Sorry, this entry is only available in
Russian
На жаль, цей запис доступний тільки на
Russian.
К сожалению, эта запись доступна только на
Russian.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Экологический метод оказал решающее влияние на формирование в университете эколого-биологической кон­цепции анализа и оценки территории и методики биоком­плексных исследований.
Теоретические поиски Д. Н. Кашкарова и Т. 3. Захидова, Р. И. Аболина и М. Г. Попова, Е. П. Коровина и И. И. Гранитова, П. А. Баранова и И. А. Райковой по изучению биокомплексов всегда мыслилась как неотъемле­мая часть общей проблемы познания пустынь и высокого­рий и овладения их естественными производительными силами. Их исследования строятся на убеждении о том, что научный подход к изучению и разработке приемов освоения пустынь (как жарких, так и холодных — высоко­горных) должен быть комплексным, так как сама пустыни есть явление комплексное.
В формировании эколого-биокомплексной концепции пустынь ведущее положение занимали работы Д. Н. Каш­карова и Е. П. Коровина. Сущность ее сводится к сле­дующему:
1. Изучение биокомпонентов пустыни как выразителей экологического типа пустыни. Оно требует выделения ос­новных группировок растительности и животного населе­ния, выяснения их внутренних взаимосвязей и взаимоот­ношений с факторами географической среды; установление общих закономерностей существования, географического распределения и динамики развития биоценозов на фоне биофизических комплексов Пустыни. 2. Изучение биоком­плексов пустыни как показателей связей пустыни с сопре­дельными территориями определением видового состава населяющих территорию растений и животных и выявле­нием истории их развития. 3. Изучение биокомплексов как необходимой предпосылки для установления путей их сельскохозяйственного освоения. Это обязывает к общей качественной и количественной характеристике почвенно-растительных и животных ресурсов и пересмотру их в це­лях мелиорации.
В этой концепции важно то, что биокомплексы высту­пают в качестве показателя специфики природы пустыни и ее потенциальных сельскохозяйственных возможностей. На базе эколого-биокомплексной концепции познания пустынь и в процессе проведения комплексных (преиму­щественно биокомплексных) экспедиций в стенах универ­ситета формируется методика биокомплексных исследова­ний современного типа. Эта методика нашла наиболее пол­ное воплощение в результатах Бетпакдалинских, Памирской и Устюртской экспедиций. Главное требование этой методики — участие в экспедициях специалистов различ­ного профиля с единой идеей и целеустановкой и коорди­нирующая роль биологов.
Весьма характерно, что при осуществлении биокомплекс­ных работ используется почти весь арсенал методов фи­зико-географических исследований. Так, пространствен­ные отношения географических ландшафтов, биокомплексов, отдельных компонентов и процессов (медленно изменяющие­ся во времени) изучались маршрутно-экспедиционным ме­тодом. При этом в геоморфологических (Ц. Каракумская эксп.) и геоботанических (Кенимехская эксп.) исследова­ниях экспедиций САГУ были использованы материалы аэрофотосъемок.
В случае необходимости более глубокого исследования типичных участков, изучение которых имело наиболее важ­ное теоретическое и практическое значение, маршрутный метод сочетался с методом ключей.
Положительно сказалось и широкое сочетание стацио­нарных исследований с полевым экспериментом. Работы Памирских и Кенимехской экспедиций значительно углу­били географические аспекты изучения природных объек­тов, так как благодаря созданию постоянно действующих стационаров появилась возможность изучения ландшафтов в пространстве и во времени. Это позволило глубже познать механизм взаимосвязей отдельных биокомпонен­тов между собой и с окружающей средой.
Полевые опыты Памирских экспедиций, направленные на научно обоснованное изменение малопродуктивных био­ценозов на высокопродуктивные, на внедрение в высоко­горье ценных дикорастущих и культурных растений, мо­гут рассматриваться как смелая попытка в области пре­образования природы.
Но, пожалуй, самое ценное в биокомплексной методике университета — это постоянное использование сравнитель­но-географического метода — основного метода географи­ческого познания природы.