Sorry, this entry is only available in
Russian
На жаль, цей запис доступний тільки на
Russian.
К сожалению, эта запись доступна только на
Russian.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Сначала необходимо уточнить смысл термина «физико-гео­графическое районирование». Ряд авторов называет его природ­ным или ландшафтным или употребляет эти термины как сино­нимы. Мы придаем каждому из них особое значение.

Под природным районированием в соответствии с широким смыслом слова «природный» мы понимаем выделение и опреде­ление таксономического ранга индивидуальных территориальных единиц, сходных по любому природному признаку (признакам). Следовательно, в природное районирование входят как физико-географическое, так и частное районирование в принятом выше значении. Кроме того, в состав природного районирования вклю­чается расчленение территорий по еще более частным призна­кам — отдельным сторонам или свойствам компонентов (напри­мер, лесосеменное районирование — выделение территориальных единиц по урожайности и доброкачественности семян древесных пород). Широкое понимание природного районирования необхо­димо для его противопоставления неприродному, проводимому по тем или иным социально-экономическим признакам.

Ландшафтное районирование, в нашем понимании, представляет собой составную часть физико-географического; это — выделение и определение таксономического ранга ландшафт­ных ГК. Называть ландшафтным выделение любых ГК, в том числе односторонних, существенно отличающихся от ландшафт­ных, едва ли правильно. Кроме ландшафтного, мы рассматриваем как особые виды физико-географического районирования тектогенное и климатогенное; последнее подразделяется на зональное, секторное, барьерное и высотнопоясное.

Вопрос о назначении физико-географического районирования рассматривается раньше, его принципов и методов пото­му, что от назначения райо­нирования зависят не толь­ко некоторые особенности его методики, но даже от­дельные его принципы. По назначению физико-геогра­фическое районирование де­лится на общенаучное и специализирован­ное, или прикладное. Пер­вое не связано с решением какой-либо конкретной прак­тической задачи; второе, на­оборот, выполняется для ре­шения или научного обосно­вания решения именно та­кой задачи.

Общенаучное районирова­ние имеет прежде всего на­учное значение. Это выте­кает уже из того, что ландшафтоведение — наука о ГК, которые выделяются при общенаучном районировании. Но Оно имеет и практическое значение. Ведь каждый ГК, показанный на карте районирования и описанный в текстовой характеристике, обладает особым природным потенциалом. Естественно, что рациональное хозяйственное и всякое иное (например, рекре­ационное) использование естественных ресурсов любой терри­тории невозможно без учета природного потенциала слагающих ее ГК.

Однако результаты общенаучного районирования, т. е. его карта и описание к ней, обычно не могут быть использованы для решения конкретных практических задач непосредственно, так как выделы карт общенаучного и прикладного районирования часто не совпадают друг с другом. Причина в том, что природ­ные сходства и различия, по которым выделяются прикладные единицы и которые являются главными при решении данной практической задачи, не всегда играют ведущую роль при обще­научном районировании.

Все же карты общенаучного районирования могут служить научной основой для прикладного, ибо между ними существует определенная связь: единицы прикладного районирования обыч­но «без остатка» укладываются в единицы общенаучного, причем между этими единицами возможны четыре основных типа соот­ношений (рис. 4): 1) единица прикладного районирования со­стоит из одной единицы общенаучного районирования сопоставимого ранга; 2) прикладная единица также соответствует одной общенаучной, но более низкого ранга; 3) прикладная единица слагается из двух или нескольких общенаучных сопоставимого ранга; 4) прикладная единица состоит из двух или нескольких общенаучных более низкого ранга.

004

Следовательно, на основе материалов общенаучного райониро­вания можно составить карту прикладного районирования. С этой целью необходимо проанализировать общенаучные материалы с точки зрения данной практической задачи и путем объединения общенаучных единиц определенного ранга или их деления на единицы более низкого ранга выделить единицы прикладного рай­онирования. Особенно эффективна эта работа, если она прово­дится соответствующим специалистом совместно с ландшафтоведом. Правда, карта прикладного районирования, составленная на основе общенаучных материалов, обычно носит предварительный характер и требует для своего уточнения специальных камераль­ных или даже полевых исследований. Однако объем этих иссле­дований сравнительно небольшой, так как достаточно выявить то, чего недостает в общенаучных материалах.

Специализированное районирование возможно и без Общена­учной основы. Однако в этом случае ему должно предшествовать изучение природных сходств и различий и связанных с ними ГК. Такие вынужденные исследования, особенно если они проводятся не ландшафтоведами, обычно сильно уступают по своему научно-методическому уровню специальным исследованиям для целей об­щенаучного районирования, отличаются недостаточной полнотой и единообразием. Поэтому их нельзя или очень трудно исполь­зовать для решения научных и прикладных задач. Следователь­но, отсутствие общенаучной основы для специализированного районирования ведет к нерациональной трате времени и средств. (Это выглядит примерно так же, как если бы не существовало государственных топографических карт, имеющих широкое на­значение, и для решения каждой конкретной практической за­дачи по использованию ресурсов территории надо было бы вновь проводить ее топографическую съемку, чтобы изготовить топооснову, необходимую для прикладного исследования.)

Таким образом, общенаучное районирование отвечает на за­просы практики опосредствованно — через специализированное районирование. При этом нередко применяется сокращенный ва­риант рассмотренного способа практического использования ма­териалов общенаучного районирования. Он состоит в том, что ограничиваются только их анализом под углом зрения данной при­кладной задачи и выявлением свойств ГК, благоприятных и не­благоприятных для ее успешного решения. Так поступает, на­пример, В. Б. Сочава (1975), оценивая природные условия по­лосы вдоль Байкало-Амурской магистрали (БАМ) для целей ее экономического освоения. Стало быть, в этом случае производится только первая часть действий, относящихся к данному способу, тогда как вторая часть — составление карты прикладного райони­рования — выпадает. Такой вариант способа применяется, напри­мер, тогда, когда практическая задача может быть решена и без этой карты.

Полностью выполнять функцию научной основы для различ­ных видов прикладного районирования может только серия об­щенаучных карт, на которых выделены ГК всех типов п рангов. Подобные карты должны находиться на современном научно-ме­тодическом уровне. Их необходимо постоянно совершенствовать путем использования результатов новейших отраслевых и комп­лексных исследований. Должны вноситься коррективы п в тек­стовые характеристики ГК; кроме того, эти характеристики до­полняются показателями, нужными для решения новых практи­ческих задач.

Рассмотренные представления о общенаучном и прикладном районировании близки к наиболее распространенным в советской географии. Однако имеются отдельные исследователи, отрицаю­щие общенаучное физико-географическое районирование. К ним принадлежит прежде всего Д. Л. Арманд (1970, 1975). Он фак­тически отрицает существование ГК, ибо признает лишь их «яд­ра типичности», которые, по его мнению, невелики по размерам и не дают представления даже о форме ГК. Эти ядра разделены настолько постепенными переходами, что ГК как бы перелива­ются друг в друга. Несовпадение границ частных регионов в широких переходных полосах между ГК не позволяет однознач­но решить вопрос о том, какую из них принять за границу ГК, если неизвестна цель районирования. А последняя, по мнению Д. Л. Арманда, может иметь место только при прикладном райо­нировании.

Действительно, переходные полосы между соседними ГК иног­да могут занимать значительную часть каждого из них. Однако и в этом случае более или менее типичные участки, относительно которых не возникает сомнений, к какому ГК их отнести, пре­обладают на их площади. Если была бы правильна картина, на­рисованная Д. Л. Армандом, то едва ли могло бы возникнуть са­мо представление о ГК, а их границы не были бы видны ни на аэроснимках (ГК низкого ранга), ни на космических снимках. Но на последних видны границы даже зональных ГК, наиболее расплывчатые из физико-географических границ, вследствие чего по космическим снимкам можно изучать зональность суши (Ви­ноградов, Кондратьев, 1970).

Д. Л. Арманд прав, что сравнимость результатов районирова­ния недостижима, если оно не целенаправленное. Но ведь целе­вое назначение может быть и широкое, что как раз свойственно общенаучному районированию (основа для различных видов при­кладного). Как будет показано ниже, такое широкое назначение физико-географического районирования отнюдь не исключает его сравнимых результатов. (Подробнее см.: Прокаев, 1971.)

В следующих разделах данной главы и главах III—VII об­суждаются вопросы общенаучного физико-географического райо­нирования и близкого к нему районирования для учебных целей, причем для краткости прилагательные «общенаучный», а иногда и «физико-географический» опускаются. Использованию материа­лов районирования для решения практических задач посвящена глава IX.