3 years ago
No comment

Sorry, this entry is only available in
Russian
На жаль, цей запис доступний тільки на
Russian.
К сожалению, эта запись доступна только на
Russian.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Все, что попадает в воздух, рано или поздно возвра­щается на землю, чтобы принять участие в природ­ных процессах, происходящих в почве и воде.

Барри Коммонер. Замыкающийся круг

В нашей стране в течение одного только года в воз­дух выбрасывается 143 миллиона тонн загрязняющих веществ. Используя атмосферу в качестве своеобраз­ной свалки, мы непроизвольно оказываем влияние на погоду и условия поступления солнечной радиации.

Дж, Л. Милер, Хаос и охрана природы

 

Нe надо быть экспертом, чтобы понять, загрязнен ли воздух. В некоторых районах частички смога всту­пают в соединение с глазной жидкостью и образуют слабый раствор серной кислоты, вызывающей сильное раздражение глаз. Концентрации некоторых окислов в воздухе иногда настолько велики, что это приводит к порче женских нейлоновых чулок. Смог разрушает даже гранит, за несколько десятилетий уничтожая древ­ние письмена, тысячелетиями сопротивлявшиеся воз­действию пустыни и солнцу Ближнего Востока. Лос-анджелесский смог уничтожает сосны в горах Сан-Бернардино, расположенных далеко к востоку от города; к 1970 году погибло около 40% общего числа деревьев.

Наиболее загрязнен воздух в центральных районах городов. В кварталах, населенных беднотой, концентра­ция окиси углерода на 30% выше, чем в районах, где живет более богатая часть населения. Современные очи­стные системы позволяют улавливать большинство вред­ных выбросов. Однако это стоит денег и, следовательно, вызывает сопротивление как промышленников, так и городских властей.

В то же время па отделку резиденции губернатора и зданий палаты представителей и сената во Флориде в 1970 году было истрачено больше средств, чем на нужды агентства штата по контролю за загрязнением воздуха и воды.

В Джэксонвилле принадлежащая городским властям электростанция интенсивно загрязняет воздух выбро­сами серы. 80% двуокиси серы, поступающей в воздух Джэксонвилля, приходится на долю объектов, которые находятся в ведении муниципалитета. Между тем го­родские власти мечут громы и молнии в адрес частных компаний, загрязняющих атмосферу, забывая при этом о своей собственной ответственности. Власти Нью-Йор­ка чаще других нарушают правила охраны чистоты воздуха, которые сами же и устанавливают. Виной то­му городские предприятия по сжиганию мусора.

Как правило, прибыли в металлургической промыш­ленности получают держатели акций, живущие вдали от промышленных районов. Так, владельцы сталепла­вильных предприятий в Бирмингеме (штат Алабама) живут па севере Соединенных Штатов и не заботятся о чистоте воздуха в городе.

Местные же органы контроля за загрязнением воз­духа находятся под сильным влиянием предпринима­телей. Правда, это влияние не носит характера подкупа и основано на стремлении добиться процветания мест­ной промышленности. И все же, поскольку атмосфер­ные условия ухудшаются, а дымная нелепа продолжает заслонять солнце, органы местного управления начина­ют действовать. В авангарде находятся власти Аризо­ны, Иллинойса, Мэриленда, Мичигана, Невады, Ныо-Джерси и Орегона.

Более серьезную угрозу представляет загрязнение воздуха выхлопными газами автомобильных и авиаци­онных моторов. Сейчас уже существует федеральный закон, предоставляющий широкие возможности для осу­ществления контроля за загрязнением. В соответствии с законом о чистом воздухе, принятым в 1970 году, выбросы окиси углерода и углеводородов двигателями легковых автомобилей должны быть сокращены к 1975 году по крайней мере на 90% по сравнению с до­пустимым уровнем 1970 года, а выбросы окислов азота должны сократиться не меньше чем на 90% по срав­нению с нормами 1971 года. Однако новый закон дает возможность оттянуть на год введение этих стандартов для новых автомашин.

Главная сложность состоит в том, успеют ли за это время осуществить соответствующие усовершенствова­ния двигателя внутреннего сгорания. Имеются и другие пути, однако эксперты отрицают возможность замены двигателя внутреннего сгорания принципиально новым механизмом к 1975 году.

Закон 1970 года предоставляет федеральному пра­вительству право контроля за соблюдением стандартов выбросов вредных веществ новыми автомобилями, а властям штатов — аналогичные права в отношении по­держанных автомашин. По определению федерального правительства «подержанным автомобилем» считается машина, бывшая в употреблении более 5 лет или про­шедшая 50 тыс. миль. Но стандарты отдельных штатов могут быть более или менее жесткими.

В целях обеспечения соблюдения федеральных стан­дартов по выбросам вредных веществ в воздушную среду установленных новым законом, Агентству по охране окружающей среды (ЕРА) предоставлено право контроля за соответствием двигателей предусмотренным ха­рактеристикам уже па сборочном конвейере; в случае какого-либо несоответствия разрешение на их произ­водство может быть аннулировано.

Завод изготовитель гарантирует покупателю соот­ветствие автомашины стандартам ЕРА в течение 5 лет или на 50 тыс. миль пробега. В случае обнаружения, дефектов до истечения срока гарантии ремонт произво­дится за счет фирмы. Однако правило об обязательном предоставлении такой гарантии вступит в силу только тогда, когда ЕРА разработает надежную систему кон­троля за соответствием выброса вредных веществ авто­мобильными двигателями установленным нормам. Сроки ввода в действие такой системы контроля со сто­роны ЕРА, однако, не были установлены конгрессом.

Закон 1970 года регламентирует все виды загрязне­ния воздуха, а не только выбросы автомобильного тран­спорта. В сферу действия закона входят также выбро­сы в атмосферу промышленных и муниципальных пред­приятий.

Закон 1970 года устанавливает федеральные стан­дарты (первичные и вторичные) качества воздуха для отдельных районов, которые могут не совпадать с гра­ницами штатов. Цель первичных районных стандартов заключается в «охране общественного здоровья», вто­ричных — в «охране общественного благосостояния». Понятие «средняя» норма загрязнения воздуха для оп­ределенной территории означает, таким образом, что в отдельных местах допускается и более сильное загряз­нение воздуха.

Власти штатов обязаны в течение 9 месяцев пред­ставить на рассмотрение планы мероприятий по выпол­нению первичных и вторичных стандартов. Планы по обеспечению первичных стандартов должны быть вы­полнены за три года, однако по просьбе губернатора штату может быть предоставлена отсрочка еще на два года. Планы претворения в жизнь вторичных стандар­тов должны быть рассчитаны «на разумный период вре­мени», но могут быть продлены еще на 18 месяцев.

В то время как федеральный план предусматривает средние районные стандарты, соответствующие планы штатов будут определять нормы выбросов для каждого источника загрязнения в отдельности. Власти штатов будут устанавливать стандарты для существующих предприятий, находящихся под контролем федеральных властей. Если же фабрика еще не вступила в строй, губернатор штата может просить для нее отсрочки на год.

При строительстве новых предприятий должны со­блюдаться федеральные стандарты выбросов, которые вступают в силу через 90 дней со дня пуска предприя­тия или же с отсрочкой «до двух лет». Президент мо­жет предоставить дополнительную отсрочку еще на два года, затем еще на два и так до бесконечности. За ис­ключением новых автомобилей, добавок к топливу и самолетов, власти штата осуществляют полный конт­роль над загрязнением воздуха при условии, что стан­дарты штатов будут «не менее жесткими», чем феде­ральные.

В апреле 1971 года ЕРА обнародовало националь­ные районные стандарты качества воздуха по содержа­нию таких веществ, как окислы серы, твердые частицы, окись углерода, фотохимические оксиданты, углеводо­роды и двуокись азота, а в августе 1971 года — прави­ла, регулирующие соотношение федеральных стандар­тов со стандартами штатов. Хотя установление полного контроля за загрязнением воздуха намечено на 1975 год, вряд ли эта цель будет достигнута. Нажим монополий на ЕРА был столь силен, что привел к отказу от од­ного из главных принципов — обязанности предприни­мателей использовать все имеющиеся в их распоряже­нии технические средства для контроля за загрязне­нием воздуха. Таким образом, рубежи сражения за чи­стый воздух перемещаются с федерального уровня на уровни отдельных штатов. По крайней мере теорети­чески власти штатов вправе устанавливать более жест­кий контроль за загрязнением воздуха, чем федераль­ные органы.

В начале 1972 года в двух штатах — Монтане и Аризоне — были введены более жесткие регламентации по выбросу загрязняющих веществ, чем соответствую­щие стандарты ЕРА. Это вызвало сильное недовольство медеплавильных компаний, главных виновников загряз­нения воздуха, которые потребовали их пересмотра или утверждения преимущественного действия федеральных стандартов. В связи с этим Бен Уэйк, ответственный за контроль за загрязнением воздуха в Монтане, заявил, что если будут применяться федеральные стандарты, то «грязь покроет всю страну». Медеплавильные компа­нии Аризоны грозят закрыть свои предприятия, если в штате не будут приняты более мягкие стандарты. Пресса, как правило, поддерживает предпринимателей, а опросы общественного мнения свидетельствуют, что широкие слои населения выступают против загрязне­ния воздуха. Когда книга была уже в печати, стало известно, что отдел здравоохранения Аризоны предста­вил на рассмотрение законодательного органа штата проект ослабления контроля за выбросами загрязняющих веществ в воздушную среду. Если медеплавильные компании выиграют этот раунд и добьются смягче­ния существующих регламентации, возникает вопрос: не придется ли ЕРА устанавливать более жесткие стан­дарты?

Несмотря на то что стоимость мероприятий по пре­дотвращению загрязнения воздуха промышленными предприятиями обычно выражается миллиардными сум­мами, подсчитано, например, что проведение таких ме­роприятий на электростанциях повысило бы сумму ежемесячного счета за электричество не более чем на 10%.

По-видимому, предприниматели будут стремиться в такие штаты, как Западная Виргиния, где почти отсут­ствует контроль за загрязнением воздуха и откуда вредные примеси переносятся воздушными потоками в соседние штаты. Так, в 1971 году фермеры Мэри­ленда, специализирующиеся на выращивании новогод­них елок, заявили протест в связи с тем, что выбросы электростанций Западной Виргинии наносят ущерб их хозяйствам.

Положения закона 1970 года кажутся жесткими лишь на первый взгляд. При тщательном анализе ста­новится очевидным несовершенство этого закона, предо­ставляющего немало возможностей хотя бы временно уклоняться от соблюдения стандартов качества возду­ха. Текст его составлен таким образом, чтобы прежде всего удовлетворить представителей истэблишмента.

Хотя власти Калифорнии обладают полномочиями устанавливать контроль за выбросами находящихся в эксплуатации автомобилей, этот самый задымленный штат тщетно ожидал введения эффективного федераль­ного контроля, так как на его пути стояли препятствия политического и технического характера. Таким обра­зом, главным виновникам загрязнения воздуха — авто­мобильным, а также авиационным концернам — пока удается избежать ответственности.

Не загрязняющий среду двигатель для сверхзвуко­вых воздушных лайнеров уже разработай, с автомо­бильными двигателями дело обстоит пока не столь ус­пешно. И снова все упирается в политические и эко­номические соображения: существуют опасения, что увеличение налогов па новые автомобили приведет к неблагоприятным экономическим последствиям. Поли­тическое давление со стороны нефтяных концернов бы­ло столь сильным, что сделало невозможной конкурен­цию паровых машин и электромобилей с автомашина­ми на жидком топливе. Нажим монополий направлен на сохранение статус-кво. Подробно об этом говорится в докладе Надера «Исчезающий воздух».

Однако японская фирма «Хонда», по-видимому, уже разработала не загрязняющий воздушную среду ротор­ный двигатель на бутане, пропане или метане. Этот двигатель называют революционным, решающим про­блему загрязнения воздуха без использования громозд­кого и дорогостоящего оборудования.

В то время как книга находилась в печати, продол­жалась кампания за ослабление стандартов выброса окислов азота, которые слишком сложно контролиро­вать и которые, по-видимому, представляют наиболь­шую опасность для молодых растений и здоровья чело­века. Лоббистская пропаганда утверждает, что новые ограничения увеличат цены на автомобили по крайней мере на 775 долларов; очевидно также, что жесткий контроль за загрязнением воздуха повлечет увеличение расходов по эксплуатации автомашин и усложнит уп­равление ими. Отсюда ясно, что новый тип двигателя необходимо создать как можно быстрее. Магнаты Дет­ройта, кажется, забывают, что самое важное — чистый воздух, а уже затем — расходы покупателей автомобилей и в последнюю очередь — прибыли автомобильных концернов и нефтяных компаний.

Конгрессмен Реусс недавно заявил, что федераль­ная программа борьбы с загрязнением воздуха демон­стрирует свою несостоятельность уже в течение 13 лет. В настоящее время в Фоур-Корнерз (Фрутленд, штат Нью-Мексико, где сходятся границы штатов Колорадо, Аризона, Юта и Нью-Мексико), Сан-Хуане (штат Нью-Мексико, близ границы Аризоны и Колорадо), Навахо (штат Аризона, у границы со штатом Юта), Мохаве (штат Калифорния, неподалеку от границы со штатом Аризона) и в штате Юта близ Кайпаровитц и Хантингтонского каньона действуют и строятся тепловые элект­ростанции на угле, которые будут снабжать электро­энергией Лос-Анджелес и другие крупные города. Уп­равление энергосистемой Фоур-Корнерз осуществляет Западное объединение по энергоснабжению и электро­передаче (WEST), объединяющее около 20 разроз­ненных частных и государственных энергетических объектов.

К счастью, эти электростанции находятся вдали от крупных городов, однако работают они на низкосорт­ном дешевом угле, при сжигании которого выбрасыва­ется большое количество сажи, двуокиси серы в окиси азота. Администрация электростанций не проявляет ин­тереса к установке оборудования для контроля выбро­сов этих веществ, поскольку это стоит денег. Таким образом, по завершении строительства комплекса электростанции они будут загрязнять окружающую среду на обширной территории, включающей 6 националь­ных парков, 28 памятников природы, в том числе Боль­шой каньон, озера Мид и Пауэлл, а также историче­ские территории индейских племен.

Одна из этих электростанций выбрасывает в атмо­сферу больше твердых частиц, чем предприятия Нью-Йорка и Лос-Анджелеса вместе взятые. Загрязнение достигает даже Альбукерке, находящегося от нее в 150 милях. Когда вступят в строй все 10 или 20 плани­руемых электростанций, неповторимое голубое небо на­шего Юго-Запада будет постоянно затянуто дымовой завесой.

Сенатор от штата Нью-Мексико Джозеф Монтойя заявил по этому поводу: «Мы в Нью-Мексико гордимся нашим необычайно чистым воздухом. И мы не хотим стать экономической колонией какого-либо другого штата».

На электростанции в Мохаве сжигается 10 тонн уг­ля в минуту, или 5 млн. тонн в год. Ей ежеминутно необходимо 2—4 тыс. галлонов воды, которую через скважины глубиной до 2 тыс. футов выкачивают из подземных источников, питающих реки Навахо и Хопи. Смесь угля и воды поступает на станцию по подземному 19-дюймовому трубопроводу длиной 274 мили. Этот образец достижений современ­ной технологии и инженерного искусства беспощадно опустошает запасы воды в и без того засушливом райо­не.

Водные ресурсы будут исчерпаны до капли. В ре­зультате добычи ископаемых открытым способом стра­на кактусов и перекати-поля превратится в каменистую пустыню. Здесь наши прапраправнуки увидят нагляд­ный пример полного уничтожения природы.

Каким же будет загрязнение окружающей среды, коим мы будем платить за этот новый источник энер­гии? Не слишком ли высока цепа так называемых «пот­ребностей», на удовлетворение которых мы расточи­тельно расходуем электроэнергию?

За загрязнение окружающей среды, вызванное соз­данием Юго-западной энергосистемы, ответственны три федеральных агентства: Бюро по делам индейцев, раз­решающее аренду индейских территорий, Бюро по зем­лепользованию, поставляющее уголь электростанциям, и Федеральное бюро мелиорации, в компетенцию кото­рого входят следующие обязанности:

1) управление гидроэлектростанциями, конкурирую­щими с тепловыми;

2) снабжение тепловых электростанций WEST во­дой для охлаждения;

3) заключение контрактов на поставку воды отдель­ным членам WEST, которые оговаривают себе пра­во оборудования электростанций трубами для выброса загрязнений в атмосферу;

4) оно является крупнейшим (одна четвертая часть) потребителем электроэнергии, вырабатываемой теплоэлектростанцией в Навахо;

5) в то же время бюро ответственно за проведение мероприятий по улучшению качества вод, охране рыб и дикой природы, развитию рекреации.

Вероятно, весьма затруднительно выполнять столь противоречивые функции. Но для бюро, как и для лю­бого организма, характерно стремление выжить любой ценой. Простейший же путь к этому заключается в непрерывном сочинительстве всевозможных проектов. Не правда ли, достаточно наглядная иллюстрация к закону Паркинсона.

Таким образом, три федеральных агентства яв­ляются создателями проекта, которому суждено пре­вратить чистый, искрящийся воздух нашего Юго-Запада в смрадный смог.