5 months ago
No comment

Sorry, this entry is only available in
Russian
На жаль, цей запис доступний тільки на
Russian.
К сожалению, эта запись доступна только на
Russian.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Большой ущерб государству приносят снежные заносы. Заносами называют плотные снежные сугробы, обра­зующиеся на железных и автомобильных дорогах при мете­лях и позёмках. Снежные сугробы прерывают движе­ние поездов и автомашин, препятствуя доставке грузов, почты, пассажиров.

Существуют различные способы борьбы с заносами. Один из остроумных и простых способов борьбы с зано­сами был найден русским инженером Титовым в 1863 го­ду. Титов предложил ставить вдоль заносимых участков дорог заграждения из решетчатых щитов, изготовленных из деревянных планок. Эти щиты задерживают снег, пе­реносимый метельным потоком, и не допускают его к дороге.

Почему щиты не пропускают снег к дороге?

Воздушный поток может нести с собой снег только до тех пор, пока скорость его будет не ниже 2,5—3 метров в секунду. Заносы образуются Ё результате снижения ско­рости метельного потока. Проходя, например, через до­рожные выемки, представляющие собой углубления в по­верхности земли, метельный поток расширяется, снижает свою скорость и откладывает снег. Чтобы лучше понять это, вспомним, что в реках, в случае сужения их русла, течение ускоряется, а при расширении замедляется, причём в местах с замедленным течением откладыва­ются частицы ила и песка, которые до этого несла реч­ная вода.

Кроме того, установлено, что в выемках возникает вра­щательное движение воздуха (рис. 15). Часть воздуш­ных струй возвращается назад. Эти струи сталкиваются с метельным потоком, ещё более снижают его скорость и усиливают отложение снега.

Вращательное движение воздуха в выемке

Вращательное движение воздуха в выемке

Щиты снижают скорость метельного потока, прежде чем он достигнет дорожной выемки. Путь воздушных струй вблизи щитов показан на рисунке 16. Поток частично оги­бает щиты сверху, а частично проходит сквозь просветы ре­шётки. Струи, обогнувшие преграду сверху, завихряются так же, как и в выемке, и сталкиваются со струями, прошед­шими через решётку. Позади и впереди щитов скорость ме­тельного потока падает и снег откладывается в виде валов с нависающими клювовидными гребешками.

Обтекание щитов воздушным потоком

Обтекание щитов воздушным потоком

Отложения снега у решетчатых щитов показаны на ри­сунке 17.

Снежные отложения у решетчатых щитов

Снежные отложения у решетчатых щитов

Деревья и кустарники, посаженные вдоль дорог, тоже уменьшают скорость метельного потока, и снег отклады­вается прежде, чем дойдёт до дороги.

Недостатком решетчатых щитов, задерживающих снег, является то, что они перестают работать, как говорят, отрабатываются, когда снежные валы полностью за­кроют преграду. Поэтому щиты время от времени откапы­вают и переставляют на вершину снежного вала.

Метели иногда бывают такими сильными и продолжи­тельными, что щиты отрабатываются раньше, чем их удаётся переставить. В этом случае дорога в течение некоторого времени остаётся незащищённой, и на ней образуются заносы.

Советские инженеры-железнодорожники пришли к вы­воду, что лучше не задерживать снег перед дорогой, а поста­раться помочь ему беспрепятственно перенестись через нее. В 1930 году был сконструирован щит, не снижающий, а наоборот, увеличивающий скорость метельного потока. Над откосами дорожных выемок устанавливаются на высоких столбах наклонные досчатые экраны или, как их называют, надоткосные щиты (рис. 18). Эти щиты вместе с земляным откосом выемки образуют нечто вроде раструба, обращенного широким концом навстре­чу ветру.

Схема работы надоткосных щитов

Схема работы надоткосных щитов

Метельный поток врывается в раструб и, проходя к су­живающемуся концу, сильно увеличивает свою скорость. Вследствие этого в выемке образуется устойчивое воздушное течение в том же направлении, какое имеет ветер перед выемкой. Снег проносится через дорожное полотно, под­нимается по противоположному откосу выемки и уходит в поле.

Снег проносится через дорожную выемку при усло­вии, если ветер подходит к дороге под углом, близким к прямому, и если снег не сырой. Поэтому надоткосные щиты получили распространение только в местностях с редкими оттепелями и с устойчивыми зимними ветрами, дующими под прямым углом к дороге.

Различные типы щитов могут предохранить дорогу только от снега, который переносится ветром со стороны, да и то не полностью.

Для удаления снега, попадающего на дорогу сверху или пропущенного щитами, применяют различные приспособ­ления и машины.

Простейшим приспособлением для очистки автомобиль­ных дорог является деревянный клинообразный угольник, прицепляемый к трактору или автомашине. Если угольник тянет автомашина, то очистку необходимо производить пока снега на дороге немного; трактор же проходит и по толстому слою снега. Угольник удаляет снег с дороги, собирая его в валы по обеим сторонам дороги.

Более усовершенствованные снегоочистители делаются в виде больших металлических плугов; они подвешиваются впереди автомашины или трактора, а сбоку приделывается ещё металлическое крыло, отодвигающее снег дальше (рис. 19).

Автомобильный плужный снегоочиститель

Автомобильный плужный снегоочиститель

Такие же снегоочистители, только ещё более мощные, применяются на железных дорогах.

Плужные снегоочистители, так же как и угольники, счи­щая снег с дороги, сдвигают его в стороны в виде валов. Это неудобно, так как снежный вал может достигнуть больших размеров, и тогда его трудно отодвинуть дальше в сторону, особенно, если он смёрзнется и обледенеет. Кроме того, такой вал, подобно щиту, задерживает снег, переносимый метелями, и может стать причиной ещё более сильного за­носа дороги. Поэтому валы удаляют специальным снегоочистителем, который отбрасывает снег по воздуху на рас­стояние до 25 метров (рис. 20). Такой снегоочиститель назы­вается роторным. Мощный роторный снегоочиститель бросает снег густой веерообразной струёй, и издали кажется, что движется машина, над которой стоит облако белого дыма. Действие роторного снегоочистителя, применяюще­гося на автомобильных дорогах, показано на рисунке 21. Два спиральных винта, по форме такие же, какие ставятся в мясорубках, захватывают снег и подают его к вращающе­муся диску с насаженными на нём лопастями. Диск этот, называемый ротором, вращается с большой скоростью, подхватывает снег и с силой выбрасывает его в воздух через трубу, которую можно поворачивать в ту или другую сторону.

Роторный снегоочиститель в работе

Роторный снегоочиститель в работе

Схема действия роторного снегоочистителя

Схема действия роторного снегоочистителя

Ещё более мощные роторные снегоочистители, устанав­ливаемые на паровозах, применяются для очистки от снега железных дорог.