Передмова
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.
Одной из основных задач, стоящих перед естественными науками, является разработка фундаментальных проблем, имеющих междисциплинарное значение. В Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года указано: «В области естественных и технических наук сосредоточить усилия на решении следующих важнейших проблем:
… изучение строения, состава и эволюции Земли, биосферы, климата, Мирового океана, включая шельф, с целью рационального использования их ресурсов, совершенствования методов прогнозирования погоды и других явлений природы, повышения эффективности мероприятий в области охраны окружающей среды; развитие экологии». Практическая реализация этой задачи в известной мере связана с деятельностью советских географов.
Общее землеведение — основа фундаментального географического образования в нашей стране. Роль этой научной дисциплины и соответствующего ей учебного курса неустанно повышается в связи с экологизацией образования, выполнением ряда международных программ, предусмотренных Всемирной стратегией охраны природы, программой ООН «Человек и среда» и другими документами.
Задачи общего землеведения как учебного курса должны отвечать современной проблематике науки и месту, которое занимает оно в науках о Земле и Космосе. Концепция общего землеведения как учебного курса создавалась на протяжении 50—70-х годов такими крупнейшими учеными-географами, как академики С. В. Калесник, К. К. Марков, на основе учения академиков А. А. Григорьева о географической оболочке и В. И. Вернадского о биосфере как естественных образованиях, не измененных деятельностью человеческого общества. Современное общее землеведение объединяет кроме значительного багажа знаний о географической оболочке, полученных естествоиспытателями второй половины XIX — начала XX в., новые данные и целые системы представлений, которые вызвали революцию в естествознании. Это — космическое землеведение, зародившееся в Советском Союзе в начале 70-х годов; исследования физической географии Мирового океана, результаты разработки проблемы использования естественных ресурсов Земли и управления природными процессами (глобальной экологии); внедрение в науки о Земле концепций общей теории систем и кибернетики о саморегулировании, самоорганизации, наличии сложных систем управления в географической оболочке. В свете сказанного основную цель общего землеведения можно сформулировать следующим образом: изучение географической оболочки как целого для оптимизации окружающей природной среды и управления географическими процессами на планетарном уровне. Важность решения этой задачи подтверждена международными, межправительственными и другими соглашениями. Она в разных аспектах курируется ООН (комиссия «Человек и биосфера»), ЮНЕСКО, Научным советом стран — членов СЭВ по комплексной задаче «Разработка мероприятий для сохранения природы» (с 1971 г.), Международным советом научных обществ и его Комитетом по проблемам окружающей среды, Международным географическим союзом (комиссия по проблеме «Человек и среда» с 1972 г.) и др. Проблематика общего землеведения приобрела определенное военно-политическое значение.
В учебнике отражены проблемы и современные научные результаты в области изучения географической оболочки — среды обитания человеческого общества и объекта общего землеведения, разработанные преимущественно в течение последнего десятилетия. На основе концепции целостности географической оболочки охарактеризованы процессы энерго- и массообмена в геосферах и между ними, описаны (впервые в учебной географической литературе) механизмы автоматического регулирования и управления, поддерживающие динамические равновесия в природе и могущие служить эффективным средством решения экологических проблем. Обобщены результаты исследований воздействия человечества на планетарные географические процессы, показаны реальные возможности управления этими процессами с целью сохранения природных равновесий, предотвращения экологической «катастрофы», о которой все чаще и все более панически говорят буржуазные ученые, и оптимизации окружающей среды.
Авторы учебника считают, что постановка этого курса в высшей школе в определенной мере определяет характер всего последующего обучения студентов. Несомненно, географ будущего — это специалист в области конструктивно-преобразовательной географии, поэтому в учебнике приведены такие научные факты и изложены такие проблемы, которые в наибольшей мере, по мнению авторов, отвечают современным задачам учебной дисциплины и формирования будущих специалистов.
Введение и вторая глава написаны профессором, доктором географических наук К. И. Геренчуком, главы третья и четвертая — доцентом, кандидатом географических наук В. А. Боковым, главы первая и пятая — доцентом, доктором технических наук И. Г. Черваневым. Общее научно-методическое руководство при создании учебника осуществлено профессором К. И. Геренчуком.
Авторы