Періодизація історії
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.
Марксизм рассматривает историю человечества как единый и закономерный процесс развития от низшего к высшему. В основе этого процесса лежит общественно-трудовая деятельность людей, которая во всякий данный исторический момент имеет определенную экономическую форму. Последовательно сменяющие друг друга экономические эпохи в истории человечества (общественно-экономические формации) отличаются одна от другой как все возрастающим уровнем развития производительных сил общества, так и той общественной формой, в которой происходит развитие производительных сил. К. Маркс и В. И. Ленин выделяют пять общественно-экономических формаций в истории человеческого общества: архаическую, или первобытнообщинную, античную, или рабовладельческую, феодальную, или крепостническую, буржуазную, или капиталистическую, и, наконец, коммунистическую с социализмом в качестве первой фазы.
Только с коммунистической формации начинается подлинно человеческая, т. е. сознательная, разумная, история, а все предшествующие ей формации есть не более как предыстория человечества.
Марксистская периодизация истории по общественно-экономическим формациям исходит из того фундаментального факта, что трудовая деятельность людей есть главное содержание их существования и развития.
Соответственно этому марксизм признает вполне научной периодизацию истории по материально-техническому признаку, т. е. подразделение человеческой истории на века: каменный (с более дробными подразделениями — древний каменный век, или палеолит, и новый каменный век, или неолит), бронзовый и железный. Продолжая эту периодизацию, некоторые авторы выделяют в новейшей истории «век пара и электричества» и, наконец, век, в который вступает человечество в наши дни,— «атомный век».
На основе периодизации истории по общественно-экономическим формациям возможна более общая периодизация по признаку социальных отношений:
а) доклассовое общество;
б) классовое общество (рабство, крепостничество, капитализм);
в) бесклассовое общество (социализм и коммунизм). В социалистическом обществе религия утрачивает
какое бы то ни было влияние на общественную жизнь, она постепенно устраняется из общественного сознания и быта народа. Из этого следует, что религия идет к очевидному и неотвратимому концу: в коммунистическом обществе люди будут полностью свободны от религиозных предрассудков.
Спрашивается: как же обстоит дело с началом религии? Всегда ли существовала религия, и если не всегда, то когда, как и почему она возникла?
Рассматривая религию как явление историческое, т. е. обусловленное и порожденное определенными общественными причинами и обстоятельствами, исследователь, стремящийся установить время возникновения религии, должен шаг за шагом проследить древнейшую историю человечества.