1 year ago
No comment

Sorry, this entry is only available in
Russian
На жаль, цей запис доступний тільки на
Russian.
К сожалению, эта запись доступна только на
Russian.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

В брошюре «Три тайны жизни» мы рассказали чи­тателям о таком важном свойстве живых организмов, как их строение.

Неживая природа тоже состоит из атомов и моле­кул. Но молекулы живой протоплазмы (органические молекулы) отличаются от неорганических и величи­ной, и сложностью. В состав органических молекул — белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот — входят десятки и сотни тысяч атомов углерода, водо­рода, кислорода, азота, серы и других элементов. В не­живой природе таких сложных молекул не существует.

Но клеточную и тем более молекулярную особен­ность строения живых организмов можно установить только специальными исследованиями с помощью но­вейших оптических приборов, химического, рентгено­структурного и других методов. В природе органиче­ские молекулы могут строиться только в живой протоплазме. И до тех пор, пока наука не научилась синтезировать органические вещества из неорганических элементов, естествоиспытатели-идеалисты утверж­дали, что биополимеры создаются в организме с помо­щью особой жизненной силы. Ныне, когда химия создает сотни тысяч видов органических веществ в специальных лабораториях и на заводах, уже невоз­можно говорить о фантастической жизненной силе, так как опытным путем многократно доказано, что ника­кой такой «силы» не существует.

Для выяснения тонкого строения клетки потребо­вались длительные усилия ученых нескольких поколе­ний, создание сложных приборов, выработка особых методов исследования. Но совсем не обязательно быть ученым, чтобы наблюдать некоторые другие свойства живых организмов. Например, каждый из нас по опы­ту знает, что все живое рождается, дает потомство и умирает. У разных организмов срок жизнедеятель­ности и способность к размножению различны. Одни организмы очень недолговечны, жизнь их измеряется буквально днями и даже часами. Например, сущест­вуют бабочки, которых за их короткую жизнь назы­вают поденками. Другие животные доживают до 100 и более лет. Это слоны, черепахи, крокодилы, щука, осетр, севрюга, соколы, орлы. Средняя продолжитель­ность человеческой жизни в наше столетие значитель­но увеличилась по сравнению с предыдущими веками и составляет, к примеру, в нашей стране 60—70 лет. Тысячи людей живут более чем 100 лет. В СССР на­считывается свыше десяти тысяч долгожителей, имеющих возраст более 100 лет, среди них есть и такие, которым по 150—160 лет.

Еще ярче выражены различия в продолжительно­сти жизни у растений. Такие растения, как тюльпаны и подснежники, живут ранней весной до наступления первых жарких дней. Древесные породы могут сущест­вовать десятки, сотни и даже тысячи лет. Так, напри­мер, из культурных растений очень долго живет виш­ня (до 200 лет), отдельные экземпляры дуба и тиса доживают до 2000 лет. Калифорнийское мамонтовое дерево живет до 5000 лет. Высота таких деревьев до­стигает 100 и более метров, а диаметр ствола — 10 мет­ров. Наибольшей долговечностью среди деревьев обла­дают австралийские макрозамии: они живут до 12 000 — 15 000 лет. В Австралии сохранилось не­сколько десятков экземпляров таких деревьев — не­мых свидетелей всей культурной истории развития человеческого общества. Они существовали еще до рас­цвета египетской и античной культуры, за много сто­летий до нашей эры, являются жителями и нашей эпохи.

Наряду с растениями-долгожителями известны и такие, которые живут только до первого размножения, оставляют потомство и погибают. Такова участь, на­пример, большинства культурных злаков (пшеницы, ржи, ячменя, овса, кукурузы и др.), многих овощных культур (огурцов, тыквы, свеклы, моркови, редиса, по­мидоров и др.). Подобные явления встречаются иногда и в животном мире, особенно среди рыб. Угорь живет в реках (у нас в СССР в Прибалтике) 6—10 лет, затем уходит в океан за несколько тысяч километров, где оставляет потомство, а сам погибает. Молодые угри возвращаются на родину, где живут несколько лет до наступления половозрелого возраста, и повторяют путь своих предков. Дальневосточные лососевые рыбы — кета, горбуша, достигнув половозрелого возраста, ухо­дят из моря в реки, где размножаются и погибают.

Но большинство организмов животных и растений в течение своей жизни дают потомство неоднократно.

Очень интересно осуществляется жизнь у большин­ства одноклеточных организмов (водорослей, простей­ших и др.). Размножением у них заканчивается жизнь данной особи: она делится на две или большее число дочерних клеток. То есть получается как бы смерть без трупа. Так, между прочим, и думали многие уче­ные. Но это неверно. Все одноклеточные организмы то­же стареют, при этом теряют способность к размно­жению и погибают.

На жизнь и ее проявления еще во времена древне­греческих ученых и философов Сократа, Платона и Аристотеля зародилось два противоположных и враж­дебных друг другу взгляда.

Идеалисты-виталисты (Ученые, которые считают, что в основе жизни находится сверхъестественное начало — «жизненная сила» (от греч. слова вита — жизнь)) видят сущность жизни в каком-то вечном нематериальном и не постигаемом нау­кой и опытным путем начале. Древнегреческий фило­соф-идеалист Платон назвал это начало «психеей». Его ученик Аристотель — «энтелехией», в различных религиозных учениях за начало жизни принимается бессмертная душа, у современных виталистов — «энте­лехия», «мировой разум», «жизненная сила» и т. п.

Жизненное начало будто вселяется в материю, кото­рая сама по себе является безжизненной и косной (не­изменной, постоянной). Она служит лишь материалом, из которого душа, или дух, создает живое существо, придает ему форму, целесообразность строения и на­деляет всеми свойствами жизни — дыханием, движе­нием, размножением и т. д. И когда душа улетает, наступает смерть, остается одна безжизненная оболоч­ка — разлагающийся труп. По мнению идеалистов-виталистов, смертным и тленным является только тело организма, а душа бессмертна. Подобное представле­ние бытует и в настоящее время среди большинства верующих людей.

Этот глубоко ошибочный взгляд на живую приро­ду опровергается материалистической наукой. Изуче­ние окружающей нас природы позволяет не только правильно понять сущность жизни, но покорять, на­правленно изменять, переделывать природу на благо человека.

Впервые с научных диалектико-материалистических позиций сущность жизни вскрыл Фридрих Энгельс. Он показал, что в основе всех жизненных процессов лежит обмен веществ между живыми орга­низмами и окружающей их средой. Живые организмы являются своеобразной открытой системой. Из окру­жающей среды они получают питание и энергию, не­обходимую для всех жизненных процессов, и выде­ляют в эту среду продукты своей жизнедеятельности. На неживую природу тоже действует окружающая среда. Под действием воздуха, воды, температурных и других факторов неживая материя разрушается (мы знаем, что происходит выветривание огромных горных массивов, разрушаются самые крепкие минералы в ре­зультате длительного действия среды), а для живых организмов окружающая среда служит необходимым условием жизни.

Обмен веществ в живых организмах является осо­бой их биологической функцией. Он состоит из двух противоположных и вместе с тем единых процессов. Питание живых организмов представляет собой очень сложный процесс, в основе которого лежат различные биохимические реакции; называется этот процесс ассимиляцией (от лат. слова ассимилятио — уподобле­ние, усвоение веществ). Продукты питания, попав в живой организм, подвергаются сложным биохимиче­ским изменениям и уже в обесцененном виде выделя­ются из организма. Процесс выделения продуктов жизнедеятельности из организма называется диссимиляцией (от лат. слова диссимилятио — расподобление, несходность, измененность).

Растительные и животные организмы питаются со­вершенно по-разному. Растения — единственные на Земле организмы, которые способны из воды, мине­ральных солей и углекислого газа создавать так не­обходимые всем животным органические вещества — белки, жиры и углеводы. Растения в буквальном смыс­ле кормят и дают жизнь остальным живым организ­мам на нашей планете.

Познакомимся в общих чертах с различными спо­собами питания у растений, животных и некоторых особых групп микроорганизмов.