Sorry, this entry is only available in
Russian
На жаль, цей запис доступний тільки на
Russian.
К сожалению, эта запись доступна только на
Russian.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Изложенное о сущности и методике выделения секторов в общем относится и к подсекторам. Это позволяет остановиться на них очень кратко, тем более что деление на подсекторы, по существу, еще не разработано. Подсекторы обособляются внутри секторов в силу их важнейших различий в континентальности климата. По-видимому, каждому подсектору свойствен особый набор подзон (иногда и зон). Подсекторы часто протягиваются не вдоль всего сектора, а только вдоль его части. Роль рельефа в обособлении подсекторов существенно больше, чем секторов, Под воздействием этого фактора секторные единства, ранг кото­рых ниже подсектора, деформируются настолько сильно, что их выделение обычно весьма затруднительно. Поэтому секторные различия рангом ниже подсекторных целесообразно учитывать не непосредственно, а через тектогенные различия территорий; подсекторы же рассматривать как низшие единицы секторного де­ления суши.

В качестве примера подсекторов можно указать Западно- и Восточно-Русский подсекторы умеренно континентального сектора Евразии. Первый располагается в основном в 7-м поясе конти­нентальности Н. Н. Иванова, а второй — в 8-м. Годовые ампли­туды температуры соответственно 20—28°С и 28—33°С. О раз­личиях в зональности подсекторов ограничимся одним приме­ром. Зона широколиственно-хвойных лесов представлена только в Западно-Русском подсекторе, тогда как в Восточно-Русском она сильно суживается, леса теряют ряд своих специфических осо­бенностей и ареал их преобладания переходит на положение под­зоны в рамках зоны тайги. Отметим еще упоминаемый ниже (раздел III, 7) Западно-Сибирский подсектор континентального сектора Евразии.

Секторное районирование океанов разработано еще слабев, чем материков. В Атлантическом, Индийском и Тихом океанах по распределению показателей океаничности — континентальности климата нами выделено три сектора: западный, восточный и внутриокеанический (Прокаев, 1973). Последний выражен главным образом в южной части Тихого океана и в крайне южных час­тях Атлантического и Индийского, где океаны уже не разделены материками и, по существу, представляют собой единое целое — Южный океан (Физическая география Мирового океана, 1980). В. И. Лымарев (1978) выделяет в океанах по два околоматери­ковых и по одному центральному сектору.

Учащиеся средней школы начинают знакомиться с секторностью еще в V классе. Правда, этот термин в курсах школьной географии еще не употребляется. В учебнике для V класса вы­является зависимость климата от близости океанов и некоторых особенностей циркуляции атмосферы (западный перенос воздуха в умеренных широтах, муссоны). Дается представление о мор­ском и континентальном климате с подразделением последнего на умеренно континентальный, континентальный и резко конти­нентальный. Для характеристики континентальности климата при­водятся средние температуры января и июля для пяти пунктов Евразии, лежащих примерно на одной широте. Но не дается пред­ставления о годовой амплитуде температуры воздуха, хотя этот простой показатель континентальности климата доступен для по­нимания учащихся даже V класса. Использование этого показа­теля сделало бы представления учащихся о секторных особенно­стях климата более отчетливыми и конкретными. В VI и VII классах секторные особенности материков и территории СССР используются при их климатическом районировании, правда, толь­ко в тех географических поясах, где секторные различия выра­жены наиболее четко.

Главный недостаток трактовки секторности в средней школе состоит в том, что не дается представления о ней как об одной из важнейших закономерностей дифференциации не только кли­мата, но и других компонентов, выражающейся в наборе и ха­рактере зон. Секторные черты зональности рассматриваются как проявления не секторности, а зональности.