Sorry, this entry is only available in
Russian
На жаль, цей запис доступний тільки на
Russian.
К сожалению, эта запись доступна только на
Russian.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

ИНФОРМАЦИЯ УСТАРЕЛА. ПРИСУТСТВУЮТ ЭЛЕМЕНТЫ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ!

Загрязнение Мирового океана за последнее десятилетие приняло огромные масштабы. Этот вопрос широко осве­щается в периодической печати, и ему посвящены фун­даментальные исследования.

Во время плаваний на «Ра-1» и «Ра-2» известный ученый и путешественник Тур Хейердал был поражен тем, как люди успели загрязнить Атлантический океан. Бывали дни, когда члены экипажа не могли искупаться или постирать белье из-за масляных и нефтяных пятен на воде, простирающихся на десятки миль. «Вы не представляете, сколько мусора и грязи плавает в откры­том океане от Америки до Африки»,— рассказывал зна­менитый путешественник.

Бытовые отходы встречаются в Мировом океане по­всеместно. Предметы, когда-то выброшенные за борт ко­рабля, попадаются даже на самых больших глубинах. Тралы, заброшенные на глубину более 8000 м в желобе Пуэрто-Рико (окаймляющем с северо-востока Антильские о-ва), принесли не только уникальных донных животных, по и пустые банки от краски, бутылки, батарейки от фонарей, куски фольги, использующейся для упаковки продуктов, и т. д.

В результате сбрасывания радиоактивных отходов в океаны и моря повысилась радиоактивность Ирландского моря и прилегающего района северо-восточной Атланти­ки, Тихоокеанского побережья США и некоторых других районов Мирового океана.

Средиземное море всегда было притягательным мес­том для туристов. Однако загрязнение его идет такими темпами, что в его водах вскоре уже повсюду будет опас­но купаться. Дело дошло до того, что отдельные страны намерены сократить ассигнования на развитие туристской индустрии, не надеясь, что губительный процесс отравления моря можно приостановить. «Если вы закажете рыбное блюдо в ресторане где-нибудь на побережье Средиземного моря, например на Лазурном берегу Фран­ции, вам скорее всего подадут рыбу, выловленную в Ат­лантическом океане. И считайте, что вам повезло. Во всяком случае вы останетесь здоровы». Такой рекомен­дацией снабжает читателей журнал «Вижи», издающий­ся в Швейцарии. Действительно, отдельные виды рыб в Средиземном море содержат в себе в 2—3 раза больше ртути, чем считается безопасным согласно стандартам, принятым Всемирной организацией здравоохранения.

Средиземное море — колыбель нескольких цивилиза­ций, чьи «многошумные, рыбообильные» воды были вос­петы Гомером, постепенно превращается в огромную сточную канаву.

Катастрофическое загрязнение воды наблюдается у побережья Аппенинского полуострова. В район римского взморья Тибр выносит отбросы и нечистоты трехмилли­онного города и его окрестностей. «Крупнейшая река Италии стала гигантской общественной клоакой»,— кон­статируют многие газеты. Число болезнетворных бакте­рий в морской воде при впадении Тибра превышает до­пустимую норму в 200 раз. Берега Тирренского моря, относящиеся к Римской провинции, удерживают пальму первенства по степени загрязненности. За ними следуют бухты и берега других крупных итальянских городов — Генуи и Неаполя. На некоторых пляжах можно увидеть таблички с ироническими надписями: «Окунувшись в морскую купель, спешите совершить дезинфицирующее омовение в местном госпитале».

Монополии, не желающие тратить деньги на строи­тельство очистных сооружений,— главные творцы «ядови­того ожерелья». Почти три четверти итальянских берегов общей протяженностью 7500 км загрязнены отходами нефтеперегонных заводов и отбросами 10 тыс. промыш­ленных предприятий. Вдобавок к этому полуостров ни на один день не перестает получать современные «дары» Средиземного моря — «нефтяные жемчужины», которые выплескивают при очистке своих танков многочисленные танкеры. По приблизительным подсчетам в 1971 г. вдоль итальянских берегов было разлито около 60 тыс. т нефти. Химический концерн «Монтэдисон», не считаясь с протестами общественности, сливает в море жидкие промышленные отходы. Соединяясь с морской водой, они окрашиваются в красный цвет, и теперь огромное «кро­вавое пятно» путешествует по морю.

Палава — рыбацкий поселок во Франции, распо­ложенный на берегу небольшого залива Средиземного моря. Недавно местные рыбаки превратили традицион­ный праздник моря в демонстрацию протеста против дальнейшего загрязнения воды, лишающего их источника средств к существованию. Они загородили вход в порт своими суденышками и направили петицию властям, а перед домом мэра соседнего г. Монпелье сложили груду дохлой рыбы.

Именно Монпелье в первую очередь виноват в зара­жении моря в этом районе. Город, удвоивший за десять лет свое население, сбрасывает бытовые отходы, практи­чески не очищая, в р. Лез. Эта «канализационная труба под открытым небом», как ее называют сейчас местные жители, в свою очередь, выносит мутный поток в море, неподалеку от Палавы.

В то время как Всемирная организация здравоохране­ния определяет допустимый уровень в местах купания и рыболовства в 20 тыс. «фекальных бактерий» на 1 л, здесь он достигает 200 тыс. Бактерии потребляют очень много кислорода. В результате в период сильной жары образуется так называемая «малаига» — красные (или гниющие) воды. И рыба дохнет в них буквально тоннами.

Рыбаки не раз замечали, как прямо из автоцистерн сливаются в реку содержащие отравляющие вещества отходы с принадлежащего американской фирме заводаКофаз, который производит химические удобрения. Ком­пания «Мобил ойл» построила здесь нефтеочистительный комплекс, куда топливо поступает по проложенному по дну моря трубопроводу. «Это очень рискованно,— предо­стерегали рыбаки.— Сооружение не отвечает нормам безопасности». Три месяца спустя после начала эксплуа­тации гибкий нефтепровод не выдерживает нагрузки, происходит авария. В образовавшуюся брешь вытекло 800 т мазута.

Один из практикующих здесь врачей сказал: «Я не советую купаться в этих местах». Красноречивый факт: и расположенном по соседству санаторном центре были запрещены лечебные купания в бассейне, наполняемом морской водой.

230 ассенизационных машин в Афинах каждый день спускают свое содержимое в канал, из которого неочищен­ная вода попадает прямо в море. В результате на побе­режье Саронического залива было запрещено купаться в десяти местах.

Следует сказать, что предпринимаются попытки защи­тить Средиземное море. Так, в Монако состоялся кол­локвиум представителей 17 стран Средиземноморского бассейна. Его целью была выработка основных положений международного договора по предотвращению сброса в Средиземное море промышленных и бытовых отходов.

Средиземное море замкнутое, его берега густо населе­ны, в нем нет сильных течений, которые бы способст­вовали периодическому обновлению и очищению вод. Если загрязнение прибрежных вод моря промышленными и бытовыми отходами будет продолжаться и впредь такими же темпами, как в настоящее время, северная часть моря может оказаться через десять лет мертвой, утверждают ученые.

Северное море также относится к числу наиболее загрязненных морей. Вместе с речными водами в море поступают такие трудно разложимые соединения, как фосфаты из городских сточных вод, тяжелые металлы из промышленных стоков и ядохимикаты с полей. О коли­честве попадающих сюда загрязняющих веществ (в т/год) можно судить по данным табл. 3.

T_003

Различные бюро путешествий не так давно реклами­ровали в своих проспектах побережье Балтийского моря как некий «земной рай». Однако эта идиллическая кар­тина находится в разительном противоречии с действи­тельностью.

Пробы морской воды показывают, что Балтийское море стало действительно грязным: мусор и отбросы в сетях рыбаков, бутылки на пляже, пластиковые пакеты, плывущие за кораблями. Ученые весьма озабочены замеченными за последние десятилетия изменениями среды Балтийского моря: растет содержание солей и фосфатов, тысячи квадратных километров глубинных вод лишены кислорода, в этих безжизненных водных пустынях скап­ливается сероводород, а граница заражения глубинных вод постоянно поднимается вверх.

У берегов Швеции, Финляндии, Дании и Норвегии отмечен значительный рост содержания ртути, достига­ющий 1 мг/кг биомассы, в результате чего многие виды рыб непригодны для употребления. Огромное количество органических промышленных стоков — отходов пищевой, целлюлозной и химической промышленности, помимо ток­сичности, вызывающей прямую гибель некоторых организмов, расходует при разложении гораздо больше кис­лорода, чем неорганические промышленные стоки. Обед­нение кислородом вызывает в организме застойные явления, в первую очередь сероводородное заражение.

По неполным данным, опустошено около 40 тыс. км2 морского дна, что составляет 10% его общей площади. В водах Любекской бухты биологи находят теперь лишь такие организмы, которые невосприимчивы к кислород­ному голоданию и долгое время могут существовать в сероводородной среде.

«Ситуация постоянно ухудшается»,— сообщает Инсти­тут изучения моря в Варнемюнде (ГДР). Польский океанолог Людвиг Жмудзинский видит в заражении глу­бинных вод «серьезную опасность» для всего Балтийского моря. Если этот процесс не будет остановлен, то оно вскоре станет биологически мертвым морем. Правда, пока ученые еще не пришли к единому мнению относительно того, в какой степени эти процессы ускоряются в резуль­тате негативного влияния человека на окружающую среду.

В заливы и моря, омывающие Японские о-ва, сбра­сываются отходы производства, которые нещадно отрав­ляют прибрежную акваторию. Дело дошло уже до того, что при обследовании выловленной рыбы во внутреннем Японском море были обнаружены токсические, химиче­ские вещества. Особенно сильно от загрязнения страдает Тихоокеанское побережье Японии. В результате рыба постепенно исчезает из прибрежных вод.

Плантации для выращивания искусственного жемчуга в японских заливах Сэто найкай и Исэ пользуются известностью во всем мире. Ежегодно они дают по 90 т жемчуга, что позволяет их владельцам получать прибыла до 50 млн. долларов ежегодно. Однако эти плантации расположены в непосредственной близости от крупных промышленных центров. На побережье залива Исэ, на­пример, находится город Нагоя — третий по величине промышленный центр Японии. Отходы его предприятий сбрасываются, как правило, прямо в залив. Все это создает серьезную угрозу жемчужным плантациям.

«Количество искусственного культивированного жем­чуга сокращается из года в год»,— сообщил Ясунобу Футаяма, руководитель отдела общества по сбыту япон­ского жемчуга. Мы уверены, добавил он, что основная причина сокращения производства — это разрушение ок­ружающей среды, вызванное загрязнением моря промыш­ленными отходами.

Рыбаки Японии остро чувствуют последствия загряз­нения вод. Жизнь уходит из прибрежных вод Японии — к такому выводу пришла Всеяпонская федерация рыбо­ловецких кооперативов. Безудержное загрязнение моря промышленными отходами привело к тому, что уже сей­час рыбаки страны лишены возможности промышлять па участках, общая площадь которых составляет около 2000 км2. Перспектива выглядит и того хуже: загрязнение прибрежных вод ведет к падению улова, к вымиранию устричных плантаций и плантаций морских водорослей в районах. Это создает угрозу жемчужным плантациям.

Владельцы расположенного в небольшом японском городке Минамате на о-ве Кюсю химического комбината в безудержной погоне за прибылью, пренебрегая элемен­тарными мерами предосторожности, долгие годы сбрасы­вали в океан сточные воды комбината, насыщенные соля­ми ртути и других металлов. В результате прибрежные воды оказались настолько отравленными, что это привело к гибели десятков местных жителей, сотни людей полу­чили тяжелые психо-паралитическиезаболевания.

Минамата стала подлинной «промышленной Хироси­мой» Японии, а термин «болезнь Минаматы» широко применяется теперь в медицине для обозначения отрав­ления людей промышленными отходами.

Яванское море, окруженное со всех сторон островами Индонезийского архипелага, по сообщению Индонезийско­го института нефти и газа, является самым загрязненным морем в мире. Загрязнение нефтью поверхности моря происходит главным образом в результате промы­вания танков нефтеналивных танкеров морской водой после каждого рейса. Многие заливы и проливы Индоне­зийского архипелага включены в список «самых грязных вод мира». В Джакартском заливе, например в районе порта Телукбетунг (Южная Суматра), и в районе Амбои на востоке страны загрязнение достигло такой степени, что здесь исчезла морская растительность. В прибрежных водах этих районов полностью отсутствуют представите­ли живого мира.

Все возрастающее загрязнение нефтью Мирового оке­ана приносит колоссальный вред не только человеку, но и многим обитателям морских глубин.

О масштабах загрязнения океана говорят такие данные. В Мировой океан попадает около 1% транспортиру­емой нефти. Можно представить, какое это огромное количество, если морские нефтеперевозки составляют многие сотни миллионов тонн.

Так, если перевозка нефти и нефтепродуктов морским транспортом в 1938 г. составляла только 84 млн. т, то в настоящее время она достигает сотен млн. т. Огромное количество нефти и нефтепродуктов и других вредных веществ ежегодно попадает в океанические воды с бал­ластными, промывочными и льяльными водами судов.

Источником загрязнения Мирового океана являются также аварии на морских нефтяных промыслах. К чему это порой приводит, видно из следующих примеров. В1969 г. во время бурения морского дна в нескольких милях от Санта-Барбары в Калифорнии бур проник в пористый слой, содержащий нефть под высоким давле­нием. Нефть поднялась по трубам, сорвала предохрани­тельные устройства и хлынула в море. За время, которое потребовалось для ликвидации аварии, тысячи квадрат­ных километров были покрыты нефтью.

22 апреля 1977 г. возникла серьезная авария на неф­тяных промыслах Северного моря, когда на буровой платформе. «Браво» группы «Экофиск» из-за неисправно­сти подводного предохранительного клапана вырвалась нефть, извергаясь «гейзером» высотой 60 м (скважина выбрасывает в море в сутки до 4 тыс. т нефти). Громад­ное, в десятки квадратных километров пятно нефти стало медленно смещаться на восток, к берегам Дании и Норвегии. Нефтяной фонтан на скважине «Браво» был укращенспустя семь дней. Количество нефти, поступив­шей в океан за это время, составило 30—40 тыс. т.

Как известно, в разработке нефтяных богатств Север­ного моря большое участие принимают крупные между­народные нефтяные монополии. Их главная цель — как можно скорее вернуть и преумножить те миллиарды, которые были затрачены на разведку и разработку мор­ских месторождений нефти. Поэтому понятно, что эта авария связана с «жадной торопливостью» монополии, создавшей на промыслах атмосферу непрерывной горячки и недооценки техники безопасности, что, в частности, в свое время уже привело к взрыву на промыслах «Экофиск» и гибели нескольких человек.

Авария в Северном море вызвала у многих норвеж­цев протест против добычи нефти и, в первую очередь в районе Лофотенских о-вов. «Скандалы в министерстве промышленности, а также все более резкая критика своеволия нефтяных компаний могут в сочетании с ава­рией на промыслах «Экофиск» привести к полному пере­смотру нефтяной политики Норвегии»,— писала швед­ская газета «ДагенсНюхетер». Может быть, в результате этой катастрофы и будут приняты меры к упорядочению работ по добыче нефти в Северном море, однако необхо­димы еще значительные усилия всей прогрессивной об­щественности мира для обуздания монополий, которые в погоне за прибылью недопустимо загрязняют Мировой океан.

В 1973 г. в результате разрыва подводной трубы неф­тяной скважины в Персидском заливе образовалось обшир­ное нефтяное пятно. Масштабы бедствия усугублялись еще и тем, что залив является почти закрытым водным бассейном.

Крупный ущерб окружающей среде нанесло повреж­дение нефтехранилища на о-ве Лак (США). В 1974 г. во время аварии из баков вытекло 600 тыс. галлонов горючего (1 галлон — 3,3 л). Благодаря системе рвов, окружающих хранилище, 570 тыс. галлонов удалось за­держать от дальнейшего растекания, 10 тыс. были слиты в близлежащее болото, остальные 20 тыс.— стекли в р. Делавар, загрязнив ее воды на протяжении примерно 8 км по течению и на всем пространстве от берега до берега.

В том же году прорвался нефтепровод компании «Шелл», ведущий к ее перерабатывающему заводу в Норко (штат Луизиана). За сутки его утечки поверх­ность реки была покрыта нефтью на всем протяжении до города Порт-Салфер, т. е. на расстоянии около 140 км. Вблизи источника ее слой был весьма толстым. В 90 км вниз по течению от места аварии были замечены много­численные водоплавающие птицы, пострадавшие от за­грязнения. За двое суток очистных работ из реки было извлечено более 318 тыс. л нефти.

3 июля 1979 г. на подводной скважине «Исток-1», расположенной вблизи полуострова Юкатон (Мексика), в результате аварии вышел из-под контроля и загорелся мощный нефтяной фонтан. С этого момента в течение нескольких месяцев ежедневно сгорало и выливалось в море около 4,77 млн. л ценнейшего сырья. Огромное количество нефти распространилось по поверхности Мек­сиканского залива, нанеся непоправимый ущерб морской флоре и фауне. Гигантские маслянистые пятна, растя­нувшись на 940 км, приблизились к побережью Америки и к концу августа покрыли слоем около 200 к:: пляжей штата Техас. К этому времени на борьбу с самой боль­шой в истории утечкой нефти в море уже было затра­чено несколько миллионов долларов.

Японский танкер «Такамия Мару» сел на мель близ бразильского города Сантус и получил серьезные пробои­ны: 15 тыс. т нефти, вылившиеся в море, загрязнили прибрежные воды на огромной площади.

В бухте Чедабакто, омывающей Атлантическое побе­режье Канады, плавает гигантское нефтяное пятно — следствие аварии танкера «Эрроу». В результате аварии в океан вылилось 16 тыс. т нефти. Предпринимавшиеся с тех пор различные попытки очистить поверхность залива от разлившейся нефти не увенчались успехом. Нефть захватила в плен укромные бухты и пляжи залива, приведя к упадку туристский бизнес.

24 января 1976 г. новый супертанкер «Олимпик Брей­верн» грузоподъемностью 250 тыс. т, принадлежавший семье Онассиса, выйдя в свой первый рейс, сел на риф у берегов о-ва Уэссон (западное побережье Франции). Владельцы не предприняли никаких мер по его снятию с мели, и заброшенное судно спустя полтора месяца во время шторма раскололось надвое, что вызвало сильную утечку мазута и причинило значительный материальный ущерб жителям острова. Мазут из танкера опоясал бере­га. Погибли тысячи перелетных птиц, для которых остров издавна служил «перевалочным пунктом», в отчаянном положении оказались и люди, у которых было отобрано средство к существованию.

Постепенно выясняющиеся подробности этих событий позволили французским журналистам высказать предпо­ложения, что катастрофа была заранее запланирована владельцами танкера, рассчитывающими таким образом «отделаться» от судна, ставшего в период энергетическо­го кризиса обузой.

Не успела мировая пресса прекратить обсуждение нашумевшего крушения нефтеналивного танкера «Олимпик Брейверн» у берегов Франции, как вновь поступили сообщения об очередной катастрофе на море, и вновь с танкером. На сей раз угроза нависла над крупным ис­панским портом Ла-Корунья, у входа в гавань которого напоролся на скалы танкер с грузом более 100 тыс. т нефти. Серия взрывов на борту судна и утечка нефти создали реальную опасность загрязнения порта и побе­режья. Более десятка судов высыпали в воду специаль­ные химикаты для того, чтобы воспрепятствовать рас­пространению нефти на акваторию порта.

29 апреля 1976 г. у берегов Японии, вблизи о-ва Осима, затонуло греческое судно. Утечка нефти нанесла ущерб, оцениваемый в 400 млн. иен.

В марте 1978 г. у берегов французского полуострова Бретань затонул супертанкер «Амоко Кадис», принадле­жавший американской компании «Амоко». В результате катастрофы в море вытекло 220 тыс. т нефти, вызвав загрязнение обширного прибрежного района. Нефтяное пятно расползлось почти на 250 миль береговой линии. Только по предварительным подсчетам погибло 20 тыс. птиц и, возможно, такое же количество рыбы; было унич­тожено от 20 до 50% всех обитающих в прибрежных водах устриц. Потребуются многие годы, чтобы в какой-то сте­пени очистить местную среду от пагубного воздействия разлившейся нефти.

Американский журнал «Тайм» в 1977 г. опубликовал статью, в которой анализируются причины участившихся аварий с нефтеналивными танкерами. По данным авторов статьи, в 1976 г, во всем мире потерпело катастрофу 19 танкеров. По тоннажу это в два раза больше, чем в 1975 г. В результате только за первые девять месяцев1976 г. в Мировой океан попало 200 тыс. т нефти. Журнал отмечал, что особенно много таких происшест­вий имело место у берегов США. Только с 15 до 31 де­кабря 1976 г. в американских водах потерпело катаст­рофу пять танкеров. Авторы статьи пришли к выводу, что прежде всего в этом виноваты судовладельцы, кото­рые в погоне за прибылями продолжают эксплуатировать давно пришедшие в негодность корабли. «Многие амери­канские порты не в состоянии принимать современные супертанкеры,— писал «Тайм»,— и большая часть тан­керного флота, доставляющего нефть в США, состоит из небольших, старых, плохо оборудованных судов с неквалифицированным экипажем. Эксплуатация таких танкеров неизбежно ведет к катастрофам».

В выгодное предприятие беззастенчивые дельцы пре­вращают даже катастрофы танкеров, получая за них большую страховку. При этом судовладельцев не так-то просто привлечь к ответственности. Их танкеры, как правило, зарегистрированы где-нибудь в Либерии или Панаме: и налоги поменьше, и от правосудия подальше!

Количество подобных примеров можно было бы умно­жить. Все они свидетельствуют о том, что эта проблема пока еще далека от решения.

Но не только морской флот загрязняет моря и океа­ны. Реки стали самым активным фактором этого бедст­вия. По данным ЮНЕСКО, ежегодно с водами рек в моря попадает свыше 320 млн. т железа, 2,3 млн. т свинца, 6,5 млн. т фосфора.

Много загрязнений попадает в Мировой океан из ат­мосферы. По подсчетам, на его поверхность ежегодно выпадает 200 тыс. т свинца, 1 млн. т углеводородов, 5 тыс. т ртути. Половина количества пестицидов, нахо­дящихся в океане, проникла в него из воздуха. Следует подчеркнуть, что многие ядовитые вещества способны сохраняться в водах Мирового океана в течение ряда лет, угрожая морской фауне и флоре, здоровью людей.

В заключение следует отметить, что с загрязнением океанов и морей связывают иногда процессы, не имею­щие к нему никакого отношения. Так, в течение многих лет считалось, что морские звезды, известные под именем «терновый венец», разрушают коралловые рифы. В течение нескольких лет (с 1971 г.) ученые Австралии вели исследования, связанные с сохранением Большого барь­ерного рифа от нашествия опасной для кораллов морской звезды («терновый венец»). Они выяснили, что рост численности «терновых венцов» у этого рифа происходит в океане периодически и не имеет прямой связи с вме­шательством человека в окружающую среду коралловых островов. Ущерб, причиненный «терновыми венцами» некоторым островам, невелик и в большинстве своем уже восстановлен за счет естественного роста кораллов.

Человек все больше обращает внимание на проблему защиты океанов и морей. «Мировой океан в опаснос­ти!» — это лозунг сегодняшнего дня. Ведь океан был, оста­ется и всегда будет нужен людям.