5 months ago
No comment

Sorry, this entry is only available in
Russian
На жаль, цей запис доступний тільки на
Russian.
К сожалению, эта запись доступна только на
Russian.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Лёд применяется также для строительных целей. Боль­шое распространение в северных районах имеют ледяные дороги. Все мы знаем, что лёд очень скользок; сколько удо­вольствия и детям и взрослым доставляет зимой катанье на коньках! Ледяные дороги дают возможность использо­вать это свойство льда уже не для удовольствия, а для реше­ния важной хозяйственной задачи. В северных райо­нах, где они устраиваются, имеется большое количество озёр и болот. Прокладка обычных дорог в таких усло­виях представляет большие трудности и стоит весьма дорого. Ледяную же дорогу можно построить быстро и дё­шево.

Для постройки ледяной дороги сначала с помощью рыхлителей и катков уплотняют полосу снега, которая служит дорожным полотном. Затем на уплотнённом снегу нарезают колею, поливают её водой из цистерн, фор­муют при помощи формовочных саней, и дорога гото­ва (рис. 33).

Ледяная дорога

Ледяная дорога

По такой колее мощные тракторы легко везут тяжёлые санные прицепы с круглым лесом и другими грузами, нуж­ными народному хозяйству.

Чем же объясняется скользкость льда? Интересно отме­тить, что шероховатый и бугристый лёд является едва ли не более скользким, чем зеркально гладкий. Значит, дело не в гладкости, а в чём-то другом. Советский учёный К. Б. Вейнберг доказал, что скользкость льда— результат выделения теплоты при трении полозьев о лёд. Такое выделение теплоты мы обнаруживаем на всяких трущихся поверхностях. Попробуйте, например, с силой тереть друг о друга два деревянных бруска: производимая вами работа превратится в тепло, и бруски нагреются. Тепло, выделяе­мое при трении полозьев о лёд, заставляет его плавиться, образуя тонкую водяную плёнку, играющую роль смазки. Эта смазка и делает лёд скользким.