5 months ago
No comment

Sorry, this entry is only available in
Russian
На жаль, цей запис доступний тільки на
Russian.
К сожалению, эта запись доступна только на
Russian.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Кратковременную, но весьма напряжённую борьбу со льдом приходится вести весной во время ледохода.

Ледоход может нанести большие повреждения мосту, а иногда даже разрушить его. Лёд, плывущий по реке во время ледохода, наносит опорам моста сильные удары, а при вы­соком подъёме воды может повредить и фермы моста. Чем больше льдина, тем сильнее и опаснее её удар. Поэтому при пропуске ледохода лёд размельчают на возможно более мелкие куски, чтобы он свободно прошёл под мостом и чтобы удары его были слабее. С этой целью перед мостами навстре­чу течению реки ставят специальные устройства — ледорезы, имеющие наклонную переднюю часть с косыми гра­нями; наползая на ледорез, льдины ломаются под действием собственного веса. Кроме того, лёд дробят с помощью взрыв­чатых веществ, закладывая на плывущие льдины толовые шашки.

Большую опасность для мостов представляют ледя­ные заторы. Ледяной затор возникает в тех случаях, когда плывущие льдины, встречая на своём пути препят­ствие (суженное русло, крутой поворот, пороги, затонув­шее судно, скопление вырванных с корнями деревьев и т. д.), постепенно останавливаются по всей ширине реки. Следующие льдины нагромождаются сверху на остано­вившиеся и затор быстро растёт. Под тяжестью нагро­мождающихся льдин затор опускается, забивая русло реки льдом. Это ведёт к сильному подъёму воды. На неко­торых реках ледяные заторы вызывают подъём воды на 15—20 метров выше зимнего уровня. Это вызывает силь­ные наводнения.

Если вода прорвёт ледяную плотину затора, то она устре­мится вниз по реке с такой силой, что мосты не смогут про­тивостоять ей. В 1909 году в месте слияния рек Ангары и Енисея образовался затор, который затем прорвался; в ме­сто прорыва были втянуты суда, зимовавшие поблизости; несколько судов погибло.

Заторы необходимо разрушать как можно раньше, лучше всего в начале их образования. Обычно их под­рывают, закладывая в лёд толовые шашки. В последнее время заторы разрушают также с помощью сбрасывания авиабомб.