. Имущие, привилегированные люди могли также воспользоваться законом, по которому путешественник освобождается от соблюдения уразы. Пользуясь этим, они ездили в период поста друг к другу в гости.
Ветеран двух мировых войн генерал-лейтенант Якуб Чанышев вспоминает: «В нашей деревне во время поста муллы не работали. Днем они спали. При свете дня редко можно было увидеть проходящего сонного муллу. А мы, бедняки, в это время батрачили на их полях. За нами бдительно наблюдали надсмотрщики. Никогда не забуду: однажды, не выдержав жары, мы, молодые парни, сбегали к ручью сделать по глотку воды. И за это нас при народе жестоко избили палками перед мечетью. Муллы особенно злились на нас, молодежь, потому что мы уже тогда противились изживающим свой век обычаям». Правда, духовенство в СССР, побуждаемое стремлением сохранить привлекательность ислама, подчеркивая его «гуманность», в настоящее время не настаивает на обязательном соблюдении поста всеми верующими. Многие мусульмане в месяце рамадан ограничиваются трехдневными постами в начале, середине и в конце уразы. И муллы не возражают. Более того, в предписании духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири, изданном в 1961 г., написано, что соблюдение уразы «не обязательно для несовершеннолетних лиц, рабочих и работниц, занятых на фабриках, заводах, транспорте, в сельскохозяйственном производстве, и, наконец, больных». Такой поворот дела вызван, конечно, требованиями самой жизни. Ведь продолжительный пост не только наносит ущерб здоровью людей, он приносит вред народному хозяйству. Те, кто его соблюдает, не могут работать в полную силу, ослабевают физически, а это сказывается на производительности их труда. Вот почему необходимо разъяснять людям вред этого мусульманского обычая, которому не должно быть места в нашем обществе.
Суннат
Так называется обряд обрезания крайней плоти, которому подвергаются мусульмане в младенческом возрасте. Само происхождение слова «суннат» говорит о том, что обряд относится к числу ритуалов, предписанных сунной, т. е. преданием. Среди мусульман распространено ставшее традиционным мнение, будто обрезание полезно и даже необходимо мужчинам. Некоторые народы рассматривают этот обряд в качестве важной черты, характерной особенности национальной принадлежности. Исключая из этого древнего обряда религиозное содержание, кое-кто склонен рассматривать его как целесообразную в гигиеническом отношении процедуру. Это, однако, не соответствует действительности.
Обрезание — не специфически мусульманское явление. В Коране нет никаких указаний и даже намека относительно этого ритуала.
У многих первобытных племен существовали различные ритуалы, связанные с переходом юношей в разряд взрослых. Над ними совершались различные обряды, с помощью которых испытывалась физическая крепость, сила, умение переносить боль и т. д. К такого рода обрядам, очевидно, относится и обрезание.
Вред этого пришедшего из древности и освященного исламом обряда состоит не только в том, что иногда, сделанное неумело, в антисанитарных условиях, обрезание приводит к трагическим последствиям. Даже соблюдение необходимых гигиенических, антисептических условий ни в коей мере не оправдывает действия родителей, которые сознательно наносят своим детям ничем не оправданную физическую и психическую травму в угоду предрассудку, за которым так или иначе скрываются религиозные, националистические мотивы и чувства. Обряд, о котором идет речь, вреден еще и потому, что он закрепляет в сознании верующих отсталые представления об «исключительности», «богоизбранности» мусульман, служит помехой для объединения людей независимо от их национальной принадлежности и вероисповедания. Следует заметить, что в настоящее время мусульманское духовенство в СССР не настаивает на обязательном совершении этого обряда. Но вредный обычай продолжает существовать и в наши дни. Это обязывает пропагандистов атеизма вести разъяснительную работу среди людей, которые пытаются сохранить его.
Никах
В ряде областей и районов нашей страны среди мусульманского населения до сих пор сохраняется религиозный свадебный обряд никах. Стремясь установить контроль буквально над каждым шагом верующих, мусульманское духовенство не могло оставить без внимания такой важный момент в жизни человека, как вступление в брак. Мусульмане считают брак действительным только тогда, когда он совершен с соблюдением соответствующего ритуала, освящен именем аллаха. Вступающие в брак, их родители или ближайшие родственники приглашают служителя культа, который совершает обряд никах, т. е. читает соответствующие суры Корана, спрашивает, согласны ли стороны вступить в брак. При этом молчание (Даже слезы невесты, «если они не сопровождаются криком или жалобами», принимаются за согласие. См. Хидая (Комментарии мусульманского права), в 4-х томах, т. 1, 1893, стр. 165) женщины принимается за ее полное согласие, за ее добровольное желание сочетаться браком с мужчиной, который заявляет мулле, что хочет взять ее в жены. Совершая никах, мулла читает обычно четвертую суру Корана, которая называется «Женщины». В ней выражено отношение к женщине, унаследованное от эпохи рабовладельческого строя или раннего феодализма: подчеркнуто преимущество мужчины перед женщиной, его право на многоженство, на одностороннее расторжение брака, на применение по отношению к жене наказания и т. п. Многие аяты этой суры оскорбительны для женщины. В одном из них сказано, например, что прикосновение к женщине оскверняет мужчину.
Правда, современное духовенство больше озабочено сохранением религиозного смысла брака, психологическим воздействием обряда никах, чем соблюдением подобных предписаний Корана. Среди духовенства ныне все меньше остается сторонников сохранения некоторых давно изживших себя обычаев старины. Например, калым (выкуп невесты) уже не рассматривается как обязательное условие для вступления в брак, хотя и не запрещается духовенством. Служители ислама не настаивают ныне и на соблюдении ряда других обычаев, которые еще недавно считались обязательными при вступлении в брак. Отмена ряда традиционных религиозных требований преследует одну цель: сохранить сам обряд никах, который духовенство считает важным средством религиозного влияния на людей.
Однако никах ныне все больше уступает место, гражданскому браку. Многие вступающие в брак не прибегают к благословению служителей ислама. Все же находятся еще молодые люди, которые следуют «традиции отцов» и после регистрации брака в загсе обращаются к духовным лицам, чтобы совершить мусульманский свадебный обряд. Иногда родственники новобрачных представляют в мечеть их документы, добиваясь хотя бы заочного «подкрепления» гражданского брака религиозной церемонией, и не скупятся при этом на расходы.
Похороны
Мусульманский похоронный обряд носит название джиназа. «Похороны — это сборы в дальнюю дорогу, ведущую в иной, лучший мир. Кого хорошо отправят в последний путь, тот хорошо и доедет»,— поучают служители ислама. Джиназа включает заупокойную молитву с чтением соответствующих сур Корана, обмывание и завертывание покойника в саван. Считается: если с момента заболевания, приготовления к смерти и до захоронения в доме присутствовали духовные лица, которые молились за покойного и читали «книгу, ниспосланную через пророка», то перед душой умершего быстрее и легче раскроются врата рая. Поэтому родственники и близкие усопшего стараются устроить ему богатые похороны, не скупятся на дары и подношения ишанам, муллам и другим духовным лицам. После окончания похорон устраивается обильное угощение. Снова читаются суры Корана, перечисляются богоугодные дела покинувшего этот «греховный» мир для иной, «бесконечно блаженной жизни вблизи престола аллаха». На седьмой и сороковой день после смерти устраиваются поминки.
Нужно сказать, что все эти традиции очень живучи. Даже люди, часто безразлично относящиеся к соблюдению других обычаев, считают необходимым хоронить родных и близких по мусульманскому обряду: ведь речь идет об обеспечении вечного блаженства в загробном мире. Духовенство же со своей стороны делает все возможное, чтобы сохранить традицию, и она продолжает жить, несмотря на всю наивность представлений, лежащих в ее основе. К сожалению, встречаются еще случаи, когда убежденных атеистов хоронят по религиозному обряду. При этом бывает, что представители духовенства самочинно вторгаются в дом покойного, принимают участие в обмывании, читают Коран, решают, на каком кладбище хоронить, кого приглашать на проводы в последний путь, раздают милостыню за счет семьи умершего и т. д. В итоге распространяется молва, был-де человек коммунистом, в бога не верил, а как помирать собрался, то и о боге вспомнил… К этому, собственно, и стремятся служители культа, пытаясь доказать, что смертный, как бы он ни жил, возвращается в лоно ислама.
Джиназе должен быть противопоставлен тщательно разработанный торжественный безрелигиозный обряд похорон. Тогда и в этой сфере будет постепенно положен предел религиозному влиянию.
Фатиха
Особое место в мусульманском культе занимает обряд фатиха. Приступая к какому-либо делу, мусульманин обязан воздать хвалу богу, поручить себя его покровительству, попросить у него благословения, произнося слова из первой суры Корана: «Во имя аллаха милостивого, милосердного! Хвала аллаху, господу миров, милостивому, милосердному, царю в день суда! Тебе мы поклоняемся и просим помочь! Веди нас по дороге прямой, по дороге тех, которых ты облагодетельствовал,— не тех, которые находятся под гневом, и не заблудших».
Смысл этого обращения состоит в том, что человек не может надеяться лишь на свои силы и возможности. Он должен уповать на помощь бога во всех своих земных делах. Духовенство, требуя совершать фатиху, подчеркивает тем самым, что люди бессильны добиться чего-либо собственными силами, если не будет на то воли аллаха. Значит, надо заручиться его помощью и поддержкой.
Правда, в настоящее время немного осталось людей, которые целиком полагаются в своей жизни на аллаха. Если же некоторые мусульмане и совершают фатиху, то чаще всего по привычке, по традиции, которая осталась от навсегда ушедшего прошлого. Но и в этом случае фатиха не столь безобидный обычай, как это может показаться. Ведь он закрепляет в сознании людей отсталые представления, подрывает веру человека в собственные силы, ослабляет его трудовую и социальную активность.
Чтение Корана
В мусульманском богослужении чтению Корана придается очень большое значение. Лишь очень немногие из мусульман умеют читать Коран, а еще меньше тех, кто в состоянии понять смысл некоторых его аятов. Поэтому для чтения Корана в доме верующего приглашаются представители духовенства, которые берут за это садака или шукр-садака, т. е. определенную мзду. В мусульманских странах все значительные события, праздники, торжества, пуск промышленных объектов, словом, все общественные мероприятия открываются чтением Корана.
Время от времени проводятся национальные и международные конкурсы, конференции чтецов Корана. В 1967 г. проводилась Вторая Международная конференция чтецов «книги аллаха» в г. Карачи, на которой присутствовали представители мусульман из Ирана, Цейлона, Ливана, Таиланда, Советского Союза, Саудовской Аравии и других стран. На таких конференциях утверждаются правила и образцы чтения, ставятся вопросы о целесообразности переводов Корана на другие языки и т. д.
Считается весьма похвальным, если в доме мусульманина есть Коран, независимо от того, умеют его читать или нет. Наличие в доме Корана расценивается как хранение священной реликвии. Существует поверье, будто он ограждает дом от несчастий, злых духов, дурного глаза, постоянно благословляет обитателей дома. Кроме того, среди мусульман распространены клятвы на Коране. Свидетельство человека с Кораном в руках не должно вызывать сомнения в истинности, а обещание, данное на Коране, является для верующих гарантией его исполнения.
Другие религиозные книги, сборники преданий и т. п. читаются мусульманами значительно реже и, конечно, ни в коей мере не могут сравниваться по своей значимости с Кораном.
Обряды ислама и быт
Как отмечал выдающийся представитель азербайджанской культуры Мамедкули-заде, исполнение всех обрядовых предписаний ислама «не оставляет времени не только для науки и образования, но и для всякого труда». В жизни просто невозможно скрупулезно придерживаться всех бытовых правил и предписаний ислама, ибо их очень много. Тем не менее духовенство стремилось и стремится регламентировать буквально каждый шаг верующего. Если же мусульманин не может исполнить все предписания ислама, то он должен чувствовать себя грешником, быть готовым к тому, что в судный день за все прегрешения ему придется держать ответ перед богом.
Мысли о собственной греховности постоянно омрачают сознание верующих. А этого только и нужно служителям ислама. Ведь человеку в подобном состоянии легче внушить необходимость испрашивать помощи в земных делах у аллаха, легче заставить его покорно следовать предписаниям духовенства.
Весь дух ислама направлен не на то, чтобы поощрять оптимизм, любовь к жизни, вызывать положительные эмоции, хорошее настроение, без которых нельзя представить себе активного, полного энергии человека. Напротив, идеал человека в исламе — отрешенный от жизни страдалец, занятый лишь мыслями о том, как искупить свои грехи, угодить богу. Всякое проявление веселья осуждалось в мусульманской религии. «Человек не знает и не может знать, что приключится с ним не только через месяцы и годы, но даже через день и час, ибо все в воле божьей». Поэтому бессмысленно предаваться веселью, не зная, что ждет тебя в будущем.
Психология мусульманина формируется главным образом в сфере его быта. Мусульманские обычаи, традиции, система обрядов ежедневно, ежечасно воздействуют на сознание и чувства, закрепляя у людей религиозные представления. Они помогают формированию крайнего индивидуализма (ведь основная цель жизни мусульманина — достижение личного вечного блаженства), эгоизма (мусульманин должен прежде всего думать о собственной судьбе), презрения к этому миру (счастье свое люди могут обрести только в потусторонней жизни). Таковы результаты влияния ислама на верующих.
Когда мы говорим о том, что пережитки мусульманской религии занимают наиболее прочные позиции в сфере быта, то объясняем это целым рядом причин. Туркменский исследователь Н. Байрамсахатов, на наш взгляд, справедливо отмечает, что сохранение традиций ислама объясняется, «во-первых, тем, что быт наиболее консервативен, социальные преобразования сказываются в нем с большим опозданием; во-вторых, религиозная обрядность в быту тесно связана с личной жизнью людей, их счастьем и горем, она не всегда свидетельствует о религиозных убеждениях, а является для многих людей только данью семейным традициям; в-третьих, в религиозной обрядности верующий порой находит пока единственное торжественное, эмоционально насыщенное оформление многих значительных событий в своей жизни; в-четвертых, религиозная бытовая обрядность часто переплетается с многочисленными отсталыми и консервативными традициями восточных народов (обрезание, патриархальное отношение к женщине и т. д.)» (См. материалы научной конференции «Модернизация ислама и актуальные вопросы теории научного атеизма». М., 1968, стр. 110—111). Следует иметь в виду, что в различных районах нашей страны есть и свои специфические особенности, обусловливающие существование пережитков ислама в быту.
Атмосфера, создающая специфический психологический настрой у верующих людей, порождается вероучением ислама и его обрядами, традициями и отношениями, установленными под влиянием мусульманской религии в быту. В поддержании этой атмосферы принимают участие не только откровенно верующие люди, но и те, кто, называя себя атеистами или безразлично относящимися к религии, не отрешились еще от привычек и традиций, так или иначе связанных с исламом. Многие значительные моменты в жизни (рождение ребенка, свадьба, похороны родных и близких и т. д.) отмечаются часто с помощью религиозных обрядов. Ряд мусульманских обрядов и праздников принимается некоторыми людьми как выражение национальных обычаев, что, естественно, играет на руку духовенству. Такие уступки религии также способствуют сохранению религиозности среди значительной части населения некоторых республик страны.
Повышение материального и культурного уровня жизни людей, распространение научных знаний, серьезная научно-атеистическая пропаганда, непримиримое отношение к любому проявлению религиозных пережитков и суеверий поможет преодолению религии в нашей стране, преодолению пережитков ислама в сознании и быту людей.