Найголовніше – профілактика
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.
Термин «лесопожарная профилактика» означает совокупность мероприятий, направленных на предупреждение возникновения пожаров и на создание условий для их быстрого тушения.
Мы уже знаем, что в прошлом, до появления на Земле человека, причинами лесных пожаров чаще всего были молнии. В районах с частыми грозами леса от молний горят и теперь. К числу таких районов относятся Северная Финляндия, Скалистые горы США, северо-восточная часть нашего Казахстана, Карелия, предгорный Алтай, Тувинская автономная республика и многие другие регионы, где на долю пожаров от молний в отдельные годы приходится до половины их от общего числа случаев. Пожары от молний чаще всего бывают при сухих грозах. Возникновение пожара от молнии вовремя грозы с дождем менее вероятно, но возможно. В таких случаях огонь от молнии затаивается во время грозы в подстилке и появляется на поверхности земли лишь после подсыхания горючих материалов. Чаще всего это случается на второй-третий день после грозы, когда молния вроде бы и ни при чем.
Пожары от молний — это практически единственный вид лесных пожаров, возникающих помимо человека. Во всех остальных случаях прямым или косвенным виновником возникновения лесных пожаров является человек.
Известным советским лесопирологом Н. П. Курбатским установлено, что горимость леса во многом зависит от плотности людского населения. Но эта зависимость не столь проста и имеет как бы двойственный характер. Дело в том, что с уменьшением плотности населения (например, по мере удаления от города) число пожаров на укрупненную единицу лесной площади (100 тысяч или 1 миллион гектаров) заметно снижается, а средняя площадь одного пожара, наоборот, возрастает.
Это и понятно. Чем выше плотность населения, тем больше, людей бывает в лесу, а следовательно выше и потенциальная возможность возникновения пожара. С другой стороны, возможности для своевременного обнаружения и тушений возникающих пожаров в густонаселенных районах неизмеримо выше, чем в районах с низкой плотностью населения.
А вот какова будет результирующая этих двух как бы взаимно нейтрализирующих друг друга процессов, заранее, пожалуй, и не скажешь. Можно лишь предполагать, что в разных районах она будет выглядеть по-разному. Очень уж много здесь различных привходящих или, вернее, сопутствующих моментов, которые можно учесть лишь в конкретной обстановке. Если судить по опыту Эстонии, где при увеличении числа пожаров с начала 60-х по начало 70-х годов в 4 раза их общая площадь уменьшилась в 6 раз, то горимость лесов будет постепенно сокращаться, и тем сильнее, чем выше интенсивность лесного хозяйства в том или ином регионе. По прогнозам лесных специалистов число пожаров в ближайшие 20 лет возрастет в целом по стране в полтора раза, а средняя их площадь уменьшится в два раза. Связь между плотностью населения и горимостьюлесов не строго прямолинейна. Причина этого — резкое возрастание мобильности человека, его «непоседливость», обусловленная производственной или жизненной необходимостью. Так или иначе, но число пожаров по вине людей за последние 10—15 лет заметно возросло, причем они стали возникать даже там, где прежде их почти не было, например в тундре. Пожалуй, это своего рода «знамение времени».
Вблизи городов и других населенных пунктов высокая посещаемость лесов обусловлена главным образом отдыхающими, которых с каждым годом становится все больше. Тяга горожан в лес вполне закономерна, и ее не остановить. Именно в лесу можно отвлечься в наше время от напряженного ритма городской жизни, подышать свежим воздухом, отдохнуть от городского шума. И возможности для активного отдыха за городом у людей теперь есть: два выходных дня, неплохая в целом организация пригородного сообщения, наличие транспортных средств в личном пользовании. В результате отдыхающие в лесу не только увеличиваются количественно, но осваивают и все большие территории. Возьмем к примеру Иркутскую область. Дорог здесь, прямо скажем, не густо, но зато есть прекрасная Ангара и знаменитое Братское водохранилище. По глади их вод можно ездить не хуже, чем по асфальту. И ездят. Только на Братском водохранилище насчитывается 5 тысяч моторных лодок, всего же их в области более 25 тысяч. К тому же в многолесных районах добраться в лес из города нетрудно и пешком. Тайга вот она, рядом!
Кроме обычных отдыхающих есть еще туристы, пешие и моторизованные. Эти забираются подальше и надолго, обычно на 2—3 недели. И ведь не запретишь! Туризм — дело благородное и пользуется в нашей стране большим уважением, И если туристов местами становится многовато (как это было одно время на Соловецких островах), то здесь повинны, видимо, ведающие ими организации. В отдаленные леса за дичью и пушниной забираются и охотники, которых, впрочем, не так много.
Зато лесозаготовителей, работающих ныне практически повсюду, где еще сохранились более или менее приличные леса, сейчас великое множество. И как бы высока ни была плотность коренного населения в многолесных районах, с приходом лесозаготовителей она возрастает во много раз. Соответственно возрастает и число пожаров. На долю лесозаготовителей приходится в среднем около пяти процентов всех случаев пожаров, а в районах промышленных лесозаготовок — до 20—30 процентов.
А сколько ежегодно отправляется в тайгу всевозможных изыскательских партий и экспедиций! Кочуя по тайге, эти партии преодолевают громадные расстояния, создавая повышенную пожарную опасность повсюду. Иная сравнительно немногочисленная партия может превзойти при этом потенциальные «пожаропроизводительные» возможности целого поселка. Не случайно в официальных отчетах о лесных пожарах введена графа «пожары от экспедиций».
На пожары от экспедиций приходится в среднем 2—3 процента, но площадь этих пожаров, как и в случае с молниями, значительна. Это и понятно. В районах работы экспедиций населения почти нет и тушить пожары, кроме авиапожарных некому. Потому-то пожары и захватывают большие площади. Так, в 1973 году в печати сообщалось о крупном пожаре в Иркутской области, возникшем по вине двух геодезистов. Площадь этого пожара составила ни много, ни мало 26,5 тыс. гектаров.
Доля пожаров от искр паровозов в настоящее время невелика, хотя еще не так давно она достигала 10— 15 процентов, а в районах, прилегающих к железным дорогам, паровозы были главной причиной возникновения лесных пожаров. Резкое сокращение числа пожаров от паровозов обусловлено переводом железных дорог на тепловозную и электровозную тягу.
Возникновению лесных пожаров во многом способствуют расположенные в лесу торфопредприятия, а также организации по добыче в лесу продуктов побочного пользования, и особенно те из них, которые связаны с использованием огня (углежжение, сидка дегтя, смолокурение). Немало пожаров возникает и по вине других организаций, так или иначе связанных с лесом.
В целом на долю предприятий и организаций приходится сейчас не более 25 процентов от общего числа загораний в лесу. Основная же их масса (70—80 процентов) происходит по вине населения. Если же учесть, что на предприятиях и в организациях пожары опять-таки возникают по вине людей, то человек в конечном итоге оказывается повинен во всех лесных пожарах, кроме возникающих от молний.
Причина лесных пожаров, возникающих по вине человека, всегда одна и та же: неосторожное обращение с огнем, порождаемое иногда неопытностью, но чаще беспечностью, равнодушием, неуважением к правилам и законам. И, конечно, халатностью и безответственностью, от которых зачастую недалеко и до настоящих преступлений.
Преобладающее число пожаров возникает у нас от костров. Костры в лесу раскладывают все: охотники и рыбаки, туристы и работники всевозможных экспедиций, строители и рабочие лесхозов, лесозаготовители и, наконец, дети. Раскладывают их как для того, чтобы обогреться, сварить пищу, отогнать назойливых комаров, так и без особой нужды, а лишь для создания романтической обстановки и даже просто ради баловства. Костры последнего рода чаще всего раскладывают дети, но немало любителей таких костров и среди взрослых, выезжающих за город в субботние и воскресные дни. Гигантские костры «веселых» компаний — одна из наиболее частых причин лесных пожаров в местах отдыха населения. Кстати говоря, число загораний в дни отдыха резко возрастает, достигая местами 40 процентов от общего числа их за неделю.
Только на берегах Клязьминского водохранилища под Москвой в выходные дни разжигается до 12 тысяч костров. И хотя пожары здесь бывают довольно редко (леса в основном лиственные и к тому же не очень сухие), но факт сам по себе показателен. И если бы, например, задаться целью подсчитать все костры, разложенные в лесах нашей страны в течение какого-нибудь одного воскресного летнего дня, то цифра получилась бы, наверное, астрономическая. А ведь каждый костер — потенциальный источник пожара!
Довольно распространенной причиной возникновения лесных пожаров является также беспорядочное курение. Учета лесных пожаров от курения в нашей стране не проводится. Чаще всего такие пожары включаются, видимо, в число пожаров с невыявленными причинами (а последних в целом по стране не менее половины). Но в Швеции, например, курильщиков на чистую воду все-таки вывели. Выяснилось, что на их долю приходится здесь до пяти процентов от общего числа пожаров — цифра, как видите, немалая. Если учесть, что курение в нашей стране распространено не менее широко, то и процент пожаров от него у нас должен быть никак не меньше. Не случайно при проведении предупредительных мер против пожаров работники лесной охраны так много внимания уделяют устройству специальных мест для курения.
В сухую погоду лесной пожар может возникнуть от ружейного пыжа, сделанного из бумаги. Как и в случае с курением, виновника при этом удается выявить не всегда. Поэтому для предупреждения таких пожаров осуществляется запрещение охоты в периоды весенних и осенних засух.
К числу распространенных и, можно сказать, древнейших причин возникновения лесных пожаров с участием человека относятся так называемые «сельскохозяйственные палы». В Якутии, например, где выжигание сухой травы на лесных сенокосах приобрело форму традиции, от палов и поныне происходит 30—50 процентов всех пожаров. То же самое можно сказать об Амурской области, Хабаровском крае и других районах Сибири и Дальнего Востока.
В дореволюционной России одной из причин возникновения пожаров был умышленный поджог. Особенно часто такой поджог наблюдался в казенных и частновладельческих лесах, где доля пожаров от него достигала 6—8 процентов от общего числа случаев. Мотивы поджогов были весьма разнообразны. Чаще всего леса поджигались крестьянами с целью обеспечить себе возможность получения на льготных условиях древесины из поврежденных пожаром древостоев или же в порядке мести частным лесовладельцам. На Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке леса часто поджигали золотоискатели с целью облегчения условий для проведения своих работ. Немало лесных пожаров возникало в прошлом также по вине пасечников, заинтересованных в получении кипрейного меда на гарях.
После Великой Октябрьской социалистической революции причин, толкавших отдельных лиц на поджоги, стало значительно меньше. Но поджоги не прекратились. Теперь они чаще всего вызывались местью бывших лесовладельцев или, возможно, представляли собой акты диверсии. В числе поджигателей лесов, особенно в 20-е годы, нередко были и крестьяне, недоброжелательное отношение которых к лесу и работникам лесной охраны какое-то время продолжало сохраняться. В целом по РСФСР в период с 1923 по 1929 год на долю поджогов приходилось 2,4 процента случаев лесных пожаров, хотя в действительности их было, видимо, больше, потому что в 72 процентах случаев причины пожаров в эти годы оставались невыявленными.
В настоящее время случаи умышленного поджога леса в нашей стране явление крайне редкое, хотя считаться с ними приходится. Не случайно статья об ответственности за умышленный поджог леса в Уголовном кодексе РСФСР сохраняется, предусматривая лишение свободы за это преступление на срок до 10 лет. Зато поджог неумышленный встречается у нас, как говорится, сплошь и рядом, хотя его и квалифицируют обычно лишь как неосторожное обращение с огнем.
Выявление причин лесных пожаров дело не простое, особенно в многолесных районах, где численность лесной охраны крайне мала, а работников милиции на местах можно пересчитать по пальцам. К тому же им обычно не до пожаров: хватает и других забот. Поэтому виновники возникновения лесных пожаров здесь нередко остаются безнаказанными. И это, в общем, печально, потому что безнаказанность порождает безответственность и, конечно же, не способствует снижению горимости лесов.
Кроме сотрудников милиции большую помощь работникам лесной охраны могут оказать местные активисты: дружинники, члены общества охраны природы, общественные инспекторы охраны леса, а также просто рядовые граждане. Самое главное при этом — понимание того, что охрана лесов от пожаров не есть забота одних работников лесной охраны, а что дело это общее, всенародное. Не случайно вопросами охраны лесов от пожаров занимаются теперь все местные Советы народных депутатов, а также партийные организации.
На вопрос, не исчезнут ли в будущем лесные пожары совсем, приходится отвечать, к сожалению, отрицательно. Лесные пожары не исчезнут хотя бы потому, что виновником их не всегда является человек.
Обилие лесных пожаров и большие убытки от них не оставались незамеченными и в прошлые века. Указами Петра I, подтвержденными позднее Анной Иоанновной, за разведение огня в заповедных лесах полагалось наказание кнутом, а за умышленный поджог леса — смертная казнь. Кроме того, в этих указах регламентировался порядок устройства подсек и «палежей» на лугах и полях, обеспечивающий сохранение от огня лесов.
Правительственным распоряжением 1744 года запрещалось «жечь леса в Сибирской губернии, где производится соболиный лов». При крайне слабой охране сибирских лесов и их малой известности никакого практического значения это распоряжение, конечно, не имело.
То же самое можно сказать и о всех последующих постановлениях и правилах, которые были скорее «лесоохранительными пожеланиями», чем руководством к исполнению.
В обжитых районах Центральной России, так же, как и в странах Западной Европы, основной силой при тушении лесных пожаров было местное население. Повинность крестьян по тушению лесных пожаров существовала здесь со времен Екатерины II. А чтобы эта повинность не забывалась, она периодически подкреплялась новыми правительственными указами. Один из таких указов был обнародован, в частности, в 1867 году. Согласно этому указу, урядникам вменялось в обязанность собирать людей на тушение пожаров в округе 15 верст, а при особо крупных пожарах — до 25. Однако отношение крестьян к этой повинности было отрицательным. И это понятно: ведь леса принадлежали в основном помещикам и государству — «казне». Спасать эти леса от огня безвозмездно да к тому же еще в страдное время, когда дорог буквально каждый час, у крестьян не было никакого желания.
После Октября 1917 года тушение лесных пожаров продолжало, естественно, входить в обязанности населения, потому что другой силы, способной воспрепятствовать огню, в то время еще не было. В «Основном законе о лесах» от 30 мая 1918 года, подписанном В. И. Лениным и Я. М. Свердловым, указывалось, что «каждый гражданин обязан всеми доступными средствами охранять леса от пожаров» и может быть привлечен к их тушению. Это первый декрет Советской власти, в котором указывается на необходимость борьбы с лесными пожарами и участия в этом деле населения. Несколько позднее вышло другое постановление, согласно которому все лица, виновные в несоблюдении правил пожарной безопасности, в небрежном обращении с огнем, вызвавшим лесной пожар, а также в уклонении от принятия мер к тушению пожаров, подлежали Суду Революционного трибунала. Таким образом, В. И. Ленин, требуя применения суровых мер к поджигателям лесов, заботился о благе всего народа.
Ленинские требования по сохранению лесов от пожаров и борьбе с ними были подтверждены позднее многими другими правительственными постановлениями.
В инструкциях об охране лесов от пожаров и правилах пожарной безопасности, утверждаемых правительственными органами, предусматривается целый ряд мероприятий, направленных на предупреждение лесных пожаров, а также определяется мера ответственности за нарушение этих правил. Последние «Правила пожарной безопасности в лесах СССР» утверждены постановлением Совета Министров СССР от 18 июня 1971 года. В этих Правилах обязанности организаций и граждан по предупреждению и тушению лесных пожаров выражены достаточно четко. О многочисленных обязанностях организаций мы здесь говорить не будем. Они касаются прежде всего руководителей организаций и хорошо им известны. А вот обязанности граждан, то есть наши с вами обязанности, читатель, нам нужно уяснить как следует.
Прежде всего в отношении костров — основных источников возникновения пожаров. В пункте 4 «Правил» сказано, что в тех случаях, когда разведение костров в лесу не запрещено полностью, все же в пожароопасный сезон их «воспрещается разводить в хвойных молодняках, старыхгорельниках, на участках поврежденного леса (ветровалах и буреломах), торфяниках, лесосеках с оставленными порубочными остатками и заготовленной древесиной, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев».
Пожароопасным сезоном называется период года, в течение которого возможно возникновение лесных пожаров. Начинается он ранней весной, обычно сразу же после схода снега, и заканчивается с наступлением устойчивой дождливой погоды или с выпадением снега осенью. Такая большая продолжительность пожароопасного сезона объясняется тем, что именно весной, а в случае длительной сухой погоды и осенью лучше всего горит отмершая трава, то есть происходят те отнюдь не безобидные палы, о которых мы упоминали ранее. Сухая трава — отличный горючий материал, а потому костер на участке с такой травой очень часто становится причиной пожара. Запрещение разведения костров на таких участках — мера абсолютно необходимая.
То же самое можно сказать о запрещении разведения костров под кронами деревьев, которое относится прежде всего к старым деревьям ели с низко опущенными кронами. Костер под деревом — это не только возможность возникновения пожара, но и посягательство на жизнь и здоровье дерева даже при высоком расположении у него сучьев.
Об опасности разведения костров на старых вырубках уже говорилось. По той же причине запрещается разведение костров на старых горельниках и участках поврежденного леса, то есть везде, где много сухих горючих материалов.
Из хвойных молодняков наибольшую опасность в пожарном отношении представляют сухие сосняки с покровом из лишайников. Что касается лиственничников, ельников и пихтарников, то они загораются значительно реже. Но зато на торфянике или торфянисто-перегнойной почве пожар неминуем при любом составе насаждений. Если под костром сохранится хоть горсточка горячего пепла (а она сохранится непременно, как бы обильно вы ни заливали костер водой), то очаг пожара (первоначально подземного) будет действовать и спустя много дней после вашего ухода. Поэтому, остерегаясь разводить костер в лесу вообще, никогда не разводите его на торфяниках. По той же причине не следует разводить костров вблизи старых трухлявых пней, полусгнивших валежин или заброшенных муравейников.
В тех случаях, когда разведение в лесу костров не возбраняется (за пределами вышеперечисленных участков), «Правила» требуют окаймления кострищ минерализованными полосами шириной не менее 0,5 метра с последующей засыпкой их землей или заливкой водой до полного прекращения тления углей. Все эти безусловно справедливые требования нам хотелось бы дополнить некоторыми практическими советами.
Место для костра лучше всего выбирать с таким расчетом, чтобы не потребовалось его окапывать. К таким местам относятся всевозможные обнажения грунта: песчаные и галечные косы по берегам рек и озер, лесные дороги, карьеры, старые кострища и т. д. Прекрасные места для костра — лужайки или поляны, покрытые зеленой травой (без примеси травяной ветоши и, разумеется, не на торфянистой почве). Небольшой костер можно развести и на обнажении, образовавшемся при вывале дерева, строго следя при этом чтобы не загорелся сам выворот. Желательно, чтобы поблизости от костра была вода, а также ветки для захлестывания возможных загораний.
В том случае, когда ни обнажений грунта, ни зеленых полян не окажется, необходимо расчистить место для костра диаметром не менее одного метра. Проще всего это сделать, конечно, лопатой, но можно и топором, палкой, наконец, просто руками. В очень сухих типах леса (например, вбеломошниках) в центре расчищенного круга хорошо выкопать ямку, в которой и развести огонь. Костер в ямке не так сильно раздувается ветром, а потому менее опасен. И вообще костер лучше раскладывать там, где потише. При сильном ветре, особенно в жаркую погоду, от разведения костра лучше воздержаться.
Недопустимо разведение в лесу крупных костров, предназначенных для увеселений. Такие костры, если уж они кому-то очень нужны, можно раскладывать лишь на больших полянах, подальше от леса.
Вообще костер в лесу должен быть только рабочим, то есть таким, какой нужен для приготовления пищи и обогрева. Поэтому не следует тащить к костру крупные валежины и бросать в него целые бревна, когда требуется вскипятить котелок. Для такой цели лучше всего использовать сухие сучья, которые дают много жару и быстро прогорают (костер на всю ночь лучше, конечно, поддерживать крупным валежником).
Как только пища сварена, нужно сдвинуть все головешки к центру костра для догорания, а сразу же после трапезы разравнять угли по кострищу и залить их водой с таким расчетом, чтобы к моменту ухода они окончательно погасли.
Заливка кострища водой должна быть обильной, особенно при неполном прогорании углей, потому что политые водой лишь с поверхности они вскоре высыхают от внутреннего жара и загораются вновь. Если кострище не ограничено минерализованной полосой, необходимо полить и периферийную его часть, в которой могут сохраниться очаги огня.
В том случае, когда начала тлеть старая колода, пень или подстилка, поливать их сверху водой бесполезно, так как они разгорятся вновь (вспомним, что торф способен тлеть при влагосодержании 400 процентов). Необходимо раскопать подстилку, разрубить колоду, то есть полностью вскрыть очаг тления, и лишь тогда заливать его водой. При отсутствии воды можно ограничиться засыпкой костра землей, лучше всего песком, слоем в 3—5 сантиметров, или же просто перекопать поверхность кострища, заделав, таким образом, угли в почву. Торфянистые почвы для засыпки костра применять нельзя, а также, естественно, подстилку и перегной. При утаптывании слоя почвы эффективность тушения повышается.
В общем, уходя от костра, нужно сделать все, чтобы за вашей спиной не возник пожар и чтобы ваша совесть после ухода с привала была совершенно чистой, а на сердце было спокойно.
Что касается полного запрещения разведения костров в лесу, то оно осуществляется редко и, как правило, не достигает цели. Ведь если отдыхающие решают ночевать в лесу, то большинство из них все равно не останется без костра. Но разведут его зачастую не там, где надо бы по соображениям пожарной безопасности, а, скрываясь от возможных патрулей, где-нибудь в лесной чаще. Да еще и бросят костер незатушенным, если их кто-нибудь потревожит. Поэтому категорическое запрещение костров правомерно только в дневное время, когда дым костра может быть принят за дым начинающегося пожара.
А теперь о курении. «Правилами» запрещается «бросать в лесу горящие спички, окурки и вытряхивать из курительных трубок горячую золу». Требования эти, как видите, чрезвычайно просты и отнюдь не обременительны. Для того, чтобы их соблюсти, лучше всего, конечно, не брать принадлежности для курения в лес совсем (надо же когда-то дать передышку легким!) или курить в специально отведенных для этой цели местах. В крайнем случае вы всегда можете найти безопасное место для курения сами. Кроме названных выше мест, пригодных для разведения костра, таким местом может быть берег лесного ручья или сырое болото, свежий пень или крупный камень-валун, на котором можно безбоязненно сложить все отходы курения, включая остывший пепел. Курить в лесу на ходу ни в коем случае нельзя, потому что при курении на ходу всегда есть опасность машинального отбрасывания в сторону спички или окурка. В результате — пожар, но даже сам виновник его может не догадаться, что он возник из-за его небрежности.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 июня 1971 года установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах. Согласно этому Указу, лица, виновные в нарушении правил пожарной безопасности, подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке в размере до 50—100 рублей при минимальной их величине 5—10 рублей. При этом должностные лица лесной охраны имеют право налагать штраф самостоятельно, без обращения в административные комиссии при исполкомах районных и городских Советов народные депутатов. Основанием для взимания штафа является акт о нарушении Правил пожарной безопасности в лесах СССР, составленный работником лесной охраны. Наложенный штраф может быть внесен нарушителем добровольно в местное отделение Госбанка, сберкассу или отделение связи или же взыскан с него в принудительном порядке через бухгалтерию по месту работы или через народный суд.
Однако через суд проходят дела в тех случаях, когда вследствие нарушения противопожарных правил возникает лесной пожар и, распространившись на большой площади, наносят ощутимый ущерб лесному хозяйству. Возмещение этого ущерба — прямая обязанность лесонарушителя.
Величина иска, предъявляемого лесными органами в суд, может быть весьма значительной. В нее входит не только стоимость поврежденной или сгоревшей древесины, но и стоимость тушения пожара, стоимость расчистки горельника и стоимость создания на выгоревшем участке лесных культур — в общем, все убытки от пожара, кроме тех, которые не поддаются денежной оценке. Взимание этих убытков с нарушителя производится па основании акта о лесном пожаре, составляемого должностными лицами лесной охраны в присутствии представителей органов местной власти или милиции. Вполне понятно, что в необходимых случаях по делу производится дознание.
Случаи привлечения виновников лесных пожаров к уголовной ответственности у нас довольно редки. Так, в хабаровской газете «Тихоокеанская звезда» (1976 год) сообщалось о том, что жители пос. Бичевая А. Т. Пригородов и В. А. Сидоренко, пустившие пал в лесу и не принявшие мер к ликвидации возникшего по их вине большого пожара, были осуждены на 1,5 года лишения свободы каждый. Кроме того, в частичное возмещение ущерба от пожара, с каждого из них было взыскано по 3000 рублей. О возможности подобного наказания нужно знать каждому, кто, бывая в лесу, имеет дело с огнем.
О возможности привлечения к уголовной ответственности за проявление халатности (от одного до трех лет заключения или до года исправительно-трудовых работ) следует помнить и некоторым должностным лицам, особенно из числа работников леспромхозов, на которых возлагается обязанность организовывать тушение возникающих в пределах сырьевой базы пожаров.
В пункте 31 «Правил пожарной безопасности в лесах СССР» сформулировано следующее требование: «Граждане при обнаружении лесного пожара обязаны немедленно принять меры к его тушению, а при невозможности потушить пожар своими силами — сообщить о нем работникам лесного хозяйства, милиции или исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся». Сказано, как видите, совершенно определенно. Однако без внутренней потребности людей к сбережению народного достояния любой ценой это требование может остаться мертвой буквой.
В отношении к лесным пожарам вообще очень хорошо проявляется морально-этическая сущность людей. Один, увидев пожар, делает все, что требуется «Правилами», если даже он их никогда не читал. Другой же, даже будучи виновником пожара, думает лишь о том, как бы скрыться, убежать. И это даже в тех случаях, когда у него есть полная возможность погасить огонь. Об одном из таких случаев сообщалось в газете «Советская Онега» от 7 июня 1975 года.
Виновники пожара, возникшего неподалеку от пос. Горный, оставили на месте загорания куртку, две лопаты и мешок картошки, которую собирались, видимо, сажать. Надо полагать, что этими виновниками были мужчины. Имея при себе лопаты, они могли бы без особого труда потушить начинавшийся пожар, но не сделали этого. Значит, просто не захотели, не сочли нужным…
Малодушно скрылись от запылавшего в лесу пожара водители Петропавловского транспортного предприятия Бурятской АССР Бальчугов и Вершинин. Как сообщалось в газете «Лесная промышленность» (27 августа 1976 года), найти их удалось лишь благодаря забытым у костра документам. Ведь взрослые люди и, возможно, не робкого десятка. А вот поди же…
Впрочем, примеров истинно социалистической сознательности и доброго отношения к лесу неизмеримо больше. При тушении лесных пожаров большинство людей проявляет не только высокую сознательность, но зачастую и самоотверженность. Выше уже говорилось о людях, отдавших ради спасения леса свои жизни. Родина их никогда не забудет. Но она всегда будет признательна и тем, кто боролся с огнем и победил. В той же Бурятской АССР, где позорно бежали от огня двое упоминавшихся выше водителей, лесной пожар вблизи пос. Еловка Прибайкальского района сумели предотвратить пенсионер У. И. Иванов и школьники Юра Кожемякин и Володя Акатов, а директор Ципиканского прииска В. В. Бугдаев направил на тушение лесного пожара всех рабочих и руководил тушением вплоть до прибытия работников лесной охраны.
Указами Президиума Верховного Совета РСФСР за тушение лесных пожаров 1972, 1973 и 1976 годов награждены сотни людей. Только в Архангельской и Вологодской областях медаль «За отвагу на пожаре» получило 50 человек — работников лесной охраны, трактористов, парашютистов, представителей местных органов власти.
Исключительное мужество и бесстрашие проявили в борьбе с огнем, возникшим летом 1976 года на территории Башкирского заповедника, главный лесничий Баймакского производственного лесохозяйственного объединения Г. А. Ибрагимов, тракторист-бульдозерист Белорецкоголеспромхоза И. А. Засов, лесничий Хамитовского лесничества X. А. Ахунов, лесник-егерь В. Д. Нуритдинов, летчик-наблюдатель Западно-Уральской авиабазы Анатолий Рякшин, тракторист Петр Шикаев, мотопильщик Николай Власенко и другие. Все они были награждены медалью «За отвагу на пожаре».
Не меньшее мужество в борьбе с огнем проявили жители Хабаровского края, где в тушении лесных пожаров участвовали многие тысячи людей. В числе особо отличившихся называются коллективы Снежного, Средне-Амгуньского, Горинского, Литовского, Уктурского леспромхозов,Хехцирского опытного лесхоза, Хабаровского транспортного управления, Дальневосточного научно-исследовательского института лесного хозяйства. Как всегда, исключительно оперативно и слаженно действовали парашютисты и десантники авиабаз, а также воинские части, привлеченные к тушению пожаров ввиду чрезвычайности сложившейся обстановки.
Итак мы видим, что, с одной стороны, люди — главный источник возникновения лесных пожаров, но с другой стороны, именно среди нас много активных и потенциальных защитников леса. Поэтому огромную роль в предупреждении лесных пожаров играет противопожарная пропаганда среди населения. Формы ее весьма разнообразны: наглядная агитация в населенных пунктах и непосредственно в лесу в виде всевозможных стендов и плакатов; предупреждения о высокой пожарной опасности в лесу в газетах и по радио; короткометражные фильмы о пожарах, показываемые в кинотеатрах и по телевидению; выступления в школах, пионерских лагерях и сельских клубах; наконец, индивидуальные беседы с посетителями лесов и, конечно, обыкновенный деловой инструктаж под расписку среди всех лиц, работающих в лесу.
Но это еще не все. В зонах массового отдыха населения широко используются сейчас ручные электромегафоны и громкоговорящие установки на автомашинах. Л в районах, охраняемых авиацией, в последние годы стали применяться звуковещательные станции, позволяющие делать предупреждения нарушителям правил пожарной безопасности с воздуха. Нужно сказать, что эффективность этих станций очень высокая. Когда с неба раздается, например, громкая команда: «Потушите костер!», она обычно исполняется незамедлительно и повторять ее, как правило, не приходится.
В окрестностях города Магадана, где одно время возникало много загораний от костров, нарушителей правил пожарной безопасности снимали на кинопленку, а вечером того же дня показывали по местному телевидению. Этот способ оказался исключительно действенным, и разведение костров после нескольких облетов патрульного вертолета с оператором телевидения практически прекратилось.
Исключительно велика в предупреждении лесных пожаров и роль печатного слова, прежде всего газет. Сообщая о тушении крупных лесных пожаров, газеты обычно называют лиц, отличившихся в борьбе с огнем, называют иногда и виновников пожаров. Вполне уместны и критические заметки с указанием недостатков в организации предупредительных мер и тушения пожаров. Такие заметки стали появляться в газетах в последние годы и, надо полагать, они сыграют свою роль. Но было бы неплохо, если бы в газетах освещались, кроме того, судебные процессы, связанные с пожарами. Думается, что эффект от нескольких публикаций на эту тему в течение года был бы значителен. Тем не менее большую действенность может оказать листовка, оформленная в виде памятки, если ее вручать уходящим в лес под расписку.
Вообще, пропаганда бережного отношения к природе, и в частности к лесу, дело не простое.
Для того, чтобы наша пропаганда стала более действенной, она должна быть, во-первых, систематической, во-вторых, всеобъемлющей, то есть охватывающей все слои и все возрасты населения и, в-третьих, конкретной.
Именно конкретной! Пожарная опасность в лесу чрезвычайно изменчива, а наши аншлаги не меняются весь сезон, они неизменны и в дождь, и в засуху. Смешно и обидно бывает слушать, когда диктор по радиосети предупреждает о высокой пожарной опасности в лесу, а за окном льет обложной дождь. Такую «противопожарную пропаганду» люди не могут воспринимать всерьез, расценивают ее как обычное бюрократическое мероприятие и, как правило, не придают никакого значения предупреждению — идут в лес.
Информация населения о величине пожарной опасности в лесу должна быть точной для каждого конкретного района, лишь тогда к ней будут относиться с должным вниманием. Точными должны быть не только объявления по радиосети, но и тексты информационных аншлагов при въездах в лес. Например, «Сегодня 25 июля 1979 года пожарная опасность в лесу высокая. Граждане, будьте особо осторожны при курении! Разведение костров в дневное время строго воспрещается!» Слова, подчеркнутые в тексте, должны каждый день изменяться в соответствии с фактической величиной пожарной опасности. Определять ее и менять каждое утро текст аншлага вполне могут не только лесники, но и школьники из школьных лесничеств.
Особое внимание следует уделять противопожарной пропаганде среди детей, от шалостей которых с огнем, по шведским данным, возникает до 18 процентов лесных пожаров. У нас доля пожаров, возникающих по вине детей, видимо, меньше, но такие пожары бывают. Между прочим, упоминавшийся выше пожар в районе разъезда Седловой Читинской области, при тушении которого погибло двое отважных советских людей, возник по вине подростка, разложившего костер на опушке леса в сухую и к тому же ветреную погоду. Природоохранительная пропаганда среди детейпрежде всего должна проводиться в школе, но о ней не следует забывать и в детской литературе, и в передачах по телевидению.
Весьма положительную роль в этом деле играют у нас школьные лесничества, в работе которых только в РСФСР участвует 220 тысяч ребят, а в целом по стране более 400 тысяч. Успешная работа школьных лесничеств во многом зависит, конечно, от местных лесоводов. Там, где лесоводы повседневно помогают ребятам в овладении интересной и сложной профессией, школьные лесничества работают хорошо. Немало таких дееспособных лесничеств в Свердловской, Ленинградской и Брянской областях, в Белоруссии, на Украине. Работая в лесу, дети могут сделать многое, в том числе и в противопожарной охране лесов. Направить энергию ребят не на уничтожение леса, а на его сбережение и восстановление — вот задача, решение которой может не только дать удовлетворение педагогам и самим ребятам, но и принести большую пользу всему обществу.
Не последнее место в улучшении охраны лесов от пожаров занимает организация семинаров и занятий с работниками лесной охраны и членами добровольных пожарных дружин по борьбе с лесными пожарами.
Большое внимание в последние годы уделяется сооружению мест для отдыха и курения, начиная от простейших (в виде скамейки, вокруг которой удалены мох и подстилка до минерального грунта и сделана ямка для окурков) и кончая прекрасно оформленными и потому радующими глаз беседками, какие можно встретить, например, в Рязанской, Горьковской и Ленинградской областях, а также в Белоруссии и во всех республиках Прибалтики. Места для отдыха желательно размещать через 3—5 километров вблизи речек, ручьев и других водоемов, на перекрестках и развилках лесных дорог, на перевалах, в наиболее красивых местах. Располагать места для отдыха лучше всего в тени, то есть у северной или восточной стены леса. Очень удобны передвижные места для отдыха и курения в виде скамейки с крышей, которые можно изготовить в нужном количестве зимой, а с наступлением пожароопасного сезона расставить в лесу.
В связи с дальнейшим развитием туризма и массового загородного отдыха населения в последние годы все острее чувствуется необходимость в упорядочении этого отдыха. С 1964 года этим делом вплотную начали заниматься в Эстонии, а несколько позднее (с 1969) в зеленой зоне Ленинграда. Кроме организации платных автостоянок и кемпингов, в местах, наиболее интенсивно посещаемых отдыхающими, стали сооружать туристские стоянки с палаточными городками или площадками для разбивки палаток, полевыми кухнями и специально оборудованными местами для разведения костров с запасом дров. Только в Со-сновском мехлесхозе Ленинградской области было сделано 30 таких стоянок по проектам специально созданного в Ленинграде конструкторского бюро по благоустройству зон отдыха.
Аналогичные работы проводятся сейчас в зеленой зоне Минска, под Москвой и во многих других районах. Учитывая положительный опыт Эстонской ССР, пригородным лесхозам и леспромхозам рекомендуется закреплять лесные участки за городскими организациями по договорам, в которых наряду с благоустройством и содержанием участков в должном санитарно-гигиеническом состоянии, предусматривается и охрана их от пожаров.
Большое значение в снижении горимости лесов имеет ограничение в периоды высокой пожарной опасности свободного доступа в лес населения. Мероприятие это у нас новое и к нему еще не везде привыкли. Но оно, безусловно, необходимо и проводить его нужно со всей решимостью. Тем более, что в случае производственной или иной необходимости пойти в лес в периоды запрета все-таки можно, нужно только иметь разрешение от лесхоза. При групповом выходе в лес назначается старший группы, обеспечивающий пожарную безопасность во время нахождения группы в лесу. То же самое осуществляется и в отношении владельцев транспортных средств, которые, кроме того, обязываются иметь при себе простейший противопожарный инвентарь. Все это дисциплинирует людей и в случае возникновения пожара облегчает выявление его виновников.
К сожалению, население недостаточно серьезно относится к выполнению постановлений местных Советов народных депутатов о временном запрете на свободное посещение особо опасных в пожарном отношении массивов леса. По сообщению заместителя министра лесного хозяйства РСФСР Б. А. Флерова, летом 1972 года в Московской области в течение недели после объявления решения Мособлисполкома о временном запрещении доступа в лес отдыхающих было задержано, более 22 тысяч человек, не посчитавших своим долгом его выполнить. За это же время здесь было остановлено 2500 мотоциклов, 6600 легковых автомобилей, 2000 автобусов. В июне 1975 года из лесов Орехово-Зуевского района Московской области участниками специально проведенного рейда было возвращено в течение одного дня более 500 человек. В Бишимбаевском лесхозе Свердловской области при таком же рейде в лесах было задержано 300 человек. Аналогичные рейды проводились и в некоторых других районах. И всюду одно и то же: масса неорганизованных людей в лесу, несмотря на временный запрет посещения лесов. В чем причина?
О наступлении чрезвычайной пожарной опасности и запрещении в связи с этим неорганизованного доступа в лес население широко оповещается через местную печать, по радио и путем установки многочисленных аншлагов. Не знать при таком положении о принятых решениях практически невозможно. Мы считаем, что одной из причин нарушения является огульность запретов. Ведь запрещается доступ в леса иногда на территории целых областей и притом на долгое время, в течение которого в отдельных районах выпадают дожди, но запрет не снимается. Поэтому население не может всерьез относиться к запрещению доступа в лес. Да и работники лесной охраны зачастую оказываются в двусмысленном положении: зная, что пожарная опасность в данное время низкая, они по долгу службы должны не допускать людей в лес якобы по причине высокой пожарной опасности.
Выход из создавшегося положения мы видим в четком определении сроков запрета. В решениях ни в коем случае не следует указывать дату, с которой запрещается доступ в лес, заранее обусловив этот запрет лишь периодами с высокой и чрезвычайно пожарной опасностью по условиям погоды в каждом районе. Классы пожарной опасности должны определяться и прогнозироваться для районов (лесхозов) органами Гидрометслужбы и объявляться по местному радио и в местной печати. При таком положении не будет необоснованных запрещений посещения леса, возмущающих население, что резко снизит количество нарушений и облегчит и активизирует работу лесной охраны.
Остановимся теперь на очистке вырубок. Известно, что в основных районах лесозаготовок более половины всех пожаров возникает на лесосеках. Главной их причиной принято считать плохую очистку вырубок. Но такое мнение нельзя признать правильным.
Дело в том, что основной проводник горения — мохово-лишайниковый и мертвый покров — при очистке остается на лесосеке, причем мощность его даже увеличивается за счет мелких порубочных остатков (хвоя, листья, обломки веток). Лишенный затеняющего влияния полога покров быстро просыхает и делается пожароопасным. Чем меньше остается на вырубке тонкомера, подроста, подлеска и хлама, тем быстрее происходит высыхание покрова. Более того, чем чище вырубки, тем охотнее посещаются они людьми с целью сбора ягод и пастьбы скота, а где люди, там и источники огня. Следовательно, никак невозможно сократить число загораний на вырубках путем их тщательной очистки. Но зато сами пожары на очищенных вырубках не принимают такой силы, как на захламленных, и бороться с ними гораздо легче, если применять непосредственное тушение кромки или пассивные приемы борьбы; в случае же косвенного тушения (отжигом) различия между очищенными и неочищенными вырубками незначительны.
Из известных способов очистки раньше широко практиковался огневой способ — сжигание порубочных остатков в кучах. При этом возникало большое количество пожаров в процессе самой огневой очистки. Кроме того, огнем повреждалось много подроста и самосева, вследствие чего активно размножались стволовые вредители. Сейчас этот способ используется редко.
Широкое распространение получили безогневые способы очистки, например сбор порубочных остатков в кучи и валы. Такой способ облегчает посев и посадку леса, но, к сожалению, не снижает пожарную опасность на вырубке, так как кучи и валы порубочных остатков, по имеющимся данным, длительное время остаются пожароопасными и долго не перегнивают.
С давних пор известен способ очистки путем равномерного распределения порубочных остатков по вырубке. В настоящее время он почти не используется, так как перед разбрасыванием по инструкции требуется измельчать порубочные остатки, что сделать вручную весьма трудно.
В США и Канаде создают и используют машины для измельчения порубочных остатков и перемешивания их с грунтом. У нас почти такой же способ очистки имеет место при узколенточной разработке лесосек, когда порубочные остатки складываются на волоки под гусеницы тракторов.
И наконец, теоретически должны снимать вопрос об очистке вырубок трелевка и вывозка деревьев с кронами, получившие сейчас очень широкое распространение. Так что больше внимания следует уделять не очистке, а противопожарному устройству вырубок. В процессе лесоразработок вырубки расчленяются лесовозными дорогами и волоками, на них имеются ручьи, лощины и сырые участки. Поэтому главнейшим элементом противопожарного устройства вырубок является составление их подробных планов и абрисов с обозначением всех дорог и естественных рубежей, которые можно использовать при остановке пожара отжигом.
Без подробных лесопожарных карт затруднено правильное противопожарное устройство не только вырубок, но и всей лесной территории, однако таких карт у нас, к сожалению, пока нет.
Разработка и проектирование противопожарных мероприятий долгое время были прерогативой лесоустройства. Оно занимается этими вопросами и теперь, определяя не только противопожарное устройство территории каждого лесхоза, но и организацию ее охраны от пожаров наряду со всеми другими лесохозяйственными мероприятиями. Кроме того, составляются также Генеральные планы противопожарного устройства территории в пределах отдельных областей, краев и республик, рассчитанные на срок до 15 лет. При этом планы противопожарного устройства лесхозов входят в общий план в качестве составных частей.
В планах противопожарного устройства территории предусматриваются все мероприятия, направленные на предотвращение лесных пожаров, включая организацию службы наблюдения за пожарами и борьбы с ними с учетом наземных и авиационных средств. Что же касается собственно устройства территории, то оно заключается прежде всего в расчленении крупных лесных массивов на части с выделением особо опасных в пожарном отношении участков. К ним относятся сосновые молодняки и средневозрастные древостой на сухих песчаных почвах, расположенные вблизи населенных пунктов, а также вдоль дорог и по берегам рек и озер, где пожары возникают чаще всего.
Идея расчленения леса разрывами, просеками, минерализованными полосами на отдельные блоки была высказана русским лесоводом С. Г. Натом еще в 1902 году, хотя уже в то время, видимо, она была не новой. Главным считалось и считается добиваться при этом полного замыкания преград вокруг каждого блока, исходя из предположения, что тогда пожар не сможет вырваться из блока и произойдет его пассивное тушение без вмешательства человека.
К сожалению, подобные предположения, как правило, не оправдываются. Серия огневых опытов в сосновых молодняках, проведенная в 1972 году В. В. Фуряевым под руководством профессора Н. П. Курбатского, показала, что даже при окаймлении блоков минерализованными полосами шириной 1,4 метра и при величине блока всего лишь 0,06 гектара, вероятность выхода из него низового пожара средней силы составляет 72 процента. В случае увеличения размеров блока до 4 гектаров вероятность выхода пожара составит уже 99 процентов.
Таким образом, пассивное тушение возникающих, пожаров может происходить лишь в случае расчленения территории на очень мелкие блоки-клетки. Столь густая сеть минерализованных полос экономически оправдана только в местах, где очень много источников огня, например по берегам водоемов, служащих местом Еоскресного отдыха горожан. Раньше по такому же принципу устраивали в Западной Европе полосы вдоль железных дорог, но с исчезновением паровозов надобность в них отпала.
Кроме минерализованных полос, которых создается до 15 тысяч километров в год, ежегодно прокладывается еще около 5 тысяч километров противопожарных разрывов шириной 50 метров и более. Они эффективны против сильных низовых пожаров, но верховые пожары их, как правило, преодолевают, так как, по данным Э. И Еалепдика, разрывы усиливают ветер, который раздувает пожар и перебрасывает искры через разрывы. Противопожарные разрывы особенно охотно прокладывают в малолесных областях, главным образом, с целью получения дополнительной древесины.
Наблюдения показывают, что верховые пожары могут задерживаться участками лиственного леса, если под их пологом имеется сеть из минерализованных полос. Такие участки леса именуются противопожарными заслонами.
В настоящее время создание противопожарных заслонов широко пропагандируется у нас Н. П. Курбатским и его учениками, разработавшими конкретные рекомендации. И НУЖНО сказать, что их пропаганда дает свои плоды. В Литве, например, из общей протяженности противопожарных барьеров 13 тысяч километров на долю заслонов уже теперь приходится 12 процентов. Особенно важно создание таких заслонов вдоль шоссейных и железных дорог, где пожары возникают особенно часто. Противопожарные заслоны в виде 30—50-метровых полос из древостоев с преобладанием лиственных пород рекомендуется создавать также по обеим сторонам электротрасс и трубопроводов, а в отдельных случаях (меньшей ширины) и вдоль просек. Одно из важнейших преимуществ противопожарных заслонов перед разрывами — их меньшая стоимость и большая надежность. И хотя формирование таких заслонов требует времени, зато и служат они значительно дольше.
Для сохранения от огня сосновых культур, создаваемых на сухих почвах (например, на песках или застарелых вересковых пустошах) рекомендуется разделять их на блоки заслонами в виде дорог, окаймленных полосами из лиственных пород, в частности из березы. В Литве эти рекомендации проверены практикой. Величина отдельных блоков с культурами сосны варьирует здесь от 10 до 15 гектаров, причем внутри блоков дополнительно создаются сравнительно неширокие полосы из лиственных пород, разделяющие каждый блок на 2—3 секции. При хорошей постановке службы наблюдения за пожарами и густой дорожной сети такая мера вполне себя оправдывает и крупных пожаров здесь, как правило, не бывает.
Как видим, даже при такой исключительно густой сети заслонов тушение пожаров происходит при активном вмешательстве человека, не говоря уже о редкой сети с блоками в 200—500 гектаров. Активное тушение пожаров необходимо применять с целью спасения хотя бы части леса внутри блока. При активном тушении пожаров всю совокупность преград следует рассматривать только как сеть заранее созданных опорных линий. В присутствии людей предварительная замкнутость блоков не является уже столь обязательной.
Если пожар находится далеко от преграды, то тушильщики не будут ждать, пока он подойдет к преграде, а проложат новую опорную линию. Минимальное расстояние от преграды, на котором уже целесообразно создавать новую опорную линию для остановки пожара, можно рассматривать как границу зоны действия преграды.
Вполне очевидно, что расстояние между предварительно созданными преградами не должно превышать ширину зоны их действия, иначе сеть преград превратится в бумажную фикцию. С другой стороны, затраты на создание сети преград должны полностью окупаться уменьшением ущерба от пожаров. Первое условие не дает создавать слишком редкую сеть, а второе — слишком густую.
От чего зависит ширина зоны действия преграды? Чем крупнее и сильнее пожар и чем быстрее он движется, или чем меньше возможный ущерб на единице площади, тем шире зона действия преграды. Наши предварительные расчеты показывают, что создание сети преград (опорных линий) выгодно в таких массивах, где средняя площадь пожара превышает 200 гектаров, то есть там, где не хватает сил и средств пожаротушения. Там же, где обнаружение пожаров и доставка людей делаются своевременно и пожары ликвидируются в самом начале, редкая сеть преград оказывается почти бесполезной, а густая сеть не может быть создана по экономическим соображениям. Единственным выходом является проектирование искусственных преград в виде дополнения к уже существующей сети опорных линий, состоящей из дорог, троп, ручьев, сырых участков, минерализованных полос, разрывов и проч. Такое проектирование трудно осуществить без крупномасштабных лесопожарных карт.
Поскольку быстрая доставка людей и техники — главный залог успеха в борьбе с пожарами, важнейшим элементом противопожарного устройства является повышение доступности территории. Н. П. Курбатский считает, что все искусственные преграды (заслоны, разрывы, минполосы) должны включать в себя в качестве составного элемента дороги и тропы, чтобы сделать территорию доступной. К числу необходимых мероприятий относится поддержание лесовозных дорог и тракторных волоков, остающихся на лесосеках после ухода лесозаготовителей, в минерализованном и проезжем состоянии. В горных лесах полезно проводить расчистку и прокладку троп, а в зоне авиационной охраны лесов необходимо учесть все вертолетные площадки.
Исключительно важное противопожарное значение имеет строительство в лесах дорог противопожарного назначения, устройство удобных подъездов для забора воды при тушении пожаров из рек и озер, а также создание искусственных водоемов там, где естественных водоисточников не имеется или они слишком малы. Объем этих работ из года в год возрастает. В целом за девятую пятилетку в лесах нашей страны построено 44 тысячи километров дорог противопожарного назначения и создано более 4 тысяч противопожарных водоемов.
Несмотря на ежегодное увеличение ассигнований на охрану лесов, лесхозы не всегда имеют возможность выполнять намеченные мероприятия по противопожарной профилактике в полном объеме. Поэтому привлечение некоторыми управлениями лесного хозяйства средств других ведомств нужно считать вполне закономерным. Так, в Тюменской области, где повышенная горимость лесов в последние годы обусловлена деятельностью нефтяников, часть средств на охрану лесов от пожаров выделяется Министерством нефтяной и газовой промышленности. В Удмуртской АССР общие затраты на пожарную профилактику составляют 208 рублей на 1000 гектаров лесной площади, из них более 40 процентов приходится на учреждения других министерств и ведомств. Аналогичные примеры общегосударственного подхода к сохранению лесов от пожаров имеются и в некоторых других областях, хотя они еще не стали нормой.
Большую помощь в противопожарном устройстве могут оказывать местные жители, а также рабочие городских учреждений и предприятий в закрепленных за ними зонах отдыха. Хороший опыт организации такой работы имеется, например, в Дзержинском лесхозе Горьковской области, где только в течение 1974 года силами рабочих и служащих учреждений и предприятий города Дзержинска было очищено от захламленности около 800 гектаров леса. Аналогичные работы проводятся в Щелковском лесхозе Московской области, в Серебряноборском опытном лесничестве под Москвой и целом ряде других пригородных лесхозов и лесничеств.