5 months ago
No comment

Sorry, this entry is only available in
Russian
На жаль, цей запис доступний тільки на
Russian.
К сожалению, эта запись доступна только на
Russian.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Лёд создаёт препятствия не только для наземного и вод­ного транспорта, но и для авиации.

Мы уже знаем, что вода может находиться в неустой­чивом переохлаждённом состоянии. Если самолёт вовре­мя полёта входит в облака с переохлаждённой водой, то капельки воды, растекаясь по крыльям и корпусу само­лёта, быстро замерзают, и самолёт сразу же начинает об­леденевать.

Обледенение может произойти и в том случае, если сильно охлаждён сам самолёт. Когда такой самолёт по­падает в полосу холодного дождя или в облако с поло­жительной, но близкой к нулю градусов температурой, его крылья, хвост, винт и другие части начинают покры­ваться льдом. Чтобы понять это, вспомните, что бывает, если вы прикасаетесь мокрой рукой на морозе к металли­ческой ручке двери. Рука моментально примерзает к металлу.

Обледенение самолёта или воздушного шара может по­служить причиной аварии. 11 июля 1899 года к Северному полюсу вылетела на воздушном шаре экспедиция под руко­водством шведского путешественника Андре. Экспедиция пропала без вести. Через 33 года были обнаружены остат­ки воздушного шара. По найденным дневникам и письмам было установлено, что воздушный шар сделал вынуж­денную посадку во льдах к северо-востоку от острова Шпицберген, так как оболочка шара покрылась тол­стым слоем льда. Члены экспедиции пустились в обрат­ный путь пешком по льдинам, но никто из них не достиг материка.

При перелёте знаменитых советских лётчиков Чкалова, Байдукова и Белякова по маршруту Москва — остров Удд самолёт стал обледеневать. Кромки крыльев, стёкла и вы­ступающие части самолёта покрылись льдом. Через некото­рое время мотор начал работать неравномерно, в самолёте стали ощущаться дрожание и удары. Лётчикам пришлось снизиться.

Отложения льда увеличивают вес воздушных кораблей. Это особенно опасно для дирижаблей и аэростатов.

Для самолёта увеличение веса не так опасно. Лёд чаще всего нарастает на передней кромке крыла неравномерно в виде выступов и неровностей. Воздух, обтекающий не­ровности, завихряется. Вследствие этого лётные качества самолёта ухудшаются.

Для борьбы с обледенением применяют различные антиобледенители.

Жидкостные антиобледенители пред­ставляют собой жидкости (чаще всего смесь спирта с глице­рином), понижающие температуру замерзания воды. Ан­тиобледенитель подаётся по специальным трубкам на по­верхность лопастей винта или на стёкла кабины само­лёта. Лёд начинает таять и срывается воздушным по­током.

Механические антиобледенители при­меняются для удаления льда с хвостового оперения и передних кромок крыла. Они представляют собой тонкие резиновые оболочки, разделённые на камеры. Этими обо­лочками обтягиваются подверженные обледенению места. При обледенении в оболочки накачивается воздух, камеры поочерёдно расширяются и ломают образовавшуюся на оболочке корку льда.

Тепловые антиобледенители удаляют лёд путём обогрева обледеневающих частей самолёта. Стёкла кабины пилота делаются двойными и обогре­ваются с помощью электрического тока, идущего по заложенной между ними металлической проволоке. Стёк­ла и кромки крыльев могут обогреваться также тёп­лым воздухом, подающимся по специальным воздухопро­водам.

В борьбе с обледенением самолётов большую помощь лётчикам оказывает аэродромная метеорологическая служба.

Перед полётом летчику вручается бланк, в котором указывается состояние погоды на предстоящем ему пути, характер облачности и участки, где возможно обледе­нение самолёта.

До сих пор мы говорили о борьбе человека со снегом и льдом. Однако снег и лёд во многих случаях приносят боль­шую пользу. Об этом и будет итти речь в последнем разделе нашей книжки.