Sorry, this entry is only available in
Russian
На жаль, цей запис доступний тільки на
Russian.
К сожалению, эта запись доступна только на
Russian.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

ИНФОРМАЦИЯ УСТАРЕЛА. ПРИСУТСТВУЮТ ЭЛЕМЕНТЫ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ!

Загрязнение воздуха и вод в развитых в промышленном отношении странах приняло за последние 15—20 лет на­столько угрожающий характер, что правительства этих стран были вынуждены прибегнуть к самым серьезным мерам, направленным на охрану природы.

Прежде всего это коснулось правовых аспектов охра­ны природы. В настоящее время в таких странах, как США, Англия, ФРГ, Швеция и другие, действуют зако­ны, направленные на охрану внешней среды, в том чис­ле воздуха и воды.

В США законом 1965 г. основная ответственность за состояние водных ресурсов страны возложена на мини­стерство внутренних дел в лице Федерального управле­ния по контролю загрязнения водоемов (с 1970 г. — Фе­деральное управление по контролю за качеством воды). Основными задачами Федерального управления являются оценка состояния водных источников с целью создания национальной политики для предотвращения загрязнения вод и участие в строительстве муниципальных очистных сооружений.

Нужно подчеркнуть, что в США законодательную поли­тику в области охраны внешней среды осуществляют не только федеральное правительство, но и непосредствен­но штаты. Например, в штате Колорадо в 1970 г. в законо­дательное собрание было внесено более 25 законопроек­тов, касающихся вопросов загрязнения воздуха и воды.

В Англии первый закон, направленный на охрану ка­чества воды, был принят в 1388 г.! Лондон в этот пери­од был уже сравнительно крупным городом с развитым ремесленным производством. Бытовые и производственные отходы вывозили и сваливали в Темзу, что привело к значительному загрязнению ее русла. Принятый закон запрещал дальнейший сброс отходов в черте города.

В настоящее время в Великобритании водоемы стра­ны контролируют речные администрации, в функции которых входят проверка объемов и качества всех про­мышленных и бытовых сточных вод, сбрасываемых в водоем, выдача разрешений на строительство новых вы­пусков, разработка местных стандартов на качество сбрасываемых сточных вод.

В ФРГ контролем за водоемами занимается прави­тельственный Комитет по охране окружающей среды и аналогичные комитеты в крупных промышленных об­ластях и землях ФРГ.

В Швеции контроль за соблюдением закона «Об охра­не окружающей среды» (1969 г.) осуществляет Комис­сия по охране среды при министерстве сельского хозяй­ства. Высшим органом по охране природной среды в Швеции является Консультативный комитет по окружаю­щей среде при правительстве, возглавляемый министерст­вом сельского хозяйства.

Увеличение расходов пресной воды и ее загрязнение вынудило США, Великобританию, ФРГ, Бельгию, Фран­цию, Италию, Нидерланды и другие страны приступить к планированию водного хозяйства, в том числе водоохран­ных мероприятий. При планировании производятся каче­ственная и количественная оценки водных ресурсов, а так­же определяется потребность в воде на будущее, включая 2000 г. Определяется объем необходимых капитальных вложений. Например, в одном из докладов специального комитета США говорится, что величины капитальных вложений в строительство очистных сооружений опреде­лены в размере 42,2 млрд. долл. к 1980 г. и еще 39,4 млрд. долл. к 2000 г. Признано целесообразным плани­ровать водоохранные мероприятия не только в рамках административного района, но и в целом по бассейнам рек (США, Бельгия, ФРГ, Великобритания и др.).

Подход к вопросам планирования водоохранных ме­роприятий как за рубежом, так и в СССР примерно одинаков.

В США бассейн реки рассматривают как единое це­лое, которое является основной единицей планирования. При этом считается, что централизация управления в речных бассейнах способствует уменьшению загрязнения водных ресурсов.

Детально в США изучен вопрос о введении платы за водопотребление и водоотведение. При установлении цены за воду рекомендуется исходить из объема потреб­ляемой воды, объема сбрасываемых вод и степени заг­рязнения их отходами.

Об эффективности введения платы за воду можно су­дить на примере, приводимом в материалах Всемирной организации здравоохранения ООН, эксперты которой провели проверку водопотребления в двух небольших го­родах США, -имеющих сходные социально-экономические условия. В одном городе был организован учет воды, оплата за которую взималась по фактическому потребле­нию; размер водопотребления на одного человека здесь равнялся 260 л/сутки. В другом городе, где учета воды не велось, а оплата была подушной, расход воды со­ставлял 1130 л/сутки.

Для контроля качества воды в водоеме установлены стандарты качества воды (предельно допустимые концен­трации) .

В Великобритании для источников бытового водополь­зования, например, величина БПК5 должна быть меньше 4 мг/л, для источников рыбохозяйственногоиспользова­ния — от 10 до 4 мг/л, величина ХПК — соответственно меньше 25 мг/л и от 40 до 25 мг/л.

T_001

В США существуют общегосударственные стандарты качества воды (используемые главным образом для оцен­ки качества воды пограничных между штатами рек) и стандарты, утвержденные штатами. Как пример приво­дится стандарт штата Колорадо на качество воды (табл 1).

Заслуживают внимания намеченные в США мероприя­тия по созданию образцовых по чистоте бассейнов рек. В первую очередь такие мероприятия предполагается выполнить по р. Деловер.

В развитых капиталистических странах (ФРГ, США, Великобритании и др.) уделяется большое внимание прекращению применения детергентов, которыебиохими­чески плохо разрушаются. Например, в ФРГ специальный закон запрещает их применение.

В СССР также широко проводятся научно обоснован­ные мероприятия по предотвращению загрязнения по­верхностных вод от детергентов, особенно трудно биохи­мически окисляемых.

За рубежом действует целый комплекс водоохранных мероприятий по сокращению водопотребления, уменьше­нию объема сточных вод и степени их загрязнения.

В первую очередь к этим мероприятиям следует от­нести совершенствование технологии производства, на­правленное на сокращение сброса сточных вод, широкое внедрение водооборота, строительство очистных сооруже­ний, направление сточных вод на земледельческие поля орошения, применение безводных процессов и т. д.

Сопоставление уровней развития техники в области очистки сточных вод в СССР и развитых капиталисти­ческих странах позволяет сделать вывод о том, что по ряду мероприятий у нас получены более значительные результаты по теоретическому обоснованию как очистки сточных вод, так и технических приемов этой очистки.

В развитых капиталистических странах применяются примерно такие же технологические схемы очистки сточ­ных вод, как и в СССР.

Мощность сооружений биохимической очистки может быть достаточно велика. Так, в округе Чикаго эксплуати­руются очистные станции общей мощностью 4,95 млн. м3 в сутки, в том числе Северная — 1,0 млн. м3, Калумет — 0,52 млн. м 3 и станция «Стикней» — 3 млн. м в сутки.

Наряду с механической, биологической и химической очистками сточных вод начинает применяться доочистка биологически очищенных сточных вод фильтрованием и обратным осмосом, что обеспечивает высокое качество очистки (Швеция).

В США получает большое распространение внедрение автоматической аппаратуры непрерывного контроля за качеством поверхностных вод. Она обеспечиваетконтроль за содержанием растворенного кислорода, солей, взвешен­ных частиц, кислотностью и температурой. Такой ав­томатический контроль организован в бассейне р. Огайо (г. Цинциннати).

В области охраны воздуха особо много внимания уде­ляется автомобильному транспорту, считающемуся основ­ным загрязнителем атмосферы в городах.

С целью уменьшения вредных ингредиентов в выб­росах автотранспорта во многих странах Западной Евро­пы и США введены законодательные ограничения на содержание вредных веществ в выхлопных газах автомо­билей.

Правительством США в 1967 г. были введены нормы на предельное содержание в отработанных газах токси­ческих компонентов (в граммах на 1 милю пробега). Они приведены в табл. 2.

T_002

За рубежом много ждут от электромобиля. Его досто­инство заключается в полном отсутствии интоксикации воздуха и бесшумной работе.

«Эпоха электромобиля приближается» — таково заклю­чение специального симпозиума, проходившего в Дюс­сельдорфе, в котором участвовали представители США, Франции, Англии и ФРГ. Стремление оградить воздуш­ный бассейн городов от загрязнения и успехи современ­ной химии, дающей возможность использовать нефть бо­лее рационально, расчищают ему путь. Мощный толчок работе над электромобилем дал нефтяной кризис послед­них лет.

Разработка электродвигателей и систем передачи для нового вида транспорта, по заключению участников сим­позиума, значительно продвинулась вперед. Усилия сос­редоточены на создании батарей большой емкости с по­вышенной скоростью перезарядки. Представитель западногерманского общества электрических средств уличного движения— оно является инициатором симпозиума — за­явил, что к 1980 г. намечается увеличить емкость батареи вдвое, а к 1990 г.— в пять раз.

Сейчас в районе Дюссельдорфа испытываются 20 электробусов. Начинается пятилетняя программа испы­тания электродизельного автобуса. Другой проект, как было объявлено на симпозиуме, предусматривает испы­тание 30 грузовых электромобилей, построенных фирмой «Мерседес-Бенц».

В Англии в продажу выпущен двухместный электро­мобиль, способный развивать скорость до 90 км в час. Его батареи можно подзаряжать, подключив их к обыч­ной электросети.

Во французском г. Тур открыта первая регулярная линия 60-местных автобусов, работающих на электроэнер­гии. Развитие получает и трамвай. Государственный секре­тариат по вопросам транспорта во Франции объявил, что в девяти крупных городах страны планируется в ближай­шие годы построить новые и значительно расширить су­ществующие трамвайные линии, которые будут оснащены современными скоростными вагонами. В таких городах, как Страсбург и Тулуза, трамвай должен стать основным средством городского транспорта. Принято также решение о расширении производства троллейбусов.

Познакомившись с характером мероприятий по защи­те воздуха и поверхностных вод в странах с развитой промышленностью, рассмотрим, как же они выполняют­ся в этих странах.