5 months ago
No comment

Sorry, this entry is only available in
Russian
На жаль, цей запис доступний тільки на
Russian.
К сожалению, эта запись доступна только на
Russian.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Снежный покров сильно изменяется во время мете­лей. При первом же ветре рыхлый свежевыпавший снег приходит в движение, начинает переноситься ветром и отлагаться в другом месте. В ясный зимний день, порой на большом расстоянии, бывают захметны снежные струи, бегущие по полям. Снег как бы дымится в тех местах, где бегут струи. При более сильном ветре кажется, что по снежному полю стелется густая ватная масса. Это — позёмок.

По мере усиления ветра переносимый снег поднимается выше и выше, даль затягивается снежной дымкой, в которой извиваясь движутся небольшие снежные смерчи. Такое явление называется низовой метелью.

Зачастую низовая метель сопровождается выпадением снега из облаков. Происходит общая или двойная метель. Густые массы снега мчатся отовсюду, слепя глаза. Свирепствует ветер, быстро растут сугробы у домов и заборов.

Метели переносят с места на место громадные количества снега. Снегом заносит железные и автомобильные дороги. Расчистка снежных заносов представляет порой большие трудности. На рисунке 4 показана автомобильная дорога после расчистки; посмотрите, как много снега пришлось от­бросить с дороги.

Автомобильная дорога, расчищенная после метели

Автомобильная дорога, расчищенная после метели

В открытых равнинных местностях метели достигают большой силы. Инженер Н. Е. Долгов описал метель, разы­гравшуюся в Донбассе в январе 1907 года. Метель сопро­вождалась густым снегопадом. Было около 30° мороза, и дул крепкий штормовой ветер. Скорость ветра была равна 22—29 метрам в секунду. При такой скорости давление ветра составляет 40—50 кг на квадратный метр поверхности; это значит, что ветер давит на пытающегося итти ему навстречу путника с силой, приблизительно равной половине веса человека (ветер такой силы зачастую валит телеграф­ные столбы). Метель несла такую массу снега, что даже днём, на расстоянии нескольких метров, ничего не было видно. Ветер срывал установленные у железнодорожной линии щиты и перебрасывал их на другую сторону пути или совсем ломал щиты вместе с кольями, к которым они были привя­заны. Во многих местах на железной дороге образовались сильные заносы: снежные сугробы были очень плотными, и движение поездов прекратилось. Часть поездов встала на станциях, а часть —в поле, где их застигла буря. Жители близлежащих сел, застигнутые бурей в степи, замерзали.

Н. Е. Долгов писал, что в эту метель было очень тя­жело дышать: «Воздух пролетает мимо рта и обмен отра­ботавшегося кислорода в лёгких становится затруднитель­ным. Поэтохму появляется усиленное желание вдыхать новый воздух, но в то же время рот невольно закрывает­ся вследствие непривычно сильного охлаждения воздуха. Нельзя пройти 10—15 шагов, не задыхаясь и не останавли­ваясь от удушья и непосильного напряжения лёгких».

5-го декабря 1906 года на станции Пологи, тоже в Дон­бассе, во время одной из таких снежных бурь ветер сбра­сывал крыши, открывал двери в домах. Со станционных путей ветер выдул около 3000 кубометров песка и отнёс его в сторону на расстояние в 60 метров. Ещё более свирепые снежные вьюги разыгрываются в полярных тундрах. Жители тундры называют метель пургой.

Пурга обычно бывает и сильной, и продолжительной. Во время такой пурги люди не могут работать на открытом воздухе и зачастую вовсе не покидают своих жилищ из опа­сения заблудиться и замёрзнуть. Если снег при пурге не­много влажен, то он облепляет лицо человека или голову животного, а затем пре­вращается в лёд; лёд быстро нарастает, обра­зуя ледяную маску, плот­но прилегающую к коже, бороде, бровям, ресни­цам (рис. 5). Чтобы не задохнуться и иметь воз­можность видеть, нужно непрерывно обламывать лёд, а это очень болез­ненно. Иногда путники выбиваются из сил в борьбе с непрерывным на­растанием ледяной маски и гибнут от удушья.

Леляная маска образованная пургой

Леляная маска образованная пургой

По рассказам очевид­цев при пурге от ударов оледенелых снежных ча­стиц перетирались верёв­ки, ржавые цепи со­бачьих упряжек отполи­ровывались до блеска, а на деревянных вещах про­тачивались узоры (более нежные части поверхностного слоя древесины были как бы выскоблены снегом на глу­бину свыше 3 мм).

Наблюдатели метеорологических станций в тундре, вы­ходя к своим приборам во время пурги, обвязываются ве­рёвкой, чтобы не потерять дорогу; на путь в несколько десятков метров они иногда затрачивают более часа. Изве­стен случай, когда наблюдатель, не принявший мер предо­сторожности, был унесён ветром на расстояние 150 метров от метеостанции и лишь с большим трудом вернулся обратно.