2 years ago
No comment

Sorry, this entry is only available in
Russian
На жаль, цей запис доступний тільки на
Russian.
К сожалению, эта запись доступна только на
Russian.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

АБИССАЛЬ — равнины морского дна и толща воды на глубинах более 1000 м.

АВТОСУСПЕНЗИЯ — взмучивание поверхностного слоя во время опол­зающих или обвалившихся толщ морских илистых отложений.

АЛЛЮВИЙ — речные наносы.

АГЛОМЕРАТ — рыхлое скопление разнородных частиц, удерживаемых силами сцепления. В данном случае это тончайшие частицы ила.

БИССУС — прочные хитиновые нити, которыми сидячие моллюски при­крепляются к субстрату (подстилающей поверхности).

БЮДЖЕТ НАНОСОВ — это бюджет определенного протяжения морского берега или участка дна — суммирование статей поступления и потерь нано­сов, обычно за год.

ГАЛС — отрезок пути корабля, пройденный в одном направлении. Более широко, как в данном случае, галсом можно называть вообще маршрут судна на небольшом расстоянии.

ДЕТРИТ — бесформенные и бесструктурные сгустки, в данном случае органического вещества.

ДИАСТРОФИЗМ — устаревший термин для обозначения крупных и сложных массовых подвижек горных пород в толще земной коры.

ДИФФЕРЕНТОВКА — перекачка воды из одних емкостей в другие, для того чтобы киль лодки занял горизонтальное положение.

КАБЕЛЬТОВ — мера длины в 0,1 морской мили (185 м).

КОНГЛОМЕРАТ — горная порода, состоящая из сцементированной гальки или валунов.

КОНТРФОРСЫ — подпорные стены, расположенные в поперечном напра­влении к внешней стороне здания.

КРЕНОМЕТР — прибор, показывающий в любой момент времени угол наклона корабля к горизонтальной плоскости.

КЮВЕТА — небольшая прямоугольная ванночка, применяемая при лабораторных работах, в частности при проявлении фотоотпечатков.

КАРРЫ — мелкие неправильные, но достаточно глубокие ямки и щели в известняках, создаваемые растворяющим действием воды.

КОНУС ВЫНОСА — накопление наносов против выхода горных рек на равнину. Аналогичные формы найдены на морском дне перед устьями под­водных каньонов.

ЛАГ — прибор для определения скорости хода судна. Механический лаг состоит из вертушки-пропеллера и счетчика его оборотов за единицу вре­мени.

ЛАМИНАРИИ — бурые прочные водоросли, слоевище которых имеет форму узких лент длиной до 3 м и более.

МИЛЯ — морская — 1852 м.

МОРСКОЙ СНЕГ — мелкие взвешенные частицы, преимущественно хлопья органического вещества, которые формируются и присутствуют в толще морской воды.

ОФИУРЫ — один из классов типа иглокожих животных. Отличается от морских звезд тем, что ее лучи подвижны.

РЕПЕРА — опорные точки при топографических съемках. Положение реперов точно определено в астрономических или условных координатах. В сети реперов их взаимные расстояния и направления установлены с макси­мальной точностью, зависящей от масштаба карты.

СИАЛИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА земли — слой, состоящий из «кислых» пород, в которых преобладают кремний (силиций) и алюминий.

СУСПЕНЗИЯ — взвесь твердых частиц в жидкости. Одной из разновид­ностей является мутная вода.

ТАЛЬВЕГ — наиболее глубокая часть долины — ее ось или ложе.

ТЕТРАПОДЫ — фигурный массив из бетона (буквально четырехножка). Форму его легко представить, так как каждая нога образует как бы продол­жение одного из углов равносторонней трехгранной пирамиды.

ТРАВЕРС — направление на какой-либо предмет, перпендикулярное курсу судна. Иногда употребляется в смысле пересечения чего-либо. В дан­ном случае галс судна поперек осей каньонов.

ФАШИНЫ — пучек хвороста, перевязанный проволокой.

ЭРОЗИЯ — процесс врезания речных долин и мелких водотоков.