10 months ago
No comment

Sorry, this entry is only available in
Russian
На жаль, цей запис доступний тільки на
Russian.
К сожалению, эта запись доступна только на
Russian.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Охрана окружающей среды — сравнительно новая многоплано­вая проблема, к решению кото­рой государства приступают до­ступными им формами и метода­ми, с учетом остроты тех или иных ее аспектов на террито­рии конкретного государства или в более обширных регионах. Уже в 70-е гг. задачи, связанные с охраной окружающей среды, почти повсеместно упоминались в бюджетах государств, в народ­нохозяйственных планах социа­листических государств, в отчетах о деятельности крупных корпора­ций.

Комплексный характер пробле­мы, ее масштабы и связь с раз­личными сферами экономики, научно-технического развития, государственным механизмом, а также с социальными процессами обусловили осторожность, с кото­рой государства приступают к планированию и реализации меро­приятий по охране окружающей среды. Естественно, нельзя пред­полагать, что эти мероприятия можно построить на пустом мес­те, игнорируя имеющийся эконо­мический и научно-технический потенциал и прежде всего бога­тый исторический опыт создания и использования новой техники для решения задач, появлявших­ся на различных этапах истории общества.

Можно назвать наиболее важ­ные условия и предпосылки, ко­торые, по мнению специалистов, определяют успех мероприятий по охране биосферы планеты. Главными из них являются: обя­зательный и постоянный учет сте­пени антропогенного воздействия на основные элементы биосферы и ландшафтной сферы Земли, вы­явление причин разрушительного воздействия и по возможности полное искоренение его источни­ков, тщательное исследование со­вместными усилиями представи­телей различных наук вероятных экологических последствий науч­но-технических и хозяйственных проектов будущего и разработка средств и методов их смягчения или нейтрализации, воспитание активной мировоззренческой по­зиции по вопросам охраны при­роды у всех членов общества.

Большую работу по изучению природы планеты, ее недр в тече­ние многих веков вели географы, геологи, ботаники, представители других научных специальностей. Современная космическая техника позволяет собрать и систематизи­ровать данные, необходимые для объяснения местных природных особенностей, сопоставить регио­нальные характеристики различ­ных районов материков и океанов планеты.

Исследования из космоса позво­лили ученым уточнить сходства и отличия геологических, биологи­ческих, океанографических, атмо­сферных и почвенных характери­стик различных участков Земли. Таким образом, могут быть сде­ланы более обоснованные выводы о характере эволюции процессов, происходящих в атмосфере плане­ты, в глубинах морей и океанов, на поверхности и в недрах мате­риков, без чего невозможен успех мероприятий по охране окружаю­щей среды.

Однако использование во всей полноте возможностей новой техники, равно как и ограничение вредных «нагрузок» на природ­ную среду, зависит не столько от объективных особенностей совре­менного научно-технического по­тенциала, сколько от тех целей, в первую очередь политических, для достижения которых государ­ства создают и используют новую технику.

Всемирная стратегия охраны природы, независимо от того, какие конкретные пункты по ее реализации изберут для себя от­дельные государства, может при­нести успех лишь в случае посту­пательного продвижения по всем основным линиям взаимодействия общества и природы. Главные задачи в этой области достаточно хорошо известны, а повседнев­ная деятельность многочислен­ных научных учреждений и орга­низаций различных стран позво­ляет уточнять и корректировать их в соответствии с меняющимися специфическими условиями в от­дельных государствах, крупных регионах и на планете в целом. Однако как бы совершенна ни была программа совместных дей­ствий в области охраны природы, ее успешная реализация, а следо­вательно, и прогресс в гармони­зации всей системы отношений общества и природы требует спе­циальных усилий: включения этих задач в повседневную деятельность государств, организации крупных национальных программ по уменьшению масштабов и сокращению разрушительного воздействия антропогенных нагру­зок на природу, а иногда и реор­ганизации экономической инфра­структуры государства с учетом принципов рационального приро­допользования. Добиться этого можно лишь в результате приня­тия политических решений на выс­шем государственном уровне. Экологические проблемы должны стать неотъемлемым элементом политического процесса, а не обсуждаться эпизодически по ме­ре их обострения в том или ином государстве.

Позиция конкретных государств в этом вопросе самым непосред­ственным образом связана с их общественным строем. Преиму­щества социализма в постановке и решении сложных задач охраны природы как в рамках отдельных государств, так и в межгосудар­ственных отношениях проявляют­ся особенно ярко.

Проблемы охраны природы на деле уже стали важными элемен­тами повседневной политики со­циалистических государств, кото­рые как при решении своих внут­ренних проблем, так и при орга­низации международного сотруд­ничества исходят из следующих фундаментальных принципов: (1) охрана природы становится в со­временных условиях одной из важнейших общегосударствен­ных задач, от решения которой зависит успешное выполнение на­роднохозяйственных планов, бла­госостояние нынешних и будущих поколений; (2) незыблемую осно­ву организации наиболее правиль­ного использования природных богатств, эффективной охраны природы составляет в СССР и других государствах социалисти­ческого содружества социалисти­ческая собственность на землю, ее недра, воды, леса; (3) рацио­нальное использование, сохране­ние и воспроизводство природ­ных ресурсов, бережное отноше­ние к природе — составная часть программы строительства разви­того социализма.

Опыт комплексного планирова­ния и реализации программ по охране окружающей среды в ин­тересах всех трудящихся, имею­щийся в распоряжении социали­стических государств, положите­лен в двух отношениях. Во-первых, на его основе становятся очевид­ными ограниченные возможности капиталистических государств, стремящихся решить эту пробле­му за счет трудящихся, а во-вто­рых, со всей очевидностью проя­вляются широкие возможности использования этого опыта в международных программах с участием государств, предста­вляющих различные социальные системы, а также при создании специализированных междуна­родных организаций, которые должны регулировать совмест­ную деятельность государств по различным аспектам охраны ок­ружающей среды.

Товарищ Л. И. Брежнев в док­ладе, посвященном 60-летию Ок­тября, сказал: «Социалистическая часть мира своим внутренним раз­витием и своим подходом к меж­дународным отношениям дает хороший пример того, какими пу­тями лучше всего решать большие проблемы, встающие перед чело­вечеством». А именно такой боль­шой общечеловеческой пробле­мой является охрана природы планеты. «Но решить их за все человечество она, разумеется, не может. Здесь необходимы целе­устремленные усилия народа каждой страны, необходимо ши­рокое и конструктивное сотрудни­чество всех стран, всех народов» (Брежнев Л. И. Великий Октябрь и прогресс человечества. М., Политиздат, 1977, с. 30). Следовательно, успех мероприя­тий по охране природы и сохра­нению биосферы планеты зави­сит от повышения роли экологи­ческих проблем в системе между­народных отношений, от включе­ния задач охраны природы в раз­ряд неотложных проблем совре­менности.

Позитивные перемены в мире, которые благодаря активной и последовательной политике социа­листических стран и поддержке прогрессивных сил на всех конти­нентах набирают силу, становясь поступательными необратимыми процессами, знаменующими ге­неральные тенденции современ­ного этапа цивилизации, следует расценивать как формирование политических условий, необходи­мых для реализации Всемирной стратегии охраны природы, не­зависимо от того, какие конкрет­ные формы она примет. А этими процессами являются разрядка международной напряженности, реальное разоружение, пере­стройка мировых экономических отношений.

Значительная ответственность в этом плане ложится на наиболее развитые государства, создав­шие мощные экономические и научно-технические потенциалы и пользующиеся большим автори­тетом у других стран.

Складывавшиеся в течение послевоенных десятилетий в ведущих капиталистических государ­ствах взгляды о необходимости и целесообразности разрешать меж­государственные конфликты и разногласия преимущественно путем применения военной силы стали материальной предпосыл­кой для углубления в этих госу­дарствах тенденции к односто­роннему использованию достиже­ний науки и техники, экономиче­ских и людских ресурсов в сфере производства оружия и другой военной техники. И тот факт, что гонка вооружений до сих пор еще не остановлена, не только омрачает современные междуна­родные отношения, но и обора­чивается реальной угрозой тем положительным итогам, которые уже имеются в области политиче­ской разрядки, а следовательно, тормозит переход к решительным действиям по охране природы в масштабах крупных регионов и всей планеты.

Стремление Советского Союза и других социалистических госу­дарств при поддержке миролю­бивых сил планеты сделать мир­ное сосуществование и взаимовы­годное сотрудничество поступа­тельным и необратимым процес­сом современности основывается на тщательном анализе новых явлений в международных отно­шениях и в мировой экономике, беспокоящих многие страны. И одна из актуальнейших проблем такого рода — сохранение приро­ды на благо живущих и будущих поколений.

Действительно, только постоян­ное улучшение мирового поли­тического климата, укрепление доверия в межгосударственных отношениях, расширение и совер­шенствование международного сотрудничества смогут положить конец многолетней деятельности ряда капиталистических госу­дарств, усилиями которых созда­ны арсеналы оружия, способного многократно уничтожить все жи­вое на планете и оставить после себя безжизненные ландшафты. А ведь за десятилетия форсиро­ванной гонки вооружений были бесцельно растрачены огромные природные и людские ресурсы, которые могли бы быть направле­ны на решение актуальных соци­ально-экономических проблем, в том числе на цели рационального природопользования.

Благодаря разрядке напряжен­ности были достигнуты заметные успехи в развитии международно­го сотрудничества между стра­нами с различным обществен­ным строем в области охраны окружающей среды. В течение сравнительно короткого истори­ческого периода была создана достаточно разветвленная систе­ма органов международного со­трудничества — от всемирного до двустороннего уровня, главными составными элементами которой являются:

центральные учреждения ООН, в первую очередь Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП);

специализированные учрежде­ния ООН (ЮНЕСКО, Всемирная организация здравоохранения, Всемирная метеорологическая ор­ганизация, Продовольственная и сельскохозяйственная организа­ция), а также Международное агентство по атомной энергии;

межправительственные регио­нальные программы сотрудниче­ства (главным образом на базе региональных экономических ко­миссий ООН, и в первую очередь европейской);

межправительственные субре­гиональные программы сотрудни­чества (СЭВ, Европейское эконо­мическое сообщество, Органи­зация экономического сотрудни­чества и развития);

межгосударственные многосто­ронние программы (например, по охране от загрязнений Рейна и Дуная, Балтийского, Средиземно­го, Северного морей и т. д.);

двусторонние межправительст­венные соглашения;

многосторонние проекты непра­вительственных, в первую очередь научных, организаций;

сотрудничество на двусторон­ней и многосторонней основе не­правительственного характера, включая коммерческое.

Сложившаяся система междуна­родного сотрудничества в обла­сти охраны окружающей среды знаменательна весьма высокой степенью участия правительств в различного рода международных проектах и других совместных мероприятиях. Если в 50-х — 60-х гг. основная инициатива в раз­работке международных приро­доохранных программ принадле­жала неправительственым органи­зациям (международные союзы ученых, различного рода лиги защиты природы, просветитель­ные общества и т. д.), то во вто­рой половине 70-х гг. центр тя­жести этой деятельности переме­стился на. государственные про­граммы, регулируемые межпра­вительственными организациями. Из этого не следует, что сотруд­ничество неправительственных организаций по этим проблемам теряет свое значение и как бы от­ходит на второй план.

В действительности имеет место более сложный и более важный процесс объединения усилий различных сил и организационных форм сотрудничества в области охраны окружающей среды с целью повышения эффективности совместных практических мер на всех уровнях. И если, например, в 60-х гг. деятельность Междуна­родного совета охраны природы носила узкопрофессиональный характер и должна была обеспе­чить в первую очередь возмож­ности для обмена мнениями среди ученых-естественников, изучав­ших состояние ландшафтов и животного мира в различных райо­нах планеты, то XIV Генеральная Ассамблея МСОП собрала не только сотни делегатов, предста­вляющих различные области науч­ной деятельности, но и предста­вителей правительственных орга­низаций, министерств и ведомств, сотрудников ООН и ряда других международных организаций.

Международные усилия по со­хранению природы становятся все более тесно увязанными меж­ду собой, обращается больше вни­мания на взаимную координацию деятельности самых различных организаций, на оповещение о деятельности друг друга, на на­правление усилий в первую оче­редь на самые приоритетные про­блемы. В частности, в настоящее время в составе МСОП более 40 государств, свыше 110 прави­тельственных организаций, более 240 национальных неправитель­ственных организаций, свыше 20 международных неправительст­венных организаций. Таким обра­зом, эта весьма представитель­ная международная организация, поддерживающая тесную связь с ООН и ее специализированными агентствами, отражает мнение бо­лее 100 государств на всех конти­нентах, решивших вносить свой вклад в столь важное дело охра­ны природы и рационального ис­пользования природных ресурсов.

Заметно расширилось и обога­тилось содержание международ­ного сотрудничества. Деятель­ность, направленная на сохранение всего многообразия «дикой» при­роды, представлявшая в прошлом основной объем сотрудничества, ныне дополняется широкими про­граммами разработки критериев оценки ущерба и экономической эффективности природоохранных мер, проектами, имеющими целью создание технических средств и оборудования по огра­ничению загрязнений и снижению воздействия других форм нару­шения целостности окружающей среды, по восстановлению и со­хранению природных ресурсов. Укрепилась финансовая основа и обеспечение природоохранных программ, к выполнению которых правительства подключают мини­стерства и ведомства, националь­ные научные центры и другие специализированные органы.

Возросшее значение проблем охраны природы и совместной деятельности государств стало причиной создания в системе ООН специализированного органа меж­дународного сотрудничества — Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Решение об этом было принято по рекомендации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей сре­ды, состоявшейся в 1972 г. ЮНЕП имеет полномочия координиро­вать международное сотрудниче­ство по проблемам охраны окру­жающей среды на различных уровнях, а также должен высту­пать с инициативами, касающими­ся постановки новых важных проб­лем в этой области, и привлекать к ним внимание правительств и международных организаций. На первом этапе в деятельности ЮНЕП были выделены следующие основные направления деятель­ности: охрана здоровья человека и обеспечение качества окружаю­щей среды; экологические про­блемы мест поселения, и прежде всего крупных городов; сохране­ние растительности, животного ми­ра и генофонда; защита экосистем материков и борьба с распростра­нением пустынь; экологическое образование, подготовка специа­листов, организация информации по вопросам охраны окружающей среды; защита Мирового океана от загрязнений; развитие энерге­тики и окружающая среда.

ЮНЕП концентрирует свои уси­лия на достижении к 1982 г. сле­дующих конкретных целей. Пер­вую группу составляют цели, которые должны обеспечить аде­кватную оценку изменений окру­жающей среды под действием антропогенных факторов и устано­вить пределы воздействия на био­сферу в процессе деятельности по удовлетворению материальных и духовных потребностей человека. Вторая группа включает цели, свя­занные с управлением качеством природной среды в основных ре­гионах планеты; окружающая сре­да и проблемы социально-эконо­мического развития; разработка принципов и критериев оценки роста производства, научно-техни­ческого прогресса, повышения благосостояния, учитывающих воз­действие на природную среду.

Наиболее значительными счи­таются успехи ЮНЕП в создании всемирной системы сбора и рас­пространения информации о со­стоянии окружающей среды пла­неты («глобальный экологический мониторинг»). Эта деятельность ведется в тесном взаимодействии с ВОЗ, ФАО, а также с МСОП. К 1982 г. международная спра­вочная система «Инфотерра», при­званная объединить национальные средства информации о состоянии природной среды, должна будет обслуживать не менее 100 госу­дарств. Важным средством при­влечения внимания правительств и общественности к актуальным проблемам окружающей среды стали ежегодные доклады ЮНЕП «Состояние окружающей среды», которые в доступной форме из­лагают наиболее острые пробле­мы, требующие совместных дей­ствий государств.

Не вызывает сомнения, что дея­тельность ЮНЕП будет тем эф­фективнее, чем надежнее и шире будет та основа, на которую она опирается: конкретные меры в области охраны природы, кото­рые принимаются отдельными го­сударствами самостоятельно или в рамках двустороннего, многосто­роннего и регионального сотруд­ничества как по линии правитель­ственных, так и неправительствен­ных организаций.

Чтобы мероприятия по охране природы приносили пользу всем странам и народам, деятельность отдельных государств нуждается в координации и гармонизации.

Принимая во внимание глобаль­ные масштабы проблемы охраны окружающей среды, следует при­знать, что наиболее эффективной такая координация будет на самом высоком уровне, т. е. в рамках ООН и специализированных меж­дународных организаций. Можно назвать довольно широкий ком­плекс природоохранных задач, которые по своему характеру больше всего соответствуют функциональной структуре ООН и международных организаций.

Первую группу таких проблем составляют обмен информацией, сбор и анализ данных о состоянии природной среды, представление экспертных оценок по запросу правительств заинтересованных государств, разработка и реализа­ция соответствующих междуна­родных программ, координация международной деятельности, совместное планирование и фи­нансирование.

Во вторую группу входят раз­работка и введение соответст­вующих международных стандар­тов качества окружающей среды, а также построение информацион­ной базы, необходимых для та­кой деятельности; установление норм, регулирующих экологи­ческие аспекты хозяйственной деятельности; распределение расходов и прибылей, связанных с осуществлением научно-техни­ческих программ в области охра­ны окружающей среды.

Третью группу составляют ме­ры, обеспечивающие соблюдение установленных международных экологических стандартов и норм, а также урегулирование конфлик­тов, в том числе наблюдение за исполнением установленных меж­дународных норм с помощью технических средств, введение более адекватных стандартов ка­чества окружающей среды и обес­печение их соблюдения, созда­ние международных органов для рассмотрения и урегулирования конфликтов, разработка системы апелляций и оспаривания установ­ленных экологических норм.

Следует особо выделить воз­растающую роль правовых меха­низмов в деле сохранения и улуч­шения качества природной среды. Многие государства уже создали систему законодательных доку­ментов по охране природы, кото­рая в сочетании со специализи­рованными организациями, при­родоохранными ведомствами (министерства, агентства, госу­дарственные комитеты) призвана обеспечить на регулярной основе реализацию общегосударственной системы мер по охране природы. Все больше сфер хозяйственной деятельности становится объек­том государственного контроля и регулирования в плане воздей­ствия на природу. Естественно, развитие правовых норм взаимо­действия общества и природы идет в пределах национального суверенитета государства, являет­ся его неотъемлемой неприкосно­венной юрисдикцией. Однако в плане сохранения природы круп­ных регионов, где расположено немало государств, или в отноше­нии районов, являющихся общим достоянием человечества (Миро­вой океан, Арктика, Антарктика), международно-правовое регули­рование служит весьма эффектив­ным инструментом. Именно по­этому особо важно, чтобы разра­батываемые международно-пра­вовые нормы базировались на самом передовом опыте, уже на­копленном государствами, и вклю­чали бы не только стандарты ка­чества, процедуры повседневного контроля за теми или иными вида­ми хозяйственной деятельности, но также и весьма актуальные вопросы учета различных пред­ложений по охране природы в перспективном социально-эконо­мическом планировании, обяза­тельные экологические экспертизы разрабатываемых хозяйственных проектов и т. д.

Дальнейшее развитие мероприятий по охране окружающей среды в масштабах планеты будет, естественно, зависеть от того, насколько успешно они будут решаться на глобальном уров­не — в рамках ООН и междуна­родных организаций.

Можно надеяться, что Органи­зация Объединенных Наций смо­жет внести значительный вклад в успешную реализацию мероприя­тий по охране окружающей среды в масштабах планеты, однако не следует забывать, что ее главной функцией является прежде всего решение политических проблем современности, важнейшей среди которых остается сохранение и укрепление мира на планете. Именно поэтому Советский Союз и другие социалистические стра­ны, многие развивающиеся и капи­талистические государства стре­мятся выделить в своей деятель­ности главные краеугольные проб­лемы и приложить максимум усилий для их скорейшего реше­ния. А основной из них в начале 80-х гг. остается разрядка между­народной напряженности. От того, насколько успешно пойдет пре­вращение разрядки в необрати­мый политический процесс, рас­пространяющийся на весь мир, зависит и решение многих других проблем, в том числе проблемы охраны природы.

Народы мира кровно заинтере­сованы в сохранении ресурсов нашего общего дома — планеты Земля. Это требует активного многостороннего международно­го сотрудничества в деле рацио­нального использования природ­ных ресурсов. Органической частью Всемирной стратегии охра­ны природы должна стать настой­чивая и последовательная борьба за переключение средств, поглощаемых гонкой вооружений, на самые срочные меры по сохра­нению и улучшению экологиче­ского баланса, совершенствованию условий жизни и труда всех наро­дов. Последовательный курс Со­ветского Союза на сотрудничест­во в благородном деле охраны окружающей среды подтвердил XXVI съезд КПСС. Принятые на съезде «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981—1985 го­ды и на период до 1990 года» со­держат важный пункт — ак­тивно участвовать в решении международных проблем в об­ласти сырья, топлива и энергетики, продовольствия, охраны окру­жающей среды, мирного освое­ния космоса, использования ре­сурсов Мирового океана и в со­вершенствовании на справедливой и равноправной основе между­народных экономических отно­шений.

Объективная уверенность в ус­пехе благородной миссии сохра­нения природы во многом опре­деляется ростом авторитета идей социализма и коммунизма в мире, постоянным укреплением позиций социализма, который вносит боль­шой позитивный вклад в дело успешного решения задачи по сохранению природной среды.