Sorry, this entry is only available in
Russian
На жаль, цей запис доступний тільки на
Russian.
К сожалению, эта запись доступна только на
Russian.

Экологический метод оказал решающее влияние на формирование в университете эколого-биологической кон­цепции анализа и оценки территории и методики биоком­плексных исследований.
Теоретические поиски Д. Н. Кашкарова и Т. 3. Захидова, Р. И. Аболина и М. Г. Попова, Е. П. Коровина и И. И. Гранитова, П. А. Баранова и И. А. Райковой по изучению биокомплексов всегда мыслилась как неотъемле­мая часть общей проблемы познания пустынь и высокого­рий и овладения их естественными производительными силами. Их исследования строятся на убеждении о том, что научный подход к изучению и разработке приемов освоения пустынь (как жарких, так и холодных — высоко­горных) должен быть комплексным, так как сама пустыни есть явление комплексное.
В формировании эколого-биокомплексной концепции пустынь ведущее положение занимали работы Д. Н. Каш­карова и Е. П. Коровина. Сущность ее сводится к сле­дующему:
1. Изучение биокомпонентов пустыни как выразителей экологического типа пустыни. Оно требует выделения ос­новных группировок растительности и животного населе­ния, выяснения их внутренних взаимосвязей и взаимоот­ношений с факторами географической среды; установление общих закономерностей существования, географического распределения и динамики развития биоценозов на фоне биофизических комплексов Пустыни. 2. Изучение биоком­плексов пустыни как показателей связей пустыни с сопре­дельными территориями определением видового состава населяющих территорию растений и животных и выявле­нием истории их развития. 3. Изучение биокомплексов как необходимой предпосылки для установления путей их сельскохозяйственного освоения. Это обязывает к общей качественной и количественной характеристике почвенно-растительных и животных ресурсов и пересмотру их в це­лях мелиорации.
В этой концепции важно то, что биокомплексы высту­пают в качестве показателя специфики природы пустыни и ее потенциальных сельскохозяйственных возможностей. На базе эколого-биокомплексной концепции познания пустынь и в процессе проведения комплексных (преиму­щественно биокомплексных) экспедиций в стенах универ­ситета формируется методика биокомплексных исследова­ний современного типа. Эта методика нашла наиболее пол­ное воплощение в результатах Бетпакдалинских, Памирской и Устюртской экспедиций. Главное требование этой методики — участие в экспедициях специалистов различ­ного профиля с единой идеей и целеустановкой и коорди­нирующая роль биологов.
Весьма характерно, что при осуществлении биокомплекс­ных работ используется почти весь арсенал методов фи­зико-географических исследований. Так, пространствен­ные отношения географических ландшафтов, биокомплексов, отдельных компонентов и процессов (медленно изменяющие­ся во времени) изучались маршрутно-экспедиционным ме­тодом. При этом в геоморфологических (Ц. Каракумская эксп.) и геоботанических (Кенимехская эксп.) исследова­ниях экспедиций САГУ были использованы материалы аэрофотосъемок.
В случае необходимости более глубокого исследования типичных участков, изучение которых имело наиболее важ­ное теоретическое и практическое значение, маршрутный метод сочетался с методом ключей.
Положительно сказалось и широкое сочетание стацио­нарных исследований с полевым экспериментом. Работы Памирских и Кенимехской экспедиций значительно углу­били географические аспекты изучения природных объек­тов, так как благодаря созданию постоянно действующих стационаров появилась возможность изучения ландшафтов в пространстве и во времени. Это позволило глубже познать механизм взаимосвязей отдельных биокомпонен­тов между собой и с окружающей средой.
Полевые опыты Памирских экспедиций, направленные на научно обоснованное изменение малопродуктивных био­ценозов на высокопродуктивные, на внедрение в высоко­горье ценных дикорастущих и культурных растений, мо­гут рассматриваться как смелая попытка в области пре­образования природы.
Но, пожалуй, самое ценное в биокомплексной методике университета — это постоянное использование сравнитель­но-географического метода — основного метода географи­ческого познания природы.