7 років тому
Немає коментарів

Sorry, this entry is only available in
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.

Уже не раз указывалось, что сообщества тесно связаны с соот­ветствующими условиями; однако можно представить себе на земной поверхности ряд участков, находящихся в крайне близких условиях существования, но флора и растительность которых будет Очень сильно различаться (например, наши и североамери­канские степи, наши и американские широколиственные леса и т. д.). Лишь физиономия этих соответствующих сообществ будет очень сходной в силу близости экологических условий..

Причиной, почему при сходных условиях имеются различные наборы видов, является несовпадение Их ареалов. Последние же в очень многих случаях связаны с историей тех или иных участков суши. Так, если две территории издавна были разъединены между собой, то, естественно, их флора должна самым коренным обра­зом различаться. Мы приходим, таким образом, к установлению того факта, что без знания истории территории понять сообщество в его флористическом сложении невозможно.

Нередко можно видеть, что одни флористические элементы являются более новыми, другие же — более древними. Это происхо­дит оттого, что сообщество складывается постепенно, а с другой стороны, здесь нередко мы имеем наследие далё­кого прошлого. Так, если какая-либо территория издавна существует как суша, то в современной растительности могут находиться такие элементы, которые сохранились от прежних времён, нередко с иными климатическими условиями. Другими словами, можно предположить, что некоторые современ­ные сообщества представляют ряд наслоений, ряд пережитков прошлых отношений. Эти пережитки обычно мало гармонируют с современными экологическими условиями и ведут к той или иной дисгармонии.

Сопоставляя все приведённые выше соображения, можно сказать, что под растительным сообществом нужно понимать вполне закономерные сочетания видов, сложившиеся: 1) в результате взаимоотношений между видами, 2) приспособлений к условиям данной среды и 3) связанные с исто­рией данной территории и её флоры; как следствие — они являются достаточно устойчивыми.

Если так понимать сообщество, то можно ли считать таковыми посевы культурных растений, сочетания сорных растений и др.? Очевидно нет, так как подобные сочетания прежде всего неустой­чивы (например, посевы, предоставленные самим себе, сейчас же сменяются другими группировками) и обнаруживают все признаки первоначальных растительных сочетаний. Чтобы отличить эти пер­воначальные сочетания от сложившихся сообществ, их целесооб­разно называть просто «группировками» (сюда же относятся первые стадии смен — см. выше). Группировки могут быть естественными и искусственными. Таким образом, сочетания растений подразделяются на группировки и сооб­щества.

Мы должны изучать как те, так и другие, так как группировки обычно являются первыми стадиями при формировании сооб­ществ и постепенно в них переходят.

Некоторые авторы все группировки растений называют сооб­ществами (включая сюда посевы и др.); однако в этом случае объединяются сочетания, качественно очень различные (Следует иметь в виду, что поставленный автором вопрос решается не так просто. Культурные посевы являются также результатом историче­ского развития.

Культурные сообщества, иногда двух- и трехярусные, несомненно являются результатом длительного подбора растений со стороны человека, проводимого им с учётом природной обстановки.

Человек изменяет не только природные соотношения, сложившиеся в результате многовекового исторического развития растений и сообществ, но и создаёт новые формы растений, перестраивает их отношения.

Осушая болота, выкашивая луга, человек изменяет сложившиеся в природной обстановке соотношения растений. Наши степи ещё до их распашки подвергались длительному воздействию человека. Нетронутые культурой степи — явление весьма отдалённого времени. Однако мы, в том числе, и автор книги, считаем современные степи естественными сообще­ствами.

Посадка полезащитных лесонасаждений в степной зоне, создание пру­дов и водоёмов, облесение песков, введение травопольных севооборотов, мероприятия по снегозадержанию — проводимые по правительственному плану, коренным образом изменяют природные соотношения в степной зоне, в том числе и отношения между видами в сообществах.

Культурные сообщества, являясь частью культурного ландшафта, являются, таким образом, сложным историческим образованием. Они раз­личны при разных системах земледелия, на различных этапах развития человеческого общества. Они имеют свои закономерности, отражающие влияние не только человека, но и физико-географической среды. До сих пор, однако, эти закономерности недостаточно вскрыты и подлежат деталь­ному изучению. (Ред.)).