Внутрішнє протиріччя науки
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.
For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.
Хорошо известно, что возникновение и развитие многих отраслей естествознания вызвано нуждами промышленности, сельского хозяйства, транспорта, необходимостью бороться с болезнями и т. д.
Именно потребностями практики объясняется бурное развитие в наши дни ядерной физики, кибернетики, органической химии и многих других наук, в том числе и наук о Земле. Так, например, открытие радиоактивности в конце XIX в. обратило внимание геологов на урановые руды и минералы, из которых в то время добывался радий. Однако в течение почти всей первой половины XX в. месторождения урана были изучены плохо, уран не привлекал внимания геохимиков. Положение коренным образом изменилось в 40-х годах, когда было доказано практическое значение урановых руд как источника атомной энергии. С этих пор на поиски урановых руд стали отпускаться большие средства. И в результате теперь геохимия урана изучена едва ли не лучше, чем геохимия любого другого элемента, открыты новые минералы урана. Более того, на примере урана удалось установить некоторые общие закономерности геохимии.
Вместе с тем отнюдь не всякое научное открытие обусловлено непосредственными потребностями производства, военного дела и т. д. В этом находит отражение относительная самостоятельность науки.
Так, не было вызвано прямыми запросами практики создание неэвклидовой геометрии Лобачевским, теории относительности Эйнштейном, теории строения атома Нильсом Бором, учения о биосфере Вернадским, вычисление среднего состава земной коры Кларком и т. д.( Но как бы ни возникало научное открытие, какими причинами оно бы ни вызывалось, его дальнейшая судьба теснейшим образом связана с практическим применением).
В наши дни, когда «прогресс науки и техники — это главный рычаг создания материально-технической базы коммунизма», как сказано в Отчетном докладе Л. И. Брежнева на XXIV съезде КПСС, особенно большое значение приобретает именно познание внутренних противоречий науки, которые управляют ее движением вперед. Этот вопрос привлекает много внимания как философов, так и представителей конкретных естественных наук. Ключом к его пониманию, как нам представляется, служит ленинская формула процесса познания объективной истины — «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике..,» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 29, стр. 152—153).
Несомненно, что в основе всякого научного исследования лежит накопление фактического материала, причем к «фактическому материалу», очевидно, следует относить не только данные непосредственных наблюдений в природе, лабораторных экспериментов, но и весь предшествующий опыт науки в данной области, включая установленные законы, подтвержденные теории и т. д.
«Для естествознания, — писал А. Е. Ферсман, — факт, правильно наблюденный, точно описанный и продуманно сопоставленный, составляет основу работы и является залогом успеха» (А. Е. Ферсман. Очерки по минералогии и геохимии. М., Изд-во АН СССР, 1959, стр. 195).
На протяжении всей жизни Ферсман собирал фактический материал по пегматитам, региональной геохимии, среднему составу земной коры. Изучение пегматитов ученый начал на острове Эльба, продолжил его на Урале в районе Мурзинки и в Ильменских горах. Он изучал пегматиты Забайкалья, Хибин и Средней Азии, много раз возвращался к Уралу, во время научных командировок знакомился с пегматитами Швеции и Норвегии. По коллекциям минералов музеев мира Ферсман составил представление о пегматитах Америки, Конго и других стран. Он стал крупнейшим знатоком этих своеобразных тел земной коры, собрал грандиозный фактический материал, вошедший в классическую монографию «Пегматиты».
Сведения о роли камня в истории культуры Ферсман собирал в течение 35 лет в различных архивах, музеях, на месторождениях СССР и зарубежных стран, на ювелирных и гранильных фабриках, в мастерских. Это составило свыше 20 тыс. различных текстовых материалов, более 1000 фотографий, карт и рисунков. Изложение должно было занять 120 печатных листов текста, и только смерть помешала ученому полностью осуществить его грандиозный план.
Так работали многие и многие представители естественных наук. Ознакомление с их творческой лабораторией, записными книжками, архивами, лабораторными журналами показывает, какое невероятное число фактов было положено в основу того или иного исследования.
Как правило, новые факты входят в противоречие с существующими гипотезами и теориями, не укладываются в старые представления: возникает противоречие между фактическим материалом и выработанными ранее теориями.
Более ста лет господствовала теория Канта и Лапласа о расплавленном ядре Земли и о земной поверхности как «коре застывания». Считалось, что время от времени расплавленные массы выходят на поверхность при вулканических извержениях. Эта теория хорошо объясняла многие известные в то время факты и была шагом вперед по сравнению с более ранними взглядами на строение Земли. Однако в XX в. изучение распространения волн при землетрясениях и другие геофизические данные установили твердое состояние глубин Земли, локальное развитие небольших расплавленных очагов неглубоко от земной поверхности. Это заставило полностью отказаться от теории расплавленного ядра: факты пришли в резкое противоречие с теорией Канта и Лапласа.
Противоречие между фактами и теорией обычно разрешается созданием новой гипотезы, а затем и теории, которая объясняет и систематизирует накопленный фактический материал.
Анализ творчества крупнейших ученых показывает исключительную сложность проблемы рождения новой теории. Здесь большую роль играет интуиция, фантазия, оригинальный подход к известным явлениям.
Всякая новая идея — это, как правило, результат длительных размышлений, анализа и сопоставления фактов, большой предварительной работы мысли. Создание новой теории всегда крупный шаг в развитии науки, диалектический скачок, переход количества в новое качество. Новая теория открывает перспективы дальнейшего развития науки, направляет исследование, позволяет многое предвидеть, нередко прокладывает пути практике, производит переворот в представлениях о природе и обществе. Таким, например, было влияние теории эволюции Дарвина на биологию, периодического закона Менделеева на прогресс химии и физики, учения о зонах природы Докучаева на географию, теории геосинклиналей на геологию, кристаллохимических представлений Гольдшмидта и биогеохимических Вернадского — на геохимию.
Новая теория оказывает огромное воздействие на дальнейшее накопление фактического материала. До исследований Менделеева открытие элементов происходило в значительной степени случайно. Периодический закон позволил предсказать многие элементы и их свойства. Эти элементы, действительно, вскоре были найдены и обладали свойствами, о которых писал Менделеев (германий, галлий и др.). Так новая теория позволила открыть большую область фактов в химии.
Аналогично теория образования пегматитов, разработанная Ферсманом, далеко продвинула вперед накопление фактического материала о пегматитах, развитие биогеохимии привело к открытию совершенно новой области фактов. Следовательно, накопление фактического материала и его теоретическое обобщение представляют собой противоречивое единство, две стороны развития науки: одна не может существовать без другой, одна стимулирует другую.
Таким образом, накопление «противоречивых» фактов ведет к появлению новой теории, а теория вызывает новый «взрыв» в накоплении фактического материала. В этом противоречии мы видим одну из важнейших внутренних причин развития науки, один из главнейших ее законов. Нетрудна убедиться, что здесь мы сталкиваемся с частным проявлением основного закона диалектики — закона единства и борьбы противоположностей.
Итак, наука стремится к соответствию между фактическим материалом и уровнем его теоретического осмысливания, т. е. к разрешению указанного противоречия на каждом конкретном этапе своего развития.
Если новая теория назрела, т. е. подготовлена всей предшествующей эволюцией мысли, то ее отсутствие тормозит развитие науки: задерживается накопление фактического материала, замедляется работа ученых, подготовка кадров и в конечном счете затрудняется практическое использование науки.
За годы Советской власти в геологических и географических науках накопился огромный фактический материал о геологическом строении территории СССР, географических особенностях отдельных районов. Новые факты нередко находятся в противоречии с существующими теориями, основанными, как правило, на значительно более ограниченном фактическом материале. Во многих разделах наук о Земле теория «отстала» от фактов, она не успевает их объяснять. Некоторое отставание теории от накопления фактов вполне закономерно, однако в данном случае речь идет о сильном отставании, о том, что значительная часть фактического материала, полученного в производственных геологических и других партиях, теоретически не осмысливается или же этот процесс протекает недостаточно быстро.
Итак, поиски полезных ископаемых и другие практические работы, связанные с геологией и географией, в нашей? стране развиваются очень быстро. Растут и теоретические исследования в науках о Земле. Но первые обгоняют вторые, что и приводит к нарушению оптимального соотношения между накоплением фактического материала и его осмысливанием.
«Перепроизводство» информации. Объем научной информации ныне удваивается каждые 10 лет. Общее число всех печатных работ превышает 100 млн. названий, а ежегодная их продукция составляет около 4 млн. научно-технических публикаций, которые рассеяны более чем в 100000 научных журналах. Г. М. Добров приводит расчеты, согласно которым половина всех данных, имеющихся в науке, получена за последние 15 лет. За период 1898—1960 гг. в каждые 13— 15 лет происходило удвоение численности научных работ в физике, за 16—18 лет — в электротехнике.
Эти явления наблюдаются и в науках о Земле. Например, за последние 20 лет произошло невиданное увеличение количества информации в геохимии, подлинный «информационный взрыв». В первой половине XX столетия накопление информации в этой науке было связано преимущественно с изучением локальных образований земной коры — отдельных месторождений, массивов горных пород, конкретных минералов, водоемов, организмов и т. д. Даже крупные исследовательские институты и геологические экспедиции ежегодно выполняли лишь сотни, реже — тысячи анализов. Но с начала 50-х годов, когда началось внедрение геохимических методов поисков рудных месторождений, положение коренным образом изменилось. Геохимическими съемками ежегодно стали покрываться десятки тысяч квадратных километров территории, отбираться для анализа сотни тысяч и миллионы проб рыхлых отложений и почв. В результате в такой республике, как Казахстан, за 20 лет применения геохимических поисков была обследована площадь в 600 000 км2 (более территории Франции!), отобрано свыше 60 млн. проб, в каждой из которых в последние годы определялось от 30 до 40 химических элементов. Общее число данных, таким образом, превысило 1 млрд.!
В. В. Налимов и 3. М. Мульченко отмечают экспоненциальный характер роста науки согласно формуле:
dl/dt = K.Y
где Y — массив результатов науки;
dl/dt — скорость ее роста, а К — коэффициент пропорциональности, зависящий от рода науки и исторических условий ее развития. Интегрирование приведенной формулы дает выражение (Впервые эта формула была предложена советскими учеными Г. Влэдуцем, В. Налимовым и Н. Стяжкиным):
Y = Y0•ekt,
где Y0 — сумма результатов науки к «моменту отсчета», Y — через время t. Однако развитие науки по экспоненте не беспредельно, так как рано или поздно вступают в силу «сдерживающие факторы» — ограниченность населения, средств и т. д. Поэтому Налимов и Мульченко считают более правильной формулу развития науки, учитывающую величину сдерживающего фактора «в»:
dl/dt = K.Y (в—у)
Этому уравнению отвечает уже не экспонента, а так называемая логистическая кривая.
Но все же рост исследований за последние десятилетия в некоторых науках передается не логистической кривой, а экспонентой, т. е. сдерживающие факторы еще не действуют.

Рост науки, передаваемый экспонентой и логистической кривой…
Рост научной информации породил весьма пессимистические высказывания некоторых буржуазных ученых о своих знаниях. Вот, например, мнение «отца атомной бомбы» Роберта Оппенгеймера: «В сущности, мы невежественны. Самые умнейшие среди нас действительно разбираются хорошо только в очень немногих вещах; и из всего имеющегося знания как естественнонаучного, так и исторического, только маленькая часть оказывается во владении человека… Мы знаем, что мы невежественны. Мы основательно этому обучены, и, чем больше и точнее мы понимаем собственное дело, тем лучше мы можем измерить всю глубину собственного невежества» (Г. Н. Волков. Социология науки. М., 1968, стр. 264).
Возник образ ученого, «перегруженного» знаниями в какой-то одной области, невежественного во всех остальных, узкого профессионала. Появился даже специальный термин, обозначающий данное явление, — «профессиональный кретинизм».
Колоссальное увеличение научной информации ведет к ее «омертвению» и «консервации», ученому порой легче повторить эксперимент, чем искать литературу о нем. Так, например, изучение литературных источников о ранее проведенных экспериментальных работах в США обходится иногда дороже, чем проведение нового эксперимента (если последний стоит не более 200 000 долларов).
Неоднократно вносились шутливые (а по существу, почти серьезные) предложения на время прекратить публикацию научных статей, чтобы разобраться в имеющемся фактическом материале. Эти предложения исходили от лидеров современного естествознания — физиков и химиков.
Если следовать этой точке зрения, то судьба ученых довольно плачевна — с каждым годом на них обрушивается все больший фактический материал, на усвоение которого уходит много времени. И все же ученый «не поспевает» — он попадает в положение человека, поднимающегося по быстро спускающемуся эскалатору.
Нам представляется, что данный вопрос надо решать с позиций закона единства фактов и теории. «Перепроизводство» информации относительно, оно возникает в тех случаях, когда теоретическое осмысливание сильно отстает от накопления фактического материала.
Нарастающей лавине фактов должен противостоять и действительно противостоит более высокий уровень теоретического обобщения.
Современная неорганическая химия накопила огромный фактический материал, который в сотни раз превосходит знания первой половины XIX в. И все же сейчас значительно легче освоить неорганическую химию, чем 100 лет назад, так как мы имеем гениальное обобщение Менделеева — периодический закон, который позволил систематизировать фактический материал, направить исследование.
Точно так же можно поставить вопрос: когда было легче освоить биологию — до создания Дарвином теории эволюции или после? Закон зональности Докучаева позволил систематизировать колоссальный фактический материал, накопленный географией о природе различных стран, так же как развитие металлогении в наши дни выявило строгие закономерности в размещении рудных месторождений. Еще более разительным примером являются общественные науки: каким невероятным хаосом фактов представлялась история до разработки Марксом и Энгельсом исторического материализма! Это был подлинный переворот в исторической науке, позволивший объяснить основные этапы развития человечества и, что самое главное, дать угнетенным классам теорию победоносной революции, построения социализма и коммунизма.
Таким образом, перепроизводство информации возникает тогда, когда теоретическое обобщение не поспевает за накоплением фактов, когда нарушается соответствие между ними, нарушаются требования единства фактов и теории. Можно не сомневаться, что «перепроизводство информации» в геохимии, о котором мы писали выше, также будет скоро преодолено на основе теории геохимических поисков рудных месторождений, быстро развивающейся в последние годы. Уже теперь использование математической статистики, ЭВМ, геохимии ландшафта и т. д. позволяет успешнее обрабатывать ту лавину информации, которую ежегодно доставляют все расширяющиеся поисковые работы.