Introduction
Russian
На жаль, цей запис доступний тільки на
Russian.
К сожалению, эта запись доступна только на
Russian.
Внимание! В тексте содержатся элементы коммунистической пропаганды! Текст 1974 года!
Верующий меньше всего задумывается о происхождении своей религии. Она кажется ему естественной и необходимой. Бог в неизреченной милости своей, как представляется верующему, сподобил его родиться в лоне «самой праведной и истинной веры». Мусульмане не являются в этом отношении исключением. Ислам представляется им самой совершенной религией, в отличие от других, которые мусульмане считают заблуждением, ложной верой и т. п.
Чья вера лучше? Для людей неверующих такого вопроса не существует. Все религии сходны в одном: исторически неизбежны были их рождение, расцвет, неотвратим их упадок, закономерны постепенная потеря их влияния и, наконец, исчезновение.
Такова же и судьба ислама. Он прошел в своем развитии все те стадии, что и другие религии. Иногда говорят: «Многие жители стран Востока под флагом ислама выступают против империализма, за мир и социализм. Почему же атеисты критикуют мусульманское вероучение, его основные принципы, мораль и культ?» Разумеется, мы далеки от того, чтобы подвергать сомнению искренность мусульман, принимающих участие в борьбе против колониального ига, активно стремящихся ликвидировать его последствия, решительно высказывающихся против войны. Мы также хорошо понимаем чувства и тех приверженцев ислама, которые в поисках лучшей доли обращают свои взоры к социализму, ибо видят в нем. такой общественный строй где воплощаются в жизнь идеалы справедливости и счастья.
Однако никакая религия, какими бы искренними и добрыми намерениями ни руководствовались ее последователи, не может помочь осуществлению вековых чаяний масс, стать «наукой жизни», способствующей великим социальным преобразованиям. Объективно любая религия препятствует социальному прогрессу, ибо уводит людей на ложный путь, в сторону от единственно верного пути к достижению счастья на земле. Поэтому Совершенно неправомерны утверждения апологетов ислама о якобы прогрессивной роли этой религии в решении насущных социальных проблем, в строительстве социализма в странах Востока.
Среди современных мусульман, которые одинаково чтят основные догматы ислама, мы можем встретить и апологетов рабства (например, в Саудовской Аравии, княжествах юга Аравийского полуострова), и защитников монархий, и поборников (цивилизованного» буржуазного строя с его капиталистической свободой конкуренции, и людей, выражающих симпатии социалистическому строю. Диапазон, как видим, весьма и весьма широк. Выступая против религиозной идеологии вообще и, в частности, против ислама, атеисты всегда были и остаются самыми искренними, верными друзьями трудящихся мусульман. Для марксистов-ленинцев борьба против религиозных заблуждений никогда не была самоцелью. Самые коренные, самые глубокие интересы трудящихся мусульман и коммунистов всегда и повсюду совпадали. Ведь трудящиеся независимо от того, верующие они или нет, всегда стремятся освободиться от гнета капитала, покончить с произволом, нищетой, социальными несправедливостями эксплуататорского общества, установить такой общественный строй, при котором будут осуществлены равенство, подлинная демократия, реальная свобода личности. По подобные задачи и ставят перед собой коммунисты, смелые и последовательные борцы за счастье человечества. Коммунисты никогда не скрывали своего отношения к религии. Они считали своим долгом помочь массам избавиться от веры в бога, от религиозных заблуждений, помочь трудящимся осознать свое назначение в жизни. «Мы… в бога не верим,— говорил В. И. Ленин,— и очень хорошо знаем, что от имени бога говорило духовенство, говорили помещики, говорила буржуазия, чтобы проводить свои эксплуататорские интересы».
Ныне в мире миллионы атеистов. В наш век, век небывалого научно-технического и социального прогресса, религиозность не может не идти на убыль. Общая тенденция коснулась и ислама, который, разделяя судьбу всех религий, теряет своих последователей. В любой стране, где распространена мусульманская религия, мы найдем теперь немало атеистов.
Верить в бога или не верить, исповедовать какую-либо религию или не исповедовать никакой — дело совести каждого человека. В прошлом ни одно общество в истории человечества не предоставляло, да и не могло предоставить такой реальной свободы убеждений. Только благодаря победе социализма в нашей стране были созданы условия для ликвидации неприязни и недоверия между приверженцами различных религиозных направлений, между верующими и неверующими. Последователи христианства, ислама, иудаизма и других религий, являясь членами великой и дружественной семьи советских народов, участвуют в общем труде. Они пользуются всеми правами и выполняют обязанности граждан СССР. Верующий человек гарантирован от посягательства на свои религиозные чувства.
Вместе с тем у нас предоставлены широкие возможности для проведения работы по атеистическому воспитанию, для антирелигиозной пропаганды. Эта пропаганда направлена против религиозной идеологии, а не против ее носителей. Наши недруги часто пытаются использовать выход какой-нибудь атеистической книжки, брошюры или статьи как предлог для клеветнических заявлений о якобы существующем в СССР «притеснении веры». Но это ложь. Стремясь дать массам правильное представление об окружающем мире, помочь формированию у них диалектико-материалистического мировоззрения, атеисты научно объясняют истоки религиозных верований, дают анализ той роли, которую религия играла в прошлом и играет поныне в обществе.
Раскрывая сущность религиозных верований, мы не можем пройти и мимо ислама. Марксистская критика этой религии составляет основу книги, которую мы предлагаем читателю.