3 роки тому
Немає коментарів

Sorry, this entry is only available in
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.

Марксизм рассматривает историю человечества как единый и закономерный процесс развития от низшего к высшему. В основе этого процесса лежит общественно-трудовая деятельность людей, которая во всякий данный исторический момент имеет определенную экономиче­скую форму. Последовательно сменяющие друг друга экономические эпохи в истории человечества (общест­венно-экономические формации) отличаются одна от другой как все возрастающим уровнем развития произ­водительных сил общества, так и той общественной фор­мой, в которой происходит развитие производительных сил. К. Маркс и В. И. Ленин выделяют пять обществен­но-экономических формаций в истории человеческого общества: архаическую, или первобытнообщинную, антич­ную, или рабовладельческую, феодальную, или крепост­ническую, буржуазную, или капиталистическую, и, нако­нец, коммунистическую с социализмом в качестве первой фазы.

Только с коммунистической формации начинается подлинно человеческая, т. е. сознательная, разумная, история, а все предшествующие ей формации есть не бо­лее как предыстория человечества.

Марксистская периодизация истории по общественно-экономическим формациям исходит из того фундамен­тального факта, что трудовая деятельность людей есть главное содержание их существования и развития.

Соответственно этому марксизм признает вполне на­учной периодизацию истории по материально-техниче­скому признаку, т. е. подразделение человеческой исто­рии на века: каменный (с более дробными подразделе­ниями — древний каменный век, или палеолит, и новый каменный век, или неолит), бронзовый и железный. Про­должая эту периодизацию, некоторые авторы выделяют в новейшей истории «век пара и электричества» и, нако­нец, век, в который вступает человечество в наши дни,— «атомный век».

На основе периодизации истории по общественно-эко­номическим формациям возможна более общая периоди­зация по признаку социальных отношений:

а) доклассовое общество;

б) классовое общество (рабство, крепостничество, капитализм);

в) бесклассовое общество (социализм и коммунизм). В социалистическом обществе религия утрачивает

какое бы то ни было влияние на общественную жизнь, она постепенно устраняется из общественного сознания и быта народа. Из этого следует, что религия идет к оче­видному и неотвратимому концу: в коммунистическом обществе люди будут полностью свободны от религиоз­ных предрассудков.

Спрашивается: как же обстоит дело с началом рели­гии? Всегда ли существовала религия, и если не всегда, то когда, как и почему она возникла?

Рассматривая религию как явление историческое, т. е. обусловленное и порожденное определенными обществен­ными причинами и обстоятельствами, исследователь, стремящийся установить время возникновения религии, должен шаг за шагом проследить древнейшую историю человечества.