8 років тому
Немає коментарів

Sorry, this entry is only available in
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.

Растительные организмы очень сильно зависят от тех внешних условий, которые их окружают; пределы растительной жизни достаточно широки: растения могут существовать и на далёком севере при крайне низких зимних температурах (до —60° и более); могут расти и в сухих, знойных пустынях, где температура на поверхности почв достигает 80°; могут существовать в горячих источниках и в холодных северных морях, в глубинах морей и на высочайших горах. Можно думать, что на земной поверхности нет вообще мест, где не могли бы существовать растения; если, однако, растений нет на далёком севере и юге, то этому мешают вечные снега и льды, но каждый участочек суши, освобождающийся на короткое полярное лето ото льда, имеет те или иные виды растений.

Раз мы имеем такую широкую амплитуду внешних условий, то естественно, что растительные организмы должны были к этим условиям соответственно приспособляться, и, конечно, растения тропиков, полярных стран, водных глубин или засушливых пу­стынь должны физиономически и экологически представлять со­вершенно разные типы.

Но и в пределах одного и того же вида наблюдается обычно очень значительная изменчивость, так как различные особи одного и того же вида могут произрастать в достаточно различных усло­виях: одно растение растёт на более сухом месте, другое — на более влажном, одно растёт на полном солнечном свету, другое — в тени; более плодородные почвы способствуют более пышному росту, более тощие дают угнетённые экземпляры и т. д.

Повседневные наблюдения убеждают нас в этом: комнатные растения, выросшие на окнах, обращенных на юг и на север, очень сильно отличаются по своей внешности; унавоженная грядка в саду является условием для получения хороших овощей, для развития пышноцветущих растений и пр.

В ряде случаев можно наблюдать, что даже один и тот же экземпляр перестраивается в своём развитии и внешнем виде при изменении внешних условий. Так, комнатные растения при пере­становке их со светлого окна на тёмное будут сильно реагировать на изменение условий, меняясь в своих внешних формах. То же имеет место и в тех случаях, когда высыхает водоём и растение водоёма оказывается в совершенно других условиях. Всё время внешняя среда влияет на растения формирующе.

В природе можно подобрать ряд особей одного и того же вида, выросших в различных внешних условиях и настолько не похо­жих друг на друга по своим вегетативным частям, что их легко можно принять за различные виды; всё это — результат воздей­ствия окружающих условий; эти воздействия очень разнообразны и многочисленны.

Тот отдел ботаники, который изучает взаимоотношения между растениями и внешней средой, называется экологией. Морфолог изучает и классифицирует внешние формы растений и закономерности их внеш­него и внутреннего сложе­ния; эколог ставит эти формы в связь с внеш­ними условиями, стараясь их объяснить, исходя из последних.

Растения чрезвычайно чутко реагируют на изме­нение внешних условий. Это характерно для вегетативных органов (вели­чина и форма листьев (рис. 20), интенсивность опушения,   длина  междоузлий, форма кроны деревьев (рис. 21) и т. п.). В меньшей степени изменяются органы, связанные с размножением растений, которые обычно и используются в качестве систематических признаков (форма венчика, число тычинок, форма пестика, плода и т. п.). Направленно изменяя внешние условия, можно получить адекватные (соответственные воздействию) изменения природы расти­тельного организма. В СССР в этом направлении ведутся большие работы. Особенно большие достижения в области переделки при­роды растений принадлежат И. В. Мичурину, акад. Т.Д. Лы­сенко, достижения которых широко используются в нашем сельском хозяйстве.

Надводные и подводные листья у кабомбы

Надводные и подводные листья у кабомбы

Значение экспериментальной экологии огромно — здесь имеется возможность изменять по нашему желанию растительные формы и направлять их по заранее избранному плану. Разрешение вопро­сов луговодства, лесоводства, полеводства и других, теснейшим образом связанных с экологическими проблемами, а также вопро­сов подбора засухоустойчивых и морозостойких форм, акклиматизации и продвижения культур в тундры и в пустыни, создание новых, практически ценных сортов растений, немыслимо без глу­боких экологических исследований (в соединении с работами се­лекционными, морфологическими и др.).

Сосны, выросшие на открытом месте и в лесу

Сосны, выросшие на открытом месте и в лесу

Однако не только среда оказывает мощное влияние на расте­ния, но и растения сильно воздействуют на среду. Достаточно указать на значение лесов, сведение которых ухудшает климат, закрепление движущихся песков растениями. Почвы создаются при обязательном и важном участии расте­ний. Почва включает в себя растительные остатки. Растения создают структуру почв, что резко улучшает их агрономические свойства. В этом основа эффективности травопольной системы земледелия. Разводимые у нас на юге эвкалипты осушают болотистые пространства. Всем известно сильное влияние болот и торфяников на климат страны, а они созданы целиком расте­ниями — остатками сфагновых и зелёных мхов, различными цветковыми   болотными   растениями.

Огромное значение для экологии растений имеет теория стадийного развития акад. Т. Д. Лысенко, новым светом осветившая учение об онтогенезе, об индивидуальном раз­витии растений с позиций подлинного творческого дарвинизма. Онтогенез и филогенез теснейшим образом связаны, протекая в тесном взаимодействии с внешней средой. Онтогенез, филогенез и внешняя среда, в которой протекает и протекало развитие ра­стений в прошлом, представляют собой единство.

Теория стадийного развития, устанавливая ряд стадий раз­вития организма — стадии яровизации, световую и др., — подчёр­кивает решающую роль внешних условий в развитии растения. Т. Д. Лысенко показал, что жизненный цикл растения — от семени и до образования новых семян — состоит из разнокачественных этапов, или стадий, развития. Про­хождение стадий развития может быть успешным лишь при опре­делённых условиях внешней среды. Стадии развития являются определёнными, качественно переломными моментами в развитии растений, — без прохождения их невозможен дальнейший нор­мальный путь развития растительного организма. Например, без прохождения стадии яровизации (при определённых для разных растений температурных границах) растения не перейдут к раз­множению, к образованию половых органов.

Теория стадийного развития даёт нам ключ к пониманию зако­номерностей эволюционного процесса, протекавшего в тесном един­стве онтогенеза, филогенеза и среды. В этом заключается огром­ное общебиологическое значение теории стадийного развития. Познание закономерностей развития растительного организма позволяет человеку активно вмешиваться в его ход, направляя его по нужному нам руслу, изменяя его в нужном для нас направлений. Изменяя условия среды во время прохождения растением тех или иных стадий, заставляя его ассимилировать из окружающей среды несвойственные его природе, вещества, мы изменяем коренным образом привычный для организма ход обмена веществ. Этим самым мы перестраиваем его наследственную природу.

И в дикой природе — при тесном единстве растения со средой в их современном и прошлом развитии — действуют те же законы. Изменение внешних условий при колебании экологических факторов определённым образом сказывалось на развитии и фор­мировании   растений.

Изучение взаимоотношений растения и среды в их единстве — единственно правильный путь в экологии растений.