Sorry, this entry is only available in
Russian
На жаль, цей запис доступний тільки на
Russian.
К сожалению, эта запись доступна только на
Russian.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Ярким проявлением заботы Коммунистической партии и Советского правительства о развитии науки, просвеще­ния и осуществления культурной революции в Средней Азии является создание Туркестанского народного уни­верситета.
В разгар гражданской войны, когда молодая Туркестан­ская республика задыхалась в огненном кольце иностран­ных интервентов, в Ташкенте 21 апреля 1918 года по решению Совета Народных Комиссаров Туркреспублики открывается Туркестанский народный университет. Он был организован по инициативе рабочих и передовой части интеллигенции.
Туркестанский народный университет начал подготовку кадров высшей квалификации и научные исследования со­временного типа. Но недостаток опытных преподавателей и скромные материальные средства не позволили универси­тету стать полноценным высшим учебным заведением, удовлетворять растущие запросы развития народного хозяйства, культуры и науки Туркестана.
В апреле 1918 года Совнарком Туркреспублики отпра­вил в Москву специальную делегацию, которая преследо­вала цель обеспечить приток новых научных сил из центра и пополнить учебное и научное оборудование.
Особое внимание уделял укреплению Туркестанского университета глава Советского правительства Владимир Ильич Ленин, привлекший к этой работе крупных деятелей: Н. К. Крупскую, Я. М. Свердлова, В. Д. Бонч-Бруевича и А. В. Луначарского.
В ноябре 1918 г. в Москве при поддержке Совнаркома и Наркомпроса РСФСР был создан Организационный ко­митет Туркестанского государственного университета. В его состав вошли представители Московского и Петро­градского университетов, Петровско-Разумовской сельско­хозяйственной академии, Петроградского технологического института и члены туркестанской делегации. Организа­ционный комитет, председателем которого был утвержден И. Г. Александров, занялся подбором научных сил и необ­ходимых учебных средств.
В конце 1919 г. число желающих поехать работать в Туркестанский университет достигло 193. Среди них были крупные специалисты по разным отраслям науки: А. В. Бла­говещенский, А. А. Борзов, А. Л. Бродский, Н. А. Димо, М. А. Захарченко, Н. Н. Златовратский, Д. Н. Кашкаров, Б. А. Келлер, В. И. Масальский, К. И. Мейер, В. В. Мил­лер, Д. А. Морозов, В. Г. Мухин, С. Н. Наумов, С. И. Огнев, М. И. Прозин, Е. В. Раковский, П. П. Сит-ковский, А. А. Сперанский, И. И. Спрыгин, К. Г. Хру­щев, А. Э. Шмидт, М. М. Якуб и многие другие.
В организации университета деятельное участие прини­мали известные архитекторы — А. В. Щусев и Л. А. Ильин, физик В. К. Аркадьев, географы — Д. Н. Анучин, Л. С. Берг и А. А. Борзов, медики — А. В. Мартынов, А. И. Аб­рикосов, востоковеды — В. В. Бартольд, Н. И. Веселовский и др.
В связи с тем, что Туркестан был отрезан от Центра линией Оренбургского и Закаспийского фронтов вплоть до 1920 г., московская группа преподавателей работала в от­рыве от Народного университета. 30 августа 1919 г. на об­щем собрании преподавателей ректором университета был избран крупный советский почвовед Н. А. Димо. В мо­сковский период жизни университета создаются физико-математический, историко-филологический, технический и медицинский факультеты.
В апреле 1920 г. после ликвидации Оренбургского фронта и восстановления железнодорожной связи с Тур­кестаном в Ташкент по путевке В. И. Ленина прибыл пер­вый эшелон с профессорами и преподавателями, а всего прибыло пять эшелонов с личным составом и более 60 ва­гонов с научно-учебным оборудованием и литературой. (ЦГАОР УзССР, ф. 18, оп. 2, ед. хр. 16.) Это была большая помощь, и хотя из 193, избранных на работу, в Ташкент прибыло всего 43 профессора и столько же преподавателей, «…но и это число квалифицированных работников, — пишет один из деятельных ор­ганизаторов университе­та П. А. Баранов,— де­лало Туркестанский университет наиболее богатым личным соста­вом из числа всех уни­верситетов, организо­вавшихся после рево­люции». (Баранов П. А. Среднеазиатский университет. Исторический счерк. В кн. Среднеазиатский университет к десятилетнему юбилею Октябрьской революции, Ташкент, 1927, стр. 9.)
7 сентября 1920 г. В. И. Ленин подписал декрет Совета На­родных Комиссаров РСФСР об учрежде­нии Туркестанского го­сударственного универ­ситета. К этому време­ни почти полностью слились центральный и местный коллективы преподавателей универ­ситета, и декрет окончательно реализовал идею создания полнокровного высшего учебного заведения в крае.
Университет был призван готовить высококвалифици­рованных специалистов для нужд всех отраслей народного хозяйства и подъема культуры и науки народов Советского Востока. С первых же дней своего существования его науч­ные работники направили свои усилия на разработку наи­более актуальных проблем развития народного хозяйства и культуры Средней Азии.
Осенью 1920 г. начались занятия на семи факульте­тах — медицинском, физико-математическом, социально-экономическом, техническом, историко-филологическом, сельскохозяйственном и рабочем. Вскоре по инициативе М. В. Фрунзе был открыт военный факультет.
В первые три года в университете часто менялась его организационная структура. Многочисленные реорганиза­ции породили своеобразное учреждение — т. н. Совет научно-исследовательских институтов, который стремил­ся сохранить и рационально использовать оборудова­ние, материальные ценности, кадры реорганизуемых частей.
К концу 1922 г. университет достиг определенной ста­бильности в организационной структуре и был укомплек­тован в составе медицинского, физико-математического, сельскохозяйственного, инженерно-мелиоративного факуль­тетов и факультета общественных наук.
В июле 1923 г. университет переименовывается в Пер­вый Среднеазиатский государственный университет, а с 1924 г.— в Среднеазиатский государственный университет (САГУ).
В 1923 г. Совет научно-исследовательских институтов превратился в Совет межфакультетских учреждений и в последующие годы претерпел некоторые изменения. В
1925 г. Совет объединял институты, химический, физиче­ский, чистой и прикладной математики, геологический, почвоведения и геоботаники, ботанический, зоологический, педагогики и психологии. Кроме того, в его состав входили самостоятельные кабинеты — геодезии, землеведения, фи­зиологии растений и др. В 1921 г. университету была пере­дана территория под Туркестанский государственный ботанический сад, до того находившийся в ведении Турке­станского комитета по делам музеев и охраны памятников старины, природы и искусства (Туркомстарис). В после­дующие годы университет укреплялся и расширялся и быстрыми темпами рос его контингент.
Необходимо указать, что в период перехода Советского государства на мирную работу по восстановлению народ­ного хозяйства (1921—25 гг.) профессорско-преподава­тельский коллектив САГУ составлял основу научно-техни­ческих и культурно-просветительных кадров среднеазиат­ских республик. Поэтому можно смело сделать заключение, что дальнейшее развитие науки, техники и просвещения в республиках Средней Азии в значительной степени опре­делялось достижениями университета.
Индустриализация страны (1926—29 гг.) потребовала от работников высшей школы максимального развертыва­ния научной и педагогической деятельности. САГУ использовал все возможности для подготовки новых кадров специалистов и развертывания научных исследований. Крупной заслугой университета в этот период явилась ус­пешная подготовка высококвалифицированных научных кадров из среды местных национальностей. Уже в первое десятилетие было выпущено много педагогов и научных работников — узбеков, таджиков, туркменов, киргизов и других среднеазиатских национальностей.
Дальнейшее развитие университета сопровождалось быстрым ростом числа студентов и качества знаний вы­пускаемых специалистов.
Непрерывно расширялись и углублялись разнообраз­ные по тематике научные исследования институтов и каби­нетов университета. К 1927/28 учебному году, исходя из потребностей развивающегося народного хозяйства Сред­ней Азии, были организованы новые кабинеты — физиоло­гии животных, микробиологии, генетики и создана само­стоятельная лаборатория специальных методов техниче­ского исследования.
К 1929/30 учебному году факультеты университета на­столько разрослись, что из них стали формироваться выс­шие учебные заведения и научно-исследовательские учреж­дения. В 1929—31 годах университет подвергся коренной реорганизации: пять его факультетов из шести — меди­цинский, восточный, сельскохозяйственный, факультет советского хозяйства и права, инженерно-мелиоративный с полным комплектом профессорско-преподавательского со­става, лабораториями и оборудованием выделились в само­стоятельные высшие и высшие технические учебные заве­дения: в 1929 г.— Среднеазиатский сельскохозяйственный (САСХИ), Ленинабадский плодово-овощной, Ашхабад­ский зооветеринарный, Среднеазиатский хлопково-ирригационный, Политехнический и Среднеазиатский геологораз­ведочный (САГРИ) институты. Позже от университета отпочковались Таджикский высший педагогический инсти­тут, Среднеазиатские медицинский и плановый институты (ТАВПИ, САМИ, САПИ). Таким образом, уже в первое свое десятилетие университет стал не только кузницей на­учных кадров и крупнейшим научным центром, но и родо­начальником высшего образования в Средней Азии.
В связи с этим в 1931 г. при университете остался толь­ко один физико-математический факультет, на основе кото­рого в том же году сформировалось три факультета: биологический, химический и собственно физико-математиче­ский. (Физмат в 20- х годах готовил не только физиков и математи­ков, но и биологов, химиков и др. представителей естественных наук, что позволило разбить этот всеобъемлющий факультет на узко­специализированные факультеты.)
К этому же времени вместо большой сети научно-иссле­довательских институтов и их отделов, а также самостоя­тельных кабинетов возникло три института — Биологиче­ский, Химический и Физико-математический.
Скоро наступил период нового расширения Среднеазиат­ского университета, связанного с постановлением партии и правительства о резком улучшении преподавания истории и географии. 16 мая 1934 г. было опубликовано постановле­ние СНК СССР и ЦК ВКП (б) о преподавании географии в начальной и средней школе СССР. В 1935 г. по решению ЦИК СССР в САГУ организуется еще два новых факуль­тета — исторический и геолого-почвенно-географический.
Исключительно большая работа была проделана сот­рудниками университета в предвоенные годы (1936— 41 гг.).
К этому времени действовало и заочное отделение, и университет готовил высококвалифицированные кадры по 18 специальностям. Сотрудники университета разрабаты­вали новые проблемы по математике, физике, химии, био­логии, истории и геолого-географическим наукам.
В период Великой Отечественной войны, когда все си­лы народа были брошены на разгром немецко-фашистских захватчиков, учебная, научная и общественная жизнь Сред­неазиатского университета была направлена на выполнение сложных задач военных лет.
Несмотря на призыв в армию значительного числа пре­подавателей, коллектив университета продолжал работать с удвоенной энергией. Большую помощь оказали ученые, эвакуированные из Москвы, Ленинграда и других городов Европейской части Союза: физики — А. С. Компанеец, А. А. Шишловский, Б. М. Царев, химик А. М. Жарновский, географы — М. Г. Кадек, А. И. Ракитников, В. М. Четыркин, историки — А. И. Анекштейн, С. Н. Валк, Р. Ю. Виннер, Б. Д. Греков, Е. А. Косминский, М. И. Лев­ченко, М. В. Нечкина, В. И. Пичета, И. П. Петрушевский, Б. Е. Штейн, востоковеды — Е. А. Бертельс, А. Н. Болдырев, В. В. Струве, А. Ю. Якубовский, фило­логи — В. М. Жирмунский, К. К. Пиксанов, В. Ф. Шишма-рев и др.
В период войны организуется филологический факуль­тет, в работе которого приняли участие крупные ученые центра. В ноябре 1941 г. в САГУ был возвращен геолого-почвенно-географический факультет, переданный в 1940 г в Узбекский государственный университет. В военные и послевоенные годы возникли новые кафедры: синопти­ческой метеорологии, петрографии и литологии, низших растений, философии, истории Средней Азии, узбекской литературы, практической филологии, романо-германской филологии, искусствоведения.
Особенно широкое развитие в годы войны получили гу­манитарные науки. Здесь возникли новые научные направ­ления, особенно по истории и филологии, которых почти не было в довоенные десятилетия. Физики и математики, хи­мики и биологи, географы и геологи университета ориенти­ровали свои исследования на оборонную тематику. В центре внимания стояли вопросы комплексного изучения естествен­ных производительных сил края и развитие оборонной промышленности.
Во время войны учеными университета написано мно­жество монографий и научных статей по различным отрас­лям знаний. Весь преподавательский состав САГУ в сво­бодное от занятий время трудился в колхозах и совхозах, участвовал в строительстве крупных сооружений, всяче­ски помогая укреплению тыла страны.
После окончания Великой Отечественной войны Средне­азиатский университет переключился на мирную тема­тику: ставятся научные проблемы технического прогресса, развития промышленного и сельскохозяйственного произ­водства, укрепления и усовершенствования педагогической работы и т. д. Изменяется структура факультетов и их кафедр.
В частности, в 1945 г. из состава геолого-почвенно-географического факультета выделились самостоятельные гео­графический и геологический факультеты. На географиче­ском факультете возникли новые кафедры — гидрологии, геодезии и картографии. Благодаря созданию нового фа­культета университет превратился в крупный центр гео­графических исследований природы Средней Азии, куз­ницу географов-специалистов различного профиля.
В истории Среднеазиатского государственного универ­ситета 21 января 1954 г.— знаменательная дата. В этот день университету присвоено имя В. И. Ленина, основате­ля Коммунистической партии и Советского государства. В 1960 г. САГУ переименован в Ташкентский государствен­ный университет — ТашГУ им. В. И. Ленина.
Со дня основания в Ташкенте государственного универ­ситета прошел значительный промежуток времени. За свое полувековое существование он с честью преодолевал все трудности, непрерывно развивался и укреплялся.
Сосредоточивая в себе большое число крупных специа­листов по различным областям знаний, Среднеазиатский университет с первых же дней представлял собой не только первое высшее учебное заведение, но и крупнейший центр научных исследований во всей Средней Азии. Многие и наиболее яркие страницы истории формирования, укрепле­ния и расцвета советской науки в Средней Азии должны заполняться и в действительности заполнены именами и блестящими успехами большой плеяды ученых САГУ. Кто попытается проникнуть в историческое прошлое советской науки в нашем крае, тот неизбежно столкнется с изучением обширного и многогранного научного наследия ученых уни­верситета.
В настоящее время Ташкентский университет является одним из самых крупных университетов страны, в его сте­нах развиваются оригинальные направления по различным отраслям науки. Многие из них широко известны не толь­ко в союзном, но и в мировом масштабе.