The origin and spread of Islam
Russian
На жаль, цей запис доступний тільки на
Russian.
К сожалению, эта запись доступна только на
Russian.
Внимание! В тексте содержатся элементы коммунистической пропаганды! Текст 1974 года!
Ислам, наряду с буддизмом и христианством, является одной из наиболее распространенных религий, насчитывающей миллионы последователей в разных странах мира (В декабре 1964 г. Всемирный исламский конгресс выпустил географический справочник, где говорится, что мусульманское население во всех странах мира составляло к началу 1964 г. 647 011 088 человек. Однако эта цифра явно преувеличена. Это объясняется тем, что религиозная статистика, как правило, относит к мусульманам все население определенных областей, целые этнические группы, не учитывая, естественно, процесса отхода от религии в современном мире, охватывающего также широкие массы жителей Востока. Католическое издание «La documentation catholique» (18.III.1973 г., № 1628, p. 290) называет цифру последователей ислама 578253942 (в Африке — 141 703000, Азии – 400 050 942, Европе — 36 500 000)). Основные районы с мусульманским населением находятся в Азии. Почти все верующее население Саудовской Аравии, Йеменской Арабской Республики, Народной Демократической Республики Йемен, Омана, Катара, Кувейта, Бахрейна, Афганистана и Мальдивских островов, преобладающее большинство верующих в Турции, Иране, Ираке, Сирии, Иордании, Пакистане, Индонезии, Малайзии — мусульмане. Мусульмане проживают также в Ливане (около половины населения страны), на Кипре (турецкая часть населения), в Израиле (арабы), в Индии (9—10%), на Цейлоне (мавры и малайцы), в Бирме (этническая группа бирманцев— араканцы, а также часть индийцев), на Филиппинах (моро) и в КНР (часть уйгур, казахов и др.).
В Африке ислам исповедуется 40% всего населения континента. Большая часть мусульман — свыше 48% — приходится на Северную Африку и АРЕ, где они составляют 93% общего числа населения. В Ливии, Тунисе, Алжире, Марокко, Западной Сахаре, Мавритании, Сомали и на Коморских островах почти все верующие — мусульмане.
Большинство верующих в Сенегале, Гамбии, Гвинее, Мали, Нигере, в Республике Чад и Судане — последователи ислама. Придерживается этой веры и значительное число жителей Эфиопии, Уганды, Кении, Танзании, Малави, Мозамбика, Малагасийской Республики, Маврикии, Реюньона, Сьерра-Леоне, Либерии, Берега Слоновой Кости, Верхней Вольты, Ганы, Того, Дагомеи, Камеруна и Центральноафриканской Республики.
В Европе мусульмане встречаются среди албанцев, боснийцев, турецкого населения Болгарии.
В ряде стран, где ислам исповедуется преобладающим большинством населения, он оказывает существенное воздействие на социально-политическую и культурную жизнь. В некоторых странах, например в Афганистане, Иране, Ираке, Пакистане, Саудовской Аравии, йеменской Арабской Республике, Народной Демократической Республике Йемен, Ливии, Тунисе, Алжире, Марокко, Судане, ислам является государственной религией.
На территории СССР пережитки ислама сохраняются среди части населения Средней Азии и Казахстана, Северного Кавказа и Закавказья, Татарии, Башкирии и некоторых областей РСФСР.
Как же возникла эта вера? Какой путь прошла за многие столетия своего существования? Какую роль играла на протяжении своей истории? (Исследование вопроса о происхождении ислама связано с именами таких ученых, как Т. Нёльдеке, Р. Дози, К. X. Снук-Хюргранье, А. Шпренгер, Г. Грлмме, И. Гольдциэр, Ф. Ьуль, А. Ламменс, А. Мюллер, М. Н. Петров и др. Однако этим исследователям не удалось создать научную концепцию возникновения мусульманской религии. Объясняется это не только тем, что они не располагали достаточным материалом, точно датированными письменными документами и другими достоверными историческими источниками ( к сожалению, недостаток такого рода материала ощущают и современные исламоведы), но главным образом тем, что буржуазные исследователи пытались решить проблему, подходя к ней с идеалистических позиций. Только представителям марксистской науки, основывающимся на принципах исторического материализма, удалось впервые воссоздать действительную историю ислама, переосмыслив многие труды исламоведов прошлого и современных зарубежных ученых. Советские исследователи В. В. Бартольд, И. Ю. Крачковский, С. П. Толстое, Е. А. Беляев, Н. А. Смирнов, Л. И. Климович, И. П. Петрушевский, А. Ю. Якубовский, Н. В. Пигулевская, Л. И. Надирадзе и др. внесли существенный вклад в изучение ислама. Они много сделали, чтобы показать земное происхождение мусульманской религии, вскрыть ее социально-экономические и идеологические корни. В трудах советских исламоведов, в отличие от буржуазных исследователей, эта религия предстает не как порождение случайного стечения обстоятельств, так или иначе оставляющего место для «чуда», а как закономерный результат развития общественных отношений в определенный период истории арабских народов).
Возникновение ислама
Возникновение единобожной религии — ислама в арабском обществе в начале VII в. было обусловлено рядом социально-экономических и политических причин. На Аравийском полуострове, населенном в основном кочующими скотоводческими племенами арабов-бедуинов («степняков»), происходили в ту пору важные изменения. Над родоплеменными или патриархально-общинными отношениями и связями в силу разложения старого уклада стали преобладать отношения, основанные на имущественном неравенстве и классовых привилегиях. В городах этот процесс наметился раньше и шел интенсивней.
Так, в Мекке, выросшей на перегрузочном пункте караванного пути из Йемена в Сирию, появились купцы-рабовладельцы и бедняки. Рабы работали по дому, обрабатывали за городом и в близлежащих оазисах землю, пасли скот, были ремесленниками. Следует сказать, что по традиции города, заселенные бывшими кочевниками, имели много «родимых пятен» родоплеменного строя: население кварталов составляли выходцы из отдельных родов, родоначальники и шейхи племен пользовались наследственным авторитетом, имели определенную власть над соплеменниками. Однако денежные отношения, торговля и ремесло постепенно подрывали связи, основанные на кровном родстве. В городах, где купцы занимались транзитной торговлей, процветало ростовщичество: брать «динар на динар» за ссуду стало обычной нормой. Вот почему полулегендарный основатель новой религии Мухаммед, чтобы привлечь на свою сторону как можно большее число людей, осудил ростовщичество и объявил, что аллах запрещает «рибу», т. е. ссудный процент.
Постепенно усиливались связи между племенами, возникали союзы племен. Идея объединения племен находила все большее число сторонников среди племенной знати и купечества.
Объединение арабских племен, усиление политических и экономических связей между городами и населенными пунктами превратились в насущную необходимость. Различные части огромной по территории Аравии были объектом притязаний великих империй того времени — Византии и Ирана. Последние стремились держать под своим контролем пути, ведущие из стран Средиземноморья в Индию и Китай, в частности караванный путь из Йемена через Хиджаз в Сирию, Палестину и Ирак.
В результате непрекращавшейся борьбы, которая шла многие десятилетия, Ирану удалось нанести поражение сателлиту Византии Эфиопии, захватившей Йемен, изгнать оттуда ее войска и установить свой контроль над транзитной торговлей. Индийские товары теперь могли попасть в Византию только через Иран. Прекращение транзита через Йемен тяжело отразилось на его экономике, хиджазские города Мекка, Таиф и др., связанные с Йеменом и побережьем Красного моря (торговые пути переместились к Персидскому заливу), стали хиреть. Мекканские богачи, лишившиеся значительной доли барышей от торговли, усилили эксплуатацию трудящихся слоев населения, росли долги обедневших племен, ростовщики бессовестно повышали процентные ставки.
В Аравии нарастал социально-экономический кризис дотоле невиданной остроты. Противоречия, порожденные этим кризисом или усилившиеся из-за него, требовали своего разрешения. Отношения между собственниками земель, некогда принадлежавших всей общине, и безземельными общинниками, между знатью и рядовыми членами племен, между рабами и рабовладельцами, ремесленниками и богачами-ростовщиками, состоятельными купцами и их работниками становились все напряженней.
Верхи общества явно ощущали нужду в крепкой централизованной власти, способной держать в узде недовольных и угнетенных. Она дала бы также возможность объединить разрозненные части страны, ее города и оазисы, обеспечить национальную независимость, восстановить прежние караванные пути, вести завоевательные войны.
Старые племенные верования и религии мешали объединительным тенденциям, препятствовали созданию единого государства на территории всего Аравийского полуострова.
Идеологическим орудием, пригодным для объединительных целей, а также соответствующим классовым интересам привилегированных слоев арабского общества оказался ислам. Его строгий, последовательный монотеизм, проповедь «братства» всех мусульман (Мусульмане — слово, образованное от арабского «муслим», т. е. преданный, покорный. Ислам — слово того же корня, означает: предание себя богу, покорность) независимо от их племенной принадлежности отвечали требованиям времени. Однако было бы, конечно, неверным полагать, что ислам явился запланированным результатом деятельности определенных лиц, которые ставили перед собой определенные политические или экономические цели.
Ислам — это стихийно возникшее религиозное учение. Он сложился не сразу. Появлению ислама предшествовало распространение учения ханифов или ханифизма — ранней формы арабского монотеизма. Ханифы выступали в различных частях Аравии против идолопоклонства, отвергали многобожие. Они проповедовали идею единобожия, прославляли аскетизм. Широко распространенное среди мусульман представление, будто вера в единого бога начинается только с Мухаммеда, не соответствует действительности. Последний начал религиозную деятельность как последовательханифизма, признавший вместо множества богов единого рахмана. В первом жизнеописании Мухаммеда («сира») об этом говорится вполне определенно.
Ни ханифы, ни Мухаммед не были оригинальны в проповеди единобожия. Монотеистические религии были уже известны на территории Аравии.
В городах Йемена, оазисах Северного Хиджаза, особенно в Ясрибе, городе, известном позднее под названием Медина, некоторые племена исповедовали иудаизм. Он был привнесен туда еврейскими эмигрантами из Римской империи. На севере Йемена и к востоку от Неджда было распространено христианство. Христиане различных толков встречались среди земледельцев, ремесленников и купцов. Были они и среди кочевников-бедуинов. Проповедь единобожной религии, таким образом, не могла быть воспринята как поразительное, неслыханное дотоле, ни с чем не сравнимое явление.
Итак, ислам воспринял моральные и религиозные поучения не только у ханифов. В нем присутствуют элементы иудаизма, христианства, зороастризма, манихейства и обрядовые пережитки староарабских культов. Этот синкретизм — одно из веских доказательств земного происхождения мусульманской религии, ее постепенного становления. Он опровергает богословскую версию о возникновении ислама в результате «откровений», ниспосланных Мухаммеду — «пророку, наиболее ценимому аллахом и любимому им»
Вряд ли верно полагать, что ислам с самого начала был религией складывающейся феодальной верхушки. Первоначальный ислам не был законченным идеологическим учением. Только в процессе арабских завоеваний и организации халифата он приобретает ярко выраженные классовые черты. «Лишь после завоеваний ислам постепенно развился в религию феодального общества» (И. П. Петрушевский. Ислам в Иране в VII—XV веках. Л, 1966, стр. 6),— замечает И. П. Петрушевский.
Пророк Мухаммед
Кто же такой Мухаммед? Историческая наука не располагает о нем вполне достоверными, документально подтвержденными данными. Из-за отсутствия письменных или каких-либо иных заслуживающих доверия источников о его жизни и деятельности не раз высказывались сомнения в историчности Мухаммеда.
Имеется три источника, на которых основывается биография Мухаммеда как реальной исторической личности (Эти источники — Коран, сунна (хадисы), «Житие посланника аллаха» («Сират расул аллах»), написанное уроженцем Медины Ибн Исхаком в Багдаде по заказу халифа Мансура(754—775), который хотел обосновать свое происхождение от Аббаса, считавшегося дядей пророка Мухаммеда, и «Книга военных походов» Вакыди (747—823)). Но все они тенденциозны, насыщены религиозными мифами и чудесами. Академик В. Бартольд в этой связи замечает, например, что «все известия о деятельности Мухаммеда до его бегства в Медину более относятся к области легенды, чем к области истории». Весьма условная биография Мухаммеда, которую историки полагают возможным принять, выглядит так. Родился он в 570 или 571 г. Об отце Мухаммеда почти ничего не известно. Полагают, что он был мелким торговцем и принадлежал к бедному роду хашим из племени курейш. Мухаммед осиротел, когда ему едва исполнилось шесть лет, и стал жить у своего дяди Абу Талиба, пас его овец и коз. Когда Мухаммед подрос, он поступил на службу к богатой купчихе, вдове Хадидже. Молодой слуга понравился ей, и вскоре, несмотря на большую разницу в возрасте (ему было двадцать четыре года, а ей больше сорока), он женился на Хадидже, ставшей первой из жен пророка. После женитьбы, которую Мухаммед считал для себя удачной, он обрел материальную независимость и семейный очаг. Как повествует предание, пророк был очень привязан к своей первой жене. В свою очередь и Хадиджа была горячо предана мужу, родила нескольких детей, в том числе любимую дочь пророка Фатиму.
После женитьбы Мухаммед некоторое время продолжал заниматься торговлей. Но затем забросил ее и около 610 г. выступил как религиозный проповедник. Согласно преданию, Мухаммед с детства увлекался религиозными вопросами, охотно беседовал с иудеями и христианами и будто бы поражал своих собеседников глубокими познаниями и ясностью мысли. Еще в юности он был близок к ханифам и проповедовал идеи единобожия. Однажды, как утверждается в мусульманской богословской литературе, обратились к нему ученые иудеи, которые для испытания его пророческого дара предложили ему множество вопросов, касающихся религии, моральной и обрядовой сторон жизни. Мухаммед блестяще с ними будто бы справился, изумив иудеев так, что они немедленно приняли ислам.
Но если легко представить, почему Мухаммед стал проповедником монотеизма в условиях того времени, то, как справедливо отмечает советский исламовед И. П. Петрушевский, «гораздо труднее понять, каким образом у него зародилась уверенность в том, что он является пророком, избранным богом, подобным древним пророкам, и что именно на него возложена богом миссия восстановить в Аравии древнюю веру Авраама — единобожие» (И. П. Петрушевский. Ислам в Иране в VII—XV веках, стр. 16). Видимо, свою роль сыграли не только общая обстановка, но и в немалой степени личные особенности Мухаммеда: повышенная религиозная эмоциональность, фанатизм, убежденность в назначении проповедовать «истинную» веру и т. п.
Человек, назвавший себя пророком, послужил, вероятно, лишь первоначальным «материалом», из которого по законам мифотворчества постепенно сложился образ основателя «истинной» веры Мухаммеда. Можно с уверенностью сказать, замечает И. П. Петрушевский, «что если бы в Аравии не складывались предпосылки нового классового общества, если бы не было упадка и отмирания староарабской джахилийи и если бы не было направленного против нее монотеистического движения, то не было бы и Мухаммеда или же он остался бы непонятым, одиноким и был бы вскоре забыт» (И. П. Петрушевский. Ислам в Иране в VII—XV веках, стр. 14).
Рассматривая деятельность Мухаммеда, мы не можем уйти от вопроса о тех силах, которые создали благоприятную почву для этой деятельности. Крах планов и намерений отдельных личностей неминуем, если реальные общественные силы не окажут им достаточной поддержки. Об этом свидетельствует пример других религиозных деятелей, выступавших в одно время с Мухаммедом в качестве проповедников единобожия. В их пропаганде локальные интересы все еще преобладали над тенденциями общеарабского развития. И они не смогли увлечь за собой приверженцев новой религии в других районах Аравии.
Конечно, Мухаммед, которому удалось возвыситься над остальными проповедниками, вопреки позднейшим измышлениям, не был ни магом, ни чудотворцем. Кстати, в ранней мусульманской литературе и преданиях он и не именуется чудотворцем. В Коране неоднократно говорится о нем как о простом смертном (3, 138; 39, 31). Согласно «Сире» («Сира» — «Сират расул аллах» («Житие посланника аллаха»)), мекканцы, насмехаясь над Мухаммедом, возомнившим себя посланником аллаха, говорили ему: «Какой же ты пророк! Ты ходишь по рынкам, как самый последний из нас». Его ответ, как полагают, нашел отражение в следующем аяте Корана: «И до тебя мы (т. е. аллах) не посылали посланников, которые бы не ели пищи и не ходили по рынкам. И некоторых из вас (т. е. посланников) сделали для других искушением — вытерпите ли вы? А господь твой видит» (25, 22). «Я хочу верить тебе,— сказал однажды Мухаммеду, как гласит предание, один из мекканцев,— но ты докажи чудесами, что ты действительно пророк божий». На что якобы последовал такой ответ: «Если я сотворю невероятное, любой мне поверит, и в том не будет заслуги поверившего в могущество аллаха и посланника его. Гораздо больше доблестной веры в том, чтобы поверить искренно без помощи чудес».
В период борьбы за свое влияние на людей ислам не мог допустить, чтобы его пророк уступал в чем-нибудь прежним «пророкам аллаха». Этим объясняется, что биографии Мухаммеда, написанные спустя много лет после его смерти, очень похожи на жизнеописания «пророков» других религий и насыщены разного рода чудесами, на которые не поскупились мусульманские сочинители. В одном из мифов рассказывается, например, будто в ту ночь, когда был зачат пророк, домашние животные племени курейш вдруг обрели дар человеческой речи. Они говорили: «Вот женщина забеременела посланником божьим, владыкой Каабы. Он — хранитель мира и свет его обитателей». Прорицательницы курейшитов и других арабских племен лишились своего сверхъестественного дара (потому что вся мудрость подлунного мира переселилась в Мухаммеда). Мухаммед явился в мир уже обрезанным и, вышедши из чрева матери, сразу же вскочил на ноги и воскликнул: «Вот и я, Мухаммед!»
Проповедническая деятельность новоявленного пророка в Мекке, как можно полагать, не имела успеха. За первые двенадцать лет Мухаммеду удалось обратить в свою веру очень немногих, в основном лиц из его ближайшего окружения. Малоимущее население города, трудовой люд и рабы находили для себя мало утешительного в проповедях «посланника», так как последний не сулил им в этом мире никаких облегчений, обещая награду за терпение и смирение за гробом. Знать же опасалась, что с введением новой веры в единого бога она утратит свое политическое и экономическое влияние.
Не найдя опоры ни в Мекке, ни в соседнем Таифе, Мухаммед во главе своих немногочисленных сторонников отправился в Ясриб, город, за которым позднее утвердилось у арабов название Медина. Переселение (по-арабски «хиджра»), по мнению историков, произошло осенью 622 г., который впоследствии был принят в качестве первого года мусульманского летосчисления.
В Медине Мухаммед и его приверженцы нашли более благоприятные условия для распространения нового учения. Прежде всего, среди жителей Медины было много людей, питавших неприязнь к мекканской знати. Эта вражда к курейшитской верхушке, очевидно, в первую очередь объясняется стремлением последней установить свое господство над Мединой. Кроме того, по преданию, Амина, мать Мухаммеда, была родом из Медины, а раз так, то можно предположить, что в этом городе были и родственники пророка, которые помогли ему в проповеднической деятельности. В Медине к Мухаммеду примкнули ханифы, изгнанные ранее из Мекки за свои политические и религиозные убеждения. Постепенно число сторонников Мухаммеда в Медине возросло и он возглавил оппозиционное Мекке движение.
Мусульманская община быстро набирала силу. Уже через несколько лет после того, как Мухаммед обосновался в Медине, большинство жителей города стало его последователями. Следует отметить, что в эту мусульманскую общину входили не только с целью поклонения аллаху и исповедания веры «пророка». Различные племена, населявшие город и близлежащие оазисы, находились в сложных и противоречивых взаимоотношениях. Между ними часто происходили столкновения на почве земельных, торговых и религиозных споров. Одни арабские племена исповедовали иудейскую религию, другие поклонялись языческим богам. В этой обстановке призыв к принятию «единой, истинной веры пророка» был встречен как призыв к умиротворению. Объединительные тенденции общины Мухаммеда в этой атмосфере нашли сочувственный отклик, а то, что они выступали в монотеистической форме, лишь способствовало успеху мусульманского «пророка».
Мусульманская община, существовавшая в Медине, имела иерархическую структуру, между членами общины существовали довольно значительные различия. Об этом говорится, в частности, в Коране. Наиболее фанатичных сторонников пророка (му’минун) Коран ставит выше просто «покорных» — муслимун. Тех же, кто колебался, не принимал активного участия в делах общины, «священная» книга мусульман называет мунафикун — «нерешительными». На их головы Коран обрушивает страшные угрозы именем аллаха.
Привилегированными членами общины были мухаджиры (ближайшее окружение пророка, вышедшее из Мекки), а ансары — мединские последователи Мухаммеда, составлявшие большинство,— находились в подчиненном положении. Основная тяжесть налогов (закят) падала на их плечи.
Продолжая вербовать сторонников, вступая в договорные отношения с другими племенами, подчас покоряя их силой оружия (даже истребляя поголовно) (Расправа с непокорными племенами в преданиях изображается как акт борьбы с язычниками и «хулителями аллаха» в интересах распространения истинной веры. Однако основной причиной враждебной политики руководства общины по отношению к инаковерующим являлось то, что последние «владели хорошо возделанными землями, укрепленными поселениями и ценным имуществом…» (Е. А. Беляев. АраСы, ислам и арабский халифат. М. 1966, стр. 120)), Мухаммед и его ближайшие советники не забывали о своей основной цели — покорении Мекки и установлении господства в Западной Аравии.
Уже после нескольких месяцев пребывания в Медине Мухаммед начал организовывать нападения на мекканские караваны, направлявшиеся в Сирию. Географическое положение Медины близ торгового пути из Мекки в Сирию способствовало успеху этих экспедиций. Разграблениемекканских караванов давало материальные средства для существования мусульманской общины и одновременно наносило экономический и политический ущерб курейшитской знати и мекканскому купечеству. Следствием этого был рост престижа Мухаммеда. Некоторые бедуинские племена в Хиджазе, которые до этого были в мирных отношениях с курейшитами, перешли на сторону Мухаммеда и стали непосредственно угрожать Мекке. Курейшиты почувствовали себя в опасности. К тому же мусульманские идеи постепенно стали находить путь к сердцам мекканцев. Простые люди, особенно те, что нещадно эксплуатировались знатью, все чаще стали обращать свои взоры в сторону Медины. Это заставило курейшитскую знать принять решительные меры. Дважды предпринимались походы против Медины с целью вынудить Мухаммеда к капитуляции. После второй, неудачной осады «города пророка» в 627 г. среди мекканских лидеров усилилась тенденция к компромиссному соглашению с мединской общиной мусульман. К такому соглашению стремился и Мухаммед.
Чтобы убедить курейшитскую знать в мирных намерениях мединцев, Мухаммед в 628 г. послал своих последователей совершить обряд паломничества (хадж) в Мекку. Таким путем он показывал своим противникам, что приверженцы новой религии не добиваются ликвидации Мекки как религиозного центра. В то же время он предложил мекканцам убрать из Каабы изображения идолов и различных племенных богов. Наконец в 630 г. состоялась окончательная сделка между Мухаммедом и правящей верхушкой Мекки. Сторонники мединского пророка, сопровождаемые принявшими ислам бедуинами, мирно вошли в Мекку.
Это был политический и религиозный компромисс. Именитые мекканцы и знать ничуть от него не пострадали. Напротив, они сумели извлечь из этого существенные выгоды. Они быстро поняли, что превращение Мекки в центр новой, восходящей религии и все шире распространявшаяся вера в аллаха не ущемляют их интересов. Более того, мекканцы в силу соглашения с мединцами могли рассчитывать теперь на увеличение своих доходов. В городе, политический престиж которого возрос, создавались лучшие условия для расширения торговли и ремесла. Кроме того, городская знать могла рассчитывать и на долю военной добычи, которая будет доставляться войском «пророка» в ходе осуществления захватнических походов.
Как гласят предания, Мухаммед, польщенный и весьма обрадованный покорностью мекканцев, оказывал им гораздо больше почета и уважения, чем своим ансарам и мухаджирам. Чтобы сделать сердца мекканцев более восприимчивыми к прелестям «истинной» веры, пророк направо и налево сыпал богатые дары, раздавал земельные наделы, отнятые силой оружия у других племен.
Покорение Мекки ускорило и облегчило исламизацию Аравии. Участь многочисленных племенных богов, уже сыгравших свою роль, была решена. Их изображения, некогда столь ревностно почитаемые, осквернялись и подвергались уничтожению. К концу 630 г. большая часть Аравии уже находилась под властью «посланника аллаха», а возникшее вскоре централизованное теократическое государство использовало ислам в качестве идеологического орудия для укрепления нового общественного уклада в стране и осуществления широкой завоевательной политики далеко за ее пределами.
Распростраиение ислама
Вскоре после своего возникновения ислам вместе с арабскими завоевателями пересек границы многих стран, стал распространяться среди различных народов.
Уже во времена первых халифов (Абу-Бекра, Омара и Османа) арабы сумели захватить все соседние и даже более отдаленные области и районы Ближнего и Среднего Востока. К VIII—IX вв. ислам стал религией, господствовавшей среди народов, которые населяли обширные территории от Испании до Персидского залива.
Начиная с IX в. ислам начал распространяться в Северной и Северо-Западной Индии, стал проникать в глубь африканского континента. В XIV—XVI вв. он проник в Индонезию.
В странах Балканского полуострова мусульманская религия распространялась в результате многовекового господства турок и насаждалась насильственно.
На территорию нашей страны ислам начал проникать в конце VII в. Он охватил южные районы Средней Азии, стал внедряться на Северном Кавказе, а в IX—X вв.— в Волжско-Камском бассейне и в Приуралье. Правители Булгарского царства, заинтересованные в насаждении монотеистической веры, первыми приняли ислам, стремясь превратить его в государственную религию.
Исторические документы свидетельствуют, что Народы Средней Азии, Северного Кавказа и других районов оказывали упорное сопротивление арабским полчищам. Они решительно противились исламизации. Приведем лишь один пример, подтверждающий сказанное и показывающий отношение к мусульманской религии жителей Бухары — города, который проживающие в нашей стране мусульмане считают чуть ли не колыбелью ислама.
Арабский историк X в. Мухаммед Наршахи в своей книге «История Бухары» пишет: «Сражение [за взя. тие Бухары] было очень упорное, но наконец неверные [бухарцы] были разбиты. Мусульмане [арабы] преследовали неверных и многих перебили… Кутайба [предводитель арабских войск] трижды обращал их [бухарцев] в мусульманство, но они снова отступали и становились неверными. Наконец, в четвертый раз Кутайба после упорной борьбы взял город; с большим трудом он ввел там открытое исповедание ислама и водворил мусульманство в сердцах жителей. Кутайба всячески принуждал их, и все открыто, по наружности, придерживались ислама, а в душе оставались идолопоклонниками. Наконец Кутайба принял решение и приказал жителям Бухары отдать половину своих жилищ арабам, чтобы арабы смешались с ними и могли знать об их жизни и чтобы жители Бухары по необходимости сделались мусульманами. Таким образом, Кутайба водворил ислам и подчинил жителей Бухары постановлениям шариата… Он наказывал каждого, кто нарушал постановления шариата» («История Бухары». Ташкент, 1897, стр. 51, 63).
Процесс распространения ислама занял немалое время. Во многих районах насильственное насаждение мусульманства затянулось на столетия. В Казахстане и Киргизии вплоть до XIX в. ислам имел слабое распространение. «Казахи,— писал Ч. Валиханов,— до вступления в русское подданство были мусульманами только по видимости…» (Ч. Валиханов. Собрание сочинений, т. 1. Алма-Ата, 1957, стр. 518)
Однако не следует думать, что одни лишь насильственные действия обеспечивали распространение новой религии. Меры материального, социально-экономического поощрения, морально-психологического давления, настойчивая пропаганда, упадок местных верований и, наконец, но не в последнюю очередь, совпадение интересов господствующих классов с интересами завоевателей — все эти факторы находились в сложном переплетении и связи.
Так пробивал себе дорогу ислам — религия, которой суждено было занять место среди так называемых мировых религий.