Історіографія давньої Греції. Частина друга
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.
Ценные сведения содержатся и в другом труде по эллинизму, принадлежащем тоже немецкому ученому Ю. Керсту. Опираясь на собранный им материал, Керст пытался проследить, как эллинский город-государство уступает место на исторической арене эллинистической монархии и эллинская культура превращается в мировую эллинистическую. Ответа на эти вопросы Керст, однако, ищет не в анализе социально-экономических особенностей эллинистической эпохи, а в мире идей; построение его носит идеалистический характер. Очень ценным, но опять-таки содержащим лишь фактический материал, должен быть признан вышедший в 1912 г. труд У. Вилькена и Л. Миттейса «Основные положения и хрестоматия по папирологии». В этом труде было собрано и систематизировано очень много интереснейших данных по социальной и экономической истории эллинистического Египта.
Интерес к эллинистической эпохе не ослабевает и в последующие десятилетия XX в. Создаются все новые труды и исследования, посвященные общим и частным вопросам истории эллинизма. Работы М. Кэри, Л. Омо, В. Тарна, У. Вилькена, Ф. Хейхельгейма, Р. Таубеншлага, Хеуса, Цанкана, А. Эймара, Е. Корнеманна, В. Эренберга и других ученых открыли много новых сторон экономической, социальной, политической и культурной жизни той эпохи. Небезынтересны попытки некоторых ученых — Цанкана, Эймара, Эренберга (особенно последнего в его опубликованной в 1958 г. работе о государстве греков и эллинистическом государстве) — суммировать накопленные наукой сведения о различных сторонах исторической жизни эллинистических государств. Это позволило им обнаружить в многообразных политических формах того времени некоторые общие черты и предложить определение общего типа эллинистического государства. Приходится, однако, констатировать, что при такого рода попытках буржуазные ученые не исходят из особенностей социально-экономической структуры эллинистических государств, а учитывают лишь формально-юридические и другие внешние признаки их исторической жизни. Поэтому такие определения государства эллинистического времени звучат неубедительно.
Существенный вклад в научную разработку истории эллинистической эпохи внесли и русские ученые. Академик С. А. Жебелев, автор ряда выдающихся работ по античной истории, еще в 1898 г. посвятил свою магистерскую диссертацию Афинам позднеэллинистического времени. Она называется «Из истории Афин 229—31 гг. до р. х.» и написана главным образом на основе документальных источников, подвергнутых тонкому и всестороннему анализу. В результате этой работы, получившей широкое признание и за границей, С. А. Жебелеву удалось пролить свет на многие сложные вопросы афинской истории, которые до того времени почти не были рааработаны. Продолжением этого исследования явилась опубликованная в 1903 г. большая работа «Ахаика», посвященная истории Греции уже в римскую эпоху. В 1955 г. к той же теме снова вернулся советский исследователь О. В. Кудрявцев в работе «Римские провинции Балканского полуострова». В этой работе уже с позиций марксистской методологии рассматривается история эллинских полисов, вступивших в римское время в полосу тяжелого затяжного кризиса, вызванного, по мнению О. В. Кудрявцева, прежде всего концентрацией земли в руках немногих.
Экономической истории эллинского Египта посвятил два своих труда и другой видный русский ученый М. М. Хвостов. В первом из этих трудов «История восточной торговли греко-римского Египта» (1907 г.) дается всесторонняя характеристика египетской торговли и экономических взаимоотношений Египта с другими эллинистическими странами. Второй труд М. М. Хвостова — «Текстильная промышленность в греко-римском Египте» (1914 г.) Содержание этой работы шире ее заглавия. Речь в ней идет не только о жизни египетского ткача-ремесленника, его взаимоотношениях с администрацией, технологической стороне производства и т. д., но и вообще о развитии ремесла в эллинистическо-римскую эпоху.
Русскому ученому М. И. Ростовцеву — до 1918 г. профессору Петербургского университета, затем эмигрировавшему за границу — принадлежит наиболее монументальный и основательный, по общему признанию, труд по социальной и экономической истории эллинистического мира, вышедший в свет в 1941 г. М. И. Ростовцев собрал и обработал колоссальный материал. Характеристики явлений социальной и экономической жизни эллинистического мира, составленные им, живы и ярки, многие наблюдения очень интересны, но по своим теоретическим взглядам и приемам работы М. И. Ростовцев примыкает к охарактеризованному выше направлению буржуазных историков-модернизаторов древности. Основными классами эллинистического общества он считает пролетариат и буржуазию. Реакционность взглядов М. И. Ростовцева особенно отчетливо проявляется в его оценках социальных движений эллинистического времени. Перевороты в греческих городах он называет революциями, которые, по его мнению, оказывали разрушающее воздействие на развитие культуры, были истинным несчастьем Греции III в. до н. э. Еще ранее в своей работе «Социальная и экономическая история Римской империи», вышедшей в 1926 г., М. И. Ростовцев пытался доказать, что античная цивилизация погибла в результате пролетарской революции в III в. н. э.
Эллинистическая эпоха не заслонила от русских ученых истории Греции предшествующего периода. Тот же С. А. Жебелев, наряду с исследованиями эллинизма, в многочисленных работах коснулся весьма широкого круга самых разнообразных вопросов греческой истории. А. В. Никитский написал специальную работу о дельфийских надписях (1895 г.) и еще ряд других исследований по греческой эпиграфике, а Н. И. Новосадский — общий курс греческой эпиграфики (1915 г.). Профессор Харьковского университета, а потом академик В. П. Бузескул посвятил Периклу особую монографию (1889 г.). В ней он выступил против несправедливых оценок этого деятеля некоторыми наиболее реакционно настроенными буржуазными учеными своего времени. В связи с находкой и опубликованием «Афинской политии» Аристотеля В. П. Бузескул написал большое исследование «Афинская полития Аристотеля, как источник для истории государственного строя Афин до конца V в.» (1895 г.), построенное на тщательном анализе текста политии и сопоставлении его со свидетельствами других античных авторов. В «Истории афинской демократии» (1909 г.) В. П. Бузескул возвращается к кругу вопросов, затронутому им в монографии о Перикле, и продолжает полемику с буржуазными западными учеными, оценивавшими афинский государственный строй с реакционно-модернизаторских позиций.
Большую известность приобрело «Введение в историю Греции» В. П. Бузескула, выдержавшее три издания. В этом «Введении» дается обстоятельный обзор источников по греческой истории и не менее обстоятельный очерк научной разработки греческой истории в XIX и начале XX в. По полноте и систематичности изложения этот труд не знает себе равных ни в нашей, ни в зарубежной литературе. Правда, он не свободен от известного эклектизма. Впрочем, и другие работы В. П. Бузескула не избежали влияния господствовавшего в его время в западной историографии направления, тенденциозно модернизирующего древнюю эпоху. Несмотря на полемику с наиболее реакционными представителями буржуазной науки (особенно немецкой), В. П. Бузескул в своих характеристиках экономической и социальной жизни древних греков нередко использует модернизаторские определения и оценки.
Подобный же недостаток присущ талантливо написанному общему труду по истории Греции акад. Р. Ю. Виппера под заглавием «История Греции в классическую эпоху» (1916 г.). Широко практикуемые автором этого труда приемы сравнительно-исторических сопоставлений позволили ему по-новому осветить некоторые вопросы греческой истории, но периодизация греческой истории и определения исторических особенностей отдельных периодов носят следы явного влияния модернизаторских построений.
Особой отраслью античной истории, в которой русским ученым и раньше принадлежала ведущая роль, оставалось Северное Причерноморье античной эпохи. Последние десятилетия XIX и первые XX в. характеризуются большими успехами русской науки и в этой области. Особая заслуга в этом принадлежит археологам, раскрывшим и исследовавшим на территории древнего Боспорского царства, городских территориях Херсонеса и Ольвии, а также в степной полосе, прилегающей к Черноморскому побережью, немало первоклассных памятников. Необычайно плодотворными были раскопки Ольвии, которые систематически, из года в год, начиная с 1900 г. проводил Б. В. Фармаковский, применявший строгую методику исследований. Эти раскопки явились своего рода школой для многих русских археологов. Накопленный в Ольвии опыт они потом с успехом использовали при других раскопках.
В ходе раскопок накопился значительный эпиграфический материал, который пополнялся многими случайными находками. Возникла настоятельная потребность в издании большого свода северочерноморских надписей. Эта задача в необыкновенно короткий для такой работы срок была разрешена акад. В. В. Латышевым. По поручению Русского археологического общества он подготовил к изданию и в 1885—1901 гг. издал трехтомное (первый том издавался два раза) «Собрание древних надписей Северного Причерноморья». Это «Собрание», не уступавшее лучшим зарубежным изданиям эпиграфических текстов, в дальнейшем приобрело мировую известность.
В. В. Латышеву принадлежит и ряд главным образом эпиграфических исследований, связанных с его работой над надписями, в том числе монография, посвященная истории Ольвии (1887 г.). Им же было издано очень ценное для всех занимающихся Северным Причерноморьем пособие — сборник текстов греческих и латинских авторов, которые писали о Северном Причерноморье и обитавших здесь племенах (ч. I, 1899; ч. II, 1904). Тексты снабжены переводами.
Многочисленные публикации и исследования отдельных боспорских надписей принадлежат В. В. Шкорпилу (они публиковались преимущественно в Известиях Археологической комиссии). М. И. Ростовцев выпустил в свет большое художественно-оформленное издание «Античная декоративная живопись на юге России» (1914 г.), куда вошли все наиболее интересные памятники этого рода. М. И. Ростовцеву принадлежит и большой труд под заглавием «Скифия и Боспор» (1925 г.). Это обстоятельный критический обзор литературных, эпиграфических и археологических источников по истории Боспорского царства и мира северочерноморских племен. Большую роль для изучения исторической жизни Северного Причерноморья сыграли и работы русских нумизматов А. В. Орешникова, А. Л. Бертье-Делагарда и П. О. Бурачкова. Изданный последним в 1884 г. «Общий каталог монет» и теперь еще не утратил своего значения.
Великая Октябрьская социалистическая революция открыла необычайно благоприятные возможности для развития всех общественных наук; в СССР были созданы условия для подлинно научной работы в области изучения прошлого человечества. В капиталистических же странах в этот период в так называемых академических кругах усилилось влияние реакционных группировок. Все это закономерно отразилось на историографии древней Греции.
После первой мировой войны и в Западной Европе и в Америке вышло в свет много работ по истории Греции. В подавляющем большинстве случаев они представляют собой исследования отдельных частных вопросов и не затрагивают больших принципиальных проблем.
В то же время стали выходить большие сводные труды типа «Всемирных историй», призванные подытожить отдельные частные исследования и на этой основе развернуть широкую картину исторического развития человечества. К таким коллективным трудам относится «Всемирная история» Г. Глотца, в которой древней Греции отведено четыре тома, и многотомная «Кембриджская история» (история древней Греции и эллинистической эпохи излагается во II—VIII ее томах). Оба эти издания представляют собой обширные обзоры исторических событий, трактуемых, как правило, модернистски. Отдельные разделы этих трудов, написанные разными авторами, лишь формально, механически связаны друг с другом. Внутренняя методологическая связь между ними отсутствует, и в целом они приобретают эклектический характер. В лучшем случае такие издания, снабженные пространными библиографическими указателями, историческими картами и другими приложениями, служат справочными пособиями.
В Германии после 1933 г. изучение истории Греции было подчинено целям фашистской пропаганды. Фашистские «историки» пытались с «расовой точки зрения» изложить историю древней Греции. Достижения эллинской культуры они объясняли появлением на Балканском полуострове племен «северного», «арийского» происхождения, влияние на греческую культуру стран древнего Востока преуменьшалось или вообще отрицалось и т. д. Само собой разумеется, что симпатии таких «историков» были не на стороне Афин, а на стороне Спарты, соответствующая интерпретация быта которой должна была дать образцы для немецкой военной муштры. Деятели, подобные Филиппу и Александру, всемерно идеализировались, так как были отнесены к типу «властителей». Приходится удивляться, что вся эта литература, никакого отношения не имеющая к науке, все же получила распространение в Англии и оказала некоторое влияние на английскую популярную историческую литературу.
После второй мировой войны буржуазная историография по сравнению с концом XIX и началом XX в. сделала шаг назад. Многие представители буржуазной исторической науки, стремящиеся сгладить остроту классовых противоречий в капиталистическом обществе, намеренно не замечают этих противоречий и в древности. Отсюда присущая им наклонность игнорировать резкую грань, отделявшую в античное время эксплуататоров от эксплуатируемых, привилегированных граждан от бесправных метеков, рабов от рабовладельцев. Одних буржуазных ученых это приводит к утрате интереса к социально-экономическим проблемам древней истории, которым уделяли такое внимание ученые предшествующего периода. Другие буржуазные историки вступают на путь голого эмпиризма или таких построений, которые противоречат фактическому материалу, отражающему ожесточенную классовую борьбу в античном обществе как обществе рабовладельческом.
Для X. Бенгтсона (автора «Греческой истории», изданной в Мюнхене в 1950 г., второе издание — в 1960 г.), У. Вилькена (8-е посмертное издание его «Греческой истории» вышло в Берлине в 1958 г.), Л. Омо (автора монографии о Перикле, изданной в Париже в 1954 г.), Китто (автора «Греческой истории», изданной в Лондоне в 1951 г.), Дж. Джианелли (автора истории Греции, изданной в 1951 г. в Риме) и многих других авторов работ по истории Греции вообще характерно стремление преуменьшить значение рабовладельческих отношений в античной Греции и удельный вес рабов. Даже В. Л. Вестерманн, посвятивший особую, изданную в 1955 г. монографию истории рабства в античном мире, старается подчеркнуть мнимую патриархальность в отношениях древнегреческих рабовладельцев со своими рабами. Восстания рабов, по мнению Вестерманна, якобы совершенно не повлияли на ход исторического развития античного общества.
От предшествующего периода современная буржуазная историография полностью унаследовала тенденцию модернизировать древность. Теория Бюхера, подчеркивавшего историческое своеобразие античной экономики, в наши дни почти утратила приверженцев. Как и раньше, многие буржуазные историки, далекие от стремления раскрыть общие закономерности в развитии исторического процесса, а то и вообще отрицающие существование такого рода закономерностей, исходят из совершенно произвольной предпосылки о мнимом сходстве современной им эпохи с эпохой античной. Поэтому, оперируя материалом, почерпнутым ими из античных источников, они стараются доказать или опровергнуть такие положения, которые по существу никакого отношения к античной истории не имеют и непосредственно связаны с животрепещущими проблемами нашего времени, трактуемыми очень часто с сугубо реакционных позиций.
Так, например, американские историки Мэрш, Крамер, Зиммерн и некоторые другие, провозглашая современное им американское капиталистическое государство прямым наследником и продолжателем традиций античной демократии, нарочито идеализируют политический строй древних афинян времени Перик-ла. Чтобы «обосновать» этот тезис, Мэрш в своей книге «Современные проблемы в античном мире», вышедшей в 1942 г., без всяких оговорок сравнивает безработных США с необеспеченными, лишившимися работы афинянами. Образование Афинской державы Мэрш объясняет стремлением афинского правительства «ликвидировать безработицу». Оправдывая программу так называемой демократической экспансии США, он ссылается на опыт древних Афин, чтобы «избежать ошибок, оказавшихся роковыми для афинского эксперимента».
В противоположность Мэршу другой американский историк профессор Принстонского университета Прентис в книге «Древняя Греция» (1940 г.) характеризует афинский государственный строй времени Перикла как «неограниченную власть самой широкой группы избирателей, наиболее безрассудных, наиболее фанатичных и наиболее безответственных». Этих «безответственных избирателей», порожденных «промышленным» развитием Афин, Прентис сравнивает с современным пролетариатом. Дальнейшие комментарии тут, как говорят, излишни.
В других случаях те же приемы модернизации связываются с иными концепциями. Например, уже упоминавшийся выше В. Эренберг в изданной в 1951 г. в Англии книге «Народ Аристофана. Социология античной комедии» приходит к выводу, что не крупные фабриканты и мануфактуристы, как у Эд. Мейера и Пельмана, а представители среднего класса — ремесленники, торговцы, интеллигенция — были главной движущей силой афинского общества. Однако по этому вопросу существуют и иные мнения. Очень авторитетный в западных ученых кругах и, кстати сказать, наименее подверженный влиянию модернизатор-ских тенденций ученый Г. Шефер в докладе на Римском международном конгрессе историков 1954 г. объявил главной движущей силой греческой истории родовую аристократию. Другие известные буржуазные ученые — Китто, Эймар, Корнеманн — вообще отказываются от поисков главных движущих сил в греческом обществе и объясняют, например, расцвет греческой культуры в V в. до н. э., исходя не из социальной обстановки, а из «национального характера древних греков». В подобных объяснениях исторических явлений нельзя не видеть вполне определенные симптомы явного упадка теоретической мысли.
Игнорирование или отрицание закономерностей исторического процесса в значительной мере обусловливает повышенный интерес ряда зарубежных историков к отдельным личностям античной эпохи. Деятельность этих личностей якобы определяет ход исторических событий и достижения целых народов. Французские историки П. Клоше в своей книге об афинской демократии, изданной в 1951 г., и Л. Омо в монографии о Перикле (1954 г.) высказывают мысль о том, что исторические судьбы Афин целиком зависели от таких деятелей, как Перикл и др. Ту же точку зрения разделяют авторы соответствующих разделов в многотомных «Всемирных историях», вышедших в послевоенные годы: издаваемой в Берне «Historia Mundi» и в Париже «Истории цивилизации». Особенно преувеличивается историческая роль таких завоевателей, как Александр Македонский За последние десятилетия ему посвящены десятки книг (Ф. Альтхейма, Омо, Ф. Шахермейера и др.). Содержание этих книг дает основание говорить о появлении среди некоторых зарубежных буржуазных ученых настоящего культа Александра. Вполне естественно, что такое гипертрофированное представление о роли отдельных исторических деятелей влечет за собой преуменьшение или даже сведение к нулю исторической роли народных масс. Наиболее реакционные представители буржуазной науки доходят до отрицания способности у народных масс к активной созидательной деятельности.
Наряду с этим в буржуазной историографии сохраняются и некоторые прогрессивные тенденции. Как в XIX, так и в начале XX в. за рубежом продолжают выходить отдельные исследования, обогащающие науку новыми историческими фактами. В одних случаях эти факты устанавливаются на основании до сих пор еще не изученных или малоизученных источников, в других — в результате нового истолкования уже известного ранее материала. Однако авторы таких исследований обычно недооценивают социально-экономической обусловленности исторических явлений. Таким, например, недостатком страдает интересная работа Митчелла «Экономика древней Греции», изданная в 1940 г. в Кембридже.
Две вышедшие в 1951 и 1952 гг. очень содержательные работы Дж. Файна и М. Финли о земельных отношениях и развитии кредита в древней Аттике также основаны на большом, тщательно обработанном документальном материале, частично впервые опубликованном. Исследования свободны от модернизации древности. Авторы их подчеркивают своеобразие и историческую неповторимость античной экономики, и тем не менее они затушевывают социальный антагонизм, порождаемый рабовладельческими отношениями. То же самое можно сказать об изданной в 1955 и 1956 гг. работе Лауффера, специально посвященной (что не часто встречается в буржуазной историографии) рабству в античной Греции. В этой работе содержится наиболее полный свод известного до сих пор материала о труде в Лаврийских серебряных рудниках, принадлежавших афинскому государству. Лауффер весьма обстоятельно освещает вопрос о численности занятых на этих работах рабов, условиях их труда в рудниках и надземных мастерских, деятельности рабовладельцев-арендаторов и подрядчиков и т. д. Однако автор этой работы использует любой повод, чтобы смягчить картину безжалостной эксплуатации несвободного труда, о которой свидетельствуют документы.
Несравненно более плодотворны труды тех зарубежных ученых, которые нашли в себе решимость коренным образом пересмотреть господствующие в буржуазной науке взгляды и встать на путь изучения древней Греции с позиций марксистской методологии. К таким ученым принадлежит английский историк Дж. Томсон. В 1949 г. он издал первый, а в 1955 г. второй том своих «Исследований по истории древнегреческого общества», которые охватывают наиболее ранний период исторической жизни древней Греции. В предисловии к этому труду Томсон пишет: «Моей задачей является переосмысление древнегреческого наследства в свете марксизма. Некоторые из моих критиков, по-видимому, склонны думать, что исследование истории Греции под таким углом зрения вообще теряет всякую привлекательность. Я же считаю, что лишь при таком аспекте оно вновь приобретает ценность». Хотя не со всеми положениями Томсона можно безоговорочно согласиться (он, например, чрезвычайно преувеличивает торговлю как фактор, воздействующий на процесс классообразования, иногда неоправданно сближает разновременные источники и т. д.), его работу, безусловно, следует расценить как один из наиболее значительных и ценных трудов по раннему периоду греческой истории из вышедших в послевоенные годы.
Большой интерес представляет и книга М. Уазон «Классовая борьба в древней Греции», вышедшая в Англии в 1947 г. Автор этой книги также стремится осмыслить общественную жизнь древних греков с марксистской точки зрения. М. Уазон тоже несколько преувеличивает значение торговли и недооценивает удельный вес рабовладельческих отношений, но в целом ее книга, несомненно, обогащает марксистскую историографию древней Греции.
Значительный вклад в изучение истории древней Греции внесли историки стран народной демократии, вооруженные марксистской методологией. Большой научный интерес представляют работы чешских историков П. Олива (по истории ранней Греции, в частности, по истории греческой тирании) и Л. Згусты (по северочерноморской просопографии), труды болгарского историка Георгиева, посвященные крито-микенскому периоду и проблеме греческого этногенеза, труды и исследования польских историков и археологов К. Маевского, К. Михаловского (в частности, его работы по истории античной техники), Ю. Ковальского (автора большой работы по истории греческой цивилизации), И. Бежуньской-Маловист (издавшей в 1949 г. специальное исследование по истории рабства в эллинистическое время) и ряда других.
В Германской Демократической Республике в 1955 г. был учрежден особый Институт греко-римских древностей (в системе Германской академии наук), который объединил историков, занимающихся античной эпохой В планы работы этого института, наряду с выпуском монографий, входят и издания документальных источников. Отдельные работы и исследования немецких ученых (В. Хартке, Г. Клаффенбаха, И. Ирмшера, Вельскопфа, Ф. Цукера, К. Блюмеля и др ) по самому широкому кругу вопросов, в том числе и по истории древней Греции, систематически публикуются в периодических изданиях («Das Altertum». «Klio»).
Плодотворные результаты дали проводившиеся на протяжении ряда лет археологические исследования на территории Румынии, Албании и Болгарии. Особенно много в этой области сделано болгарским археологом и историком X. Лановым, исследовавшим греческие города-колонии на западном побережье Черного моря. За последние годы в странах народной демократии появился ряд эпиграфических изданий: греческие надписи, найденные в Болгарии, Г. Михайлова (1956 г.), греческие стихотворные эпитафии В. Пеека в ГДР (1955 г.) и др.
Большое значение для обмена научной информацией и дальнейшего координирования работы между историками-антични-ками, стоящими на позициях марксистской методологии, приобрели международные конференции. Одна из таких конференций, например, была созвана в апреле 1957 г. в Либлице (Чехословакия). В работе этой конференции участвовало свыше пятидесяти ученых из социалистических и несоциалистических стран. Среди обсужденных вопросов был и вопрос о возникновении и характерных чертах эллинского полиса. Этой проблеме, в частности, был посвящен доклад английского ученого Томсона, содокладчиком его был советский ученый Я. А. Ленцман.
Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало принципиально новому периоду в развитии историографии в нашей стране. Перед историками, занимающимися изучением античной эпохи, как и перед всеми советскими историками, встала задача подлинно научной разработки исторического прошлого человечества в свете марксистско-ленинского мировоззрения. Перестройка работы историков, однако, потребовала известного времени. Такие крупные представители русской дореволюционной науки, как В. П. Бузескул и С. А. Жебелев, опубликовали предназначенные для широких читательских кругов популярные очерки об античности и современности, археологических открытиях XIX и начала XX в., истории древней Греции и эллинизма, классической археологии, отдельных представителях античной культуры и раннего христианства.
Во всех этих и им подобных работах (Я. М. Кулишера, Б. Л. Богаевского, А. А. Захарова, С. Я. Лурье и др.), издававшихся в годы гражданской войны и послевоенной разрухи, еще чувствуется влияние чуждых марксизму идей и представлений.
Первые попытки трактовать историю древней Греции в свете марксистско-ленинской теории были предприняты А. И. Тюленевым в его книге «Очерки экономической и социальной истории древней Греции» (т. I—III, 1920—1922). Эта книга, с современной точки зрения, далеко еще не свободна от влияния буржуазной науки, что, в частности, проявляется и в использовании ее автором модернизирующей древность терминологии, но на следующий же год после выхода в свет «Очерков» А. И. Тюменев публикует новую работу под характерным заглавием «Существовал ли капитализм в древней Греции?» (1923 г.). В этой работе он решительно отмежевывается от модернизаторских построений буржуазных ученых и подчеркивает рабовладельческий характер общественного строя древних греков. Однако в эти годы влияние модернизаторской теории в советской науке далеко еще не было изжито. Об этом свидетельствует хотя бы такой факт, как появление в печати, спустя три года после опубликования названной выше работы А. И. Тюменева, хрестоматии под типичным модернизаторским заглавием «Феодализм и торговый капитал в античном мире» (1926 г.), составленной В. С. Сергеевым. Не лишена существенных методологических промахов и большая работа С. Я. Лурье «История античной общественной мысли», вышедшая в 1929 г.
Советским ученым в эти годы не хватало еще главного: творческого использования учения классиков марксизма-ленинизма об исторических формациях. К теоретической разработке ряда проблем, связанных с этим учением, советские историки подошли вплотную лишь в начале 30-х годов. В этот период в Академии истории материальной культуры, учрежденной еще в 1920 г. по особому декрету В. И. Ленина, проводится ряд дискуссий. На этих дискуссиях всестороннему обсуждению были подвергнуты такие принципиально важные вопросы, как вопрос о переходе общества от родовой структуры к классовому строю, исторических особенностях рабовладельческой формации, проблеме социальной революции в античном обществе, формах классовой борьбы и др. Однако теоретическая широта обсуждавшихся вопросов привела многих историков к некоторому отрыву от конкретно-исторических исследований, породила увлечение социологизаторством и схематизацией. Это нашло отражение в статьях и работах С. И. Ковалева, А. И. Тюменева, А. В. Мишулина, В. В. Струве, Б. Л. Богаевского, Р. В. Шмидт, К. М. Колобовой и др. Эти статьи публиковались главным образом в «Известиях Академии истории материальной культуры». Впрочем, в это время в тех же изданиях появлялись и насыщенные конкретно-историческим содержанием работы по истории классовой борьбы в античном обществе (А. В. Мишулина, А. К. Бергера, К. М. Колобовой, С. Я. Лурье и др.), античной технике и сельскому хозяйству (сборник «Из истории материального производства античного общества», 1935 г.), публикации источников («Античный способ производства в источниках», 1933 г.) и др.
К середине 30-х годов относится и создание первых общих работ по истории древней Греции: «Истории древних рабовладельческих обществ» А. И. Тюменева (1934 г.), университетского курса лекций по истории Греции С. И. Ковалева (1936 г.), двухтомного коллективного труда по истории Греции, вышедшего в 1936 и 1937 гг. в издании Академии истории материальной культуры (в этом труде приняли участие С. А. Жебелев, Б. Л. Богаевский, А. И. Тюменев, Р. В. Шмидт, К. М. Колобова, С. И. Ковалев, Е. Г. Кагаров), первых изданий учебника по истории древней Греции В. С. Сергеева (1934—1938 гг.) и, наконец, вышедшей в 1940 г. первой части «Истории Греции» С. Я. Лурье. Во всех этих работах история древней Греции излагается в свете марксистско-ленинского учения о развитии общества и исторических формациях с учетом конкретных особенностей рабовладельческой формации. Изложение и освещение исторических событий опираются на фундаментальное изучение источников и нередко новую их интерпретацию.
В настоящее время некоторые из выдвинутых в этих работах положений в ходе дальнейшего изучения античной эпохи признаны ошибочными или устарели и теперь трактуются в советской науке иначе. Так, взгляд Б. Л. Богаевского (в свое время принятый А. И. Тюменевым и С. И. Ковалевым) на крито-ми-кенское общество как на общество, еще не дошедшее в своем историческом развитии до классовой структуры, был отвергнут почти всеми советскими учеными еще в 1940 г., т. е. задолго до дешифровки М. Вентрисом и Д. Чэдвиком микенской письменности, которая доказала существование в микенской Греции объединений государственного характера. Не находит теперь сторонников и точка зрения С. И. Ковалева, сложившаяся под влиянием Н. Я. Марра, на древние миграции; С. И. Ковалев отрицал за ними всякое историческое значение, не делая исключений и для таких крупных племенных передвижений, каким было так называемое дорийское вторжение.
На работах по общей истории Греции, опубликованных в 30-х годах, в значительно большей степени, чем на изучении отдельных вопросов, сказалось пагубное влияние процветавшего тогда культа личности. Некоторые историки пытались подкрепить свои, часто в целом правильные взгляды на ход исторического развития древнего мира выхваченными из контекста статей И. В. Сталина фразами. При этом они мало считались с тем, оправдывались ли эти высказывания фактическим материалом. Критика таких построений рассматривалась тогда как прямое посягательство на ревизию основных положений марксистского учения.
Большую роль в разработке ряда важных и интересных вопросов истории древней Греции сыграл специальный научный журнал «Вестник древней истории», который начал выходить с 1937 г. Основание этого журнала неразрывно связано с тремя именами: первого его редактора А. С. Сванидзе и московских ученых А. В. Мишулина и А. Б. Рановича. «Вестник древней истории» превращается в центр, объединивший не только историков Москвы и Ленинграда, но и специалистов по древней истории из других городов Советского Союза. На страницах журнала стали публиковаться и работы некоторых прогрессивных иностранных ученых.
В годы Великой Отечественной войны резко сократилось число опубликованных работ по древней истории, приостановилось издание «Вестника древней истории», советская историческая наука потеряла немало своих выдающихся представителей, но исследовательская и педагогическая работа историков-античников не прекращалась и в эти тяжелые годы. Продолжали защищаться диссертации и подготовляться к печати труды и исследования по истории древней Греции и эллинизма. Поэтому сразу же после окончания войны работа по дальнейшему изучению античной эпохи развернулась в Советском Союзе в несравненно более крупных масштабах, чем раньше.
За время, истекшее после окончания войны, было опубликовано много монографий, посвященных социальной, экономической, политической и культурной истории отдельных греческих и эллинистических государств и целых стран или частей эллинского мира в классическое, эллинистическое и римское время, отдельным представителям античной культуры, а также наиболее актуальным научным проблемам, приковавшим в послевоенные годы внимание мировой науки.
История античных городов Юго-Восточного Причерноморья — Синопы, Амиса, Трапезунда и их взаимоотношений с местными племенами излагается, например, в монографическом исследовании М. И. Максимовой, изданном в 1956 г. Автор опирается на комплекс литературных, документальных, археологических и нумизматических данных. История городов, основанных греческими колонистами на западном побережье Черного моря, освещается на основании сохранившихся о них сведений в книге Т. В. Блаватской (издана в 1952 г.); история Византия в классическое и эллинистическое время — в изданной в 1953 г. книге В. П. Невской; история Македонии от времен первобытного строя и до конца IV в. до н. э.— в книге А. С. Шофмана, опубликованной в 1960 г. в Казани; история Родоса раннего времени — в изданном в 1951 г. исследовании К. М. Колобовой; ею же в 1961 г. издана заслуживающая внимания книга «Древний город Афины и его памятники», в которой наиболее важные и интересные памятники афинского искусства и архитектуры рассматриваются в тесной связи с историей одного из самых значительных полисов античной Греции.
Эллинистическая эпоха освещается в нескольких работах советских ученых. В 1950 г., уже после смерти ее автора, была опубликована книга А. Б. Рановича «Эллинизм и его историческая роль». Автор выясняет причины упадка эллинских полисов в IV в. до н. э., вскрывает характер последующей греко-македонской экспансии на восток, определяет основные социально-экономические и политические особенности эллинистических государств — царства Селевкидов, эллинистического Египта,— характеризует историческую жизнь Греции и Македонии в эллинистическое время. Заканчивается книга кратким обзором эллинистической культуры.
К работе А. Б. Рановича примыкает монография О. В. Кудрявцева «Римские провинции Балканского полуострова» (1955 г.). В центре внимания автора — вопрос о кризисе эллинского полиса, продолжавшего обостряться в послеэллинистическое, римское время. О. В. Кудрявцев связывает этот кризис прежде всего с процессом обезземеливания значительного числа граждан полисов и концентрацией земли в руках немногих.
Исторические судьбы Греции, Македонии и стран Малой и Передней Азии в послеэллинистическое время прослеживаются также в другой работе А. Б. Рановича «Восточные провинция Римской империи в I—III вв.» (1949 г.).
Подробному анализу земельных отношений и социальной структуры эллинистического Египта II—I вв. до н. э. посвящена большая монография К. К. Зельина, вышедшая в свет в 1960 г. Особое место в ней отведено товарному производству в Египте и других эллинистических странах и выяснению роли этого производства в развитии рабовладельческих отношений.
Живой интерес советских ученых вызвало открытие методов дешифровки микенской письменности. Было опубликовано несколько статей по этому вопросу, а в 1957 г. вышла в свет специально посвященная этой проблеме монография С. Я. Лурье «Язык и культура микенской Греции». Основываясь на своем в значительной мере оригинальном чтении текстов, С. Я. Лурье-в первой части книги устанавливает ряд грамматических, фонетических и морфологических особенностей языка микенских надписей. Во второй части монографии автор дает обстоятельную характеристику микенского социально-экономического и политического строя и микенской культуры.
Особенно значительны успехи советских ученых в изучении Северного Причерноморья античной эпохи. Систематические раскопки многих античных и местных поселений и погребений на побережьях Черного моря и в прилегающей к ним степной полосе ввели в научный оборот огромный новый материал. Результаты этих раскопок и археологических исследований постоянно публиковались в особых изданиях: «Кратких сообщениях» Института археологии, «Советской археологии», изданиях Украинской академии наук, эпизодически выходящих тематическими выпусками «Материалах и исследованиях по археологии СССР».
Тематика вышедших за последние полтора десятилетия монографий по Северному Причерноморью весьма разнообразна. Такие работы, как «Боспорское царство» В Ф. Гайдукевича (1949 г.), «Херсонес» Г. Д. Белова (1948 г.), «Танаис» Т. Н. Книпович (1949 г.) и другие, содержат систематическое изложение истории отдельных северочерноморских государств и городов, основанное на комплексном использовании всех имеющихся о них сведений. В других работах, например «Очерках по истории Северного Причерноморья» Д. П. Каллистова (1949 г.), освещается проблема взаимоотношений местных племен с городами-колониями греков и Боспорским царством, в «Херсонесских этюдах» А. И. Тюменева тот же вопрос ставится по отношению к Херсонесу.
Некоторые исследования посвящены определенным периодам или отдельным сторонам экономической, социальной, политической или культурной жизни северочерноморских государств и местных племен или племенных объединений. К ним относятся «Очерки политической истории Боспора V—IV вв. до н. э.» Т. В. Блаватской (1959 г.), в которых автор основное внимание уделяет внешней политике Боспорского государства; «Северное Причерноморье и Рим на рубеже нашей эры» Е. С. Голубцовой (1951 г.), посвященное взаимоотношениям северочерноморских государств с Римской империей. История северочерноморского земледелия излагается в монографии В. Д. Блаватского «Земледелие в античных государствах Северного Причерноморья» (19.53 г.) и работе С. Ф. Стржелецкого «Клеры Херсонеса Таврического» (1961 г.), история военного дела — в очерках В. Д. Блаватского, изданных в 1954 г. Вопросы северочерноморской нумизматики — одного из важнейших источников политической и экономической истории Северного Причерноморья — освещаются в фундаментальном труде самого крупного советского нумизмата А. Н. Зографа «Античные монеты» (1951 г.) и содержательной и интересной работе Д. Б. Шелова «Монегное дело Боспора VI— II вв. до н. э.» (1956 г.).
История материальной культуры Северного Причерноморья представлена многочисленными работами и исследованиями, публиковавшимися глазным образом в «Материалах и исследованиях по археологии СССР». Среди этих работ особенно фундаментален труд И. Б. Зеест «Керамическая тара Боспора» (I960 г.), в котором собран и систематизирован огромный материал. Содержащиеся в этих исследованиях данные частично обобщены в коллективном труде «Античные города Северного Причерноморья», вышедшем под редакцией В. Ф. Гайдукевича и М. И. Максимовой в 1955 г., и книге В. Д. Блаватского «Античная археология Северного Причерноморья», вышедшей в 1961 г.
Искусству Северного Причерноморья посвящены монографии В. Д. Блазатского «Искусство Северного Причерноморья» (1947 г.), А. П. Ивановой «Искусство античных городов Северного Причерноморья» (1953 г.) и «Скульптура и живопись Боспора» (1961 г.), М. М. Кобылиной«Терракотовые статуэтки Боспора и Фанагории» (1961 г.) и др.
К этим работам следует добавить исследования, специально посвященные местному, коренному населению причерноморских степей: «Каменское городище на Днепре» Б. Н. Гракова (1954 г.), в котором содержится и особый очерк по истории скифов; «Борьба племен Северного Причерноморья с Римом в III в.» А. М. Ременникова; работы М. И. Артамонова «Вопросы истории скифов в советской науке» (1947 г.), «Общественный строй скифов» (1947 г.), «Скифское царство в Крыму» (1948 г.), «Этнография Скифии» (1949 г.) и др. Литературные и эпиграфические источники по Северному Причерноморью публиковались в приложениях к «Вестнику древней истории» и в других периодических и эпизодических изданиях, а также в особых работах, например «Греческих граффити древних городов Северного Причерноморья» И. И. Толстого (1953 г.), «Сарматских знаках Северного Причерноморья» Э. И. Соломоник (1950 г.) и др.
Особое место в научной литературе по Северному Причерноморью занимает изданный в 1953 г. сборник работ С. А. Жебелева под заглавием «Северное Причерноморье». В нем собраны написанные в разные годы исследования по этой тематике, которые продолжают пользоваться огромным авторитетом в советской науке.
Из монографий, посвященных другим проблемам истории древней Греции, в частности источниковедческим и проблемам истории культуры, следует назвать монографию А. И. Доватура «Повествовательный и научный стиль Геродота» (1957 г.), вызвавшую большой интерес. В этом исследовании убедительно доказывается тесная связь между повествовательной прозой Геродота и документальным материалом его времени, что открывает новые перспективы в использовании трудов этого автора, как важнейшего литературного источника по истории V в. до н. э. Геродоту посвящена и особая монография С. Я. Лурье, вышедшая в 1947 г. Им же написан очерк об Архимеде (1947 г.) и «Очерки по истории античной науки» (1947 г.), охватывающие период от первых представителей греческой натурфилософии до Платона включительно. Несомненный интерес вызывает также исследование С. И. Соболевского «Аристофан и его время» (1957 г.), в котором автор уделяет большое внимание образам рабов в комедиях Аристофана, и работа А. Ф. Лосева «Античная мифология в ее историческом развитии» (1957 г.).
Монографии, опубликованные в последние годы, дополняются и развиваются в многочисленных статьях исследовательского характера по самым разнообразным вопросам истории античной Греции и эллинизма. Очень много статей появилось на страницах «Вестника древней истории». Среди них своей научной актуальностью выделяются исследования Я. А. Ленцмана и Э. Л. Казакевич о рабстве в древней Греции. Убедительность содержащихся в этих исследованиях выводов и наблюдений очень выигрывает оттого, что оба автора широко используют приемы терминологического анализа слов, которыми древние греки обозначали различные виды несвободного труда. Очень содержательны также статьи Л. М. Глускиной о роли Дельф в политической и экономической жизни греческого общества VII—VI вв. до н. э., Н. И. Голубцовой по истории Спарты в IV в. до н. э., А. Б. Бергера, Э. Д. Фролова и В. Г. Боруховича о политической идеологии греков.
За последние годы было опубликовано также много переводов произведений античных авторов, выходивших в свет и отдельными изданиями и в приложениях к «Вестнику древней истории».
Все работы советских специалистов по античной истории, и монографии и отдельные небольшие исследования, как правило, проникнуты стремлением изучить историческую жизнь эллинского и эллинистического мира с позиций подлинно научной марксистско-ленинской методологии и в многообразных проявлениях этой жизни уловить действие общих закономерностей, определяющих ход исторического развития человечества. Подобные научные исследования возможны только на базе углубленного, конкретного изучения, а также (если это осуществимо) и комплексного использования литературных, документальных, археологических и нумизматических источников.
Успехи советских ученых в изучении античности нашли отражение и в общих трудах и работах по истории древней Греции обзорного и учебного характера. Среди них прежде всего следует назвать первые два тома «Всемирной истории», изданные Академией наук СССР в 1955 и 1956 гг. В этих томах история древней Греции и эллинистического периода рассматривается под углом зрения закономерного развития всемирно-исторического процесса в целом.
За истекшие полтора десятилетия вышли в свет также второе, дополненное и исправленное издание учебника В. С. Сергеева «История древней Греции» (1948 г.) под редакцией Н. А. Машкина и А. В. Мишулина; два издания (в 1952 и 1956 гг.) «Истории древнего мира» под редакцией Н. М. Никольского, В. Н. Дьякова и С. И. Ковалева; «Древняя Греция» в издании Института истории Академии наук СССР (1956 г.) под редакцией В. В. Струве и Д. П. Каллистова; «Очерки истории древней Греции» (1958 г.)— пособие для учителей К. М. Колобовой и Л. М. Глускиной. Авторы этих трудов стремились изложить социальную, экономическую, политическую и культурную историю древних греков на основе учения классиков марксизма-ленинизма об исторических формациях, критической переработки наследства буржуазной науки, а также широкого использования исследований советских историков и нового фактического материала.