Наслідки грецької колонізації. Розвиток сільського господарства, ремесла і торгівлі
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.
Колонизация оказала большое влияние на все сферы жизни греческого общества. Она содействовала укреплению и развитию рабовладельческого способа производства, окончательному отделению ремесла от сельского хозяйства, расширению обмена между греческими городами. Метрополии установили оживленные торговые отношения с колониями, а через них и с негреческим (варварским) миром. Колонии, особенно в первое время, не могли обойтись без метрополий, а метрополии нуждались в колониях как в рынках сбыта изделий своего ремесла. Раньше всего торговля стала развиваться в малоазийских приморских городах, среди которых первое место занимали ионийские города и особенно Милет. Милет поддерживал интенсивные торговые связи с Пропонтидой, Понтом, Италией (особенно Си-барисом) и Востоком. На Западе первыми торговыми центрами были Эгина, небольшой остров, связывавший западную часть Греции с восточной, Коринф, Сикион и Мегары.
Для развития заморской торговли первостепенное значение имело усовершенствование морского транспорта: постройка относительно больших и быстроходных кораблей, возведение береговых портовых сооружений и т. д. Введение мер (веса и т. п.) и монет свидетельствовало о высоком экономическом уровне греческого общества VIII—VI вв. до н. э. С давних пор в Греции в качестве мерила ценностей пользовались металлическими тонкими и короткими прутьями — оболами и драхмами (шесть оболов), названия которых удержались и в последующее время. Кроме того, во многих греческих городах весовой единицей служил вавилонский талант, делившийся на 60 мин и 3600 шекелей. В наиболее распространенной эгинской системе талант равнялся 37 килограммам, в эвбейской — 26 килограммам. Мерой объема служил медимн, равнявшийся 52 литрам, мерой жидких тел — метрет, составлявший 39 литров.
С VII в. до н. э. в малоазийских городах начинается чеканка монет из сплава золота и серебра, носившего название «электра» а в Греции — главным образом из серебра.
Пионером в этом отношении была Лидия, где монеты чеканились уже в начале VII в.
Заморская торговля способствовала развитию ремесла и ремесленной техники. Значительный прогресс ремесленной техники наблюдается в металлургии. В VII в. уроженец Хиоса Главк изобрел способ паять железо. Производством железных, медных и бронзовых изделий славились города Малой Азии, а также Халкида на Эвбее — «город медных рудников». Потребность в одежде, тканях, цветных материях и предметах домашнего обихода вызвала к жизни ткацкие, красильные, керамические и другие производства.
Центром ткацкого, красильного и металлургического производства был Милет. Милетские шерстяные ткани пользовались широкой известностью. Развитие шерстяного производства невозможно без овцеводства, которое было очень развито в Ми-лете. Большое распространение получили шерстяные ткани, изготовлявшиеся в Мегарах.
Керамическим (гончарным) производством славились Милет, Коринф (коринфские вазы) и Афины.
Увеличившийся спрос на предметы высокой сельскохозяйственной культуры в колониях и в самой Греции обусловил переход от малодоходной культуры хлебных злаков к садово-огородным культурам, разведению винограда, оливковых и фруктовых деревьев, пчеловодству и огородничеству. Из винограда и оливы изготовлялись вино и оливковое масло и вывозились в другие районы. Эксплуатация рабов в сельском хозяйстве становилась выгодным делом. Земельные участки, расположенные в пригородных местностях, вдоль дорог, рек или по берегам морей, приносили солидный доход и вполне оправдывали средства, затраченные на приобретение земли и инвентаря. Улучшилась обработка земли, развивалась сельскохозяйственная техника и изменилось отношение людей к работе.
Гесиод, поэт конца VIII в. до н. э., родом из Беотии, земледелец-крестьянин по происхождению, исполнен высокого уважения к труду, его главное произведение носит характерное для этой эпохи название «Труды и дни». Гесиод дает подробные наставления сельскому хозяину, как лучше всего обрабатывать поле, чтобы извлечь из него максимум дохода. Прежде всего, говорит он, надо тщательно подготовиться к посеву, отобрать хорошие семена, заранее приготовить орудия труда — плуги, бороны, кирки, мотыги, заступы и пр.— и позаботиться об ирригации, т. е. оросительных каналах — без них в древней Греции вообще нельзя было заниматься сельским хозяйством.
За посевом следует жатва. Жатвенная пора — особенно горячее время. В «интересах скорости,— поучает Гесиод,— раздетым жни, если хочешь вовремя совершить свою работу Деметры и желаешь, чтобы все вовремя поспевало и чтобы ты и потом не бродил подобно нищему по дворам, выпрашивая милостыню».
Между жатвой и молотьбой проходило некоторое время, чтобы зерно «высохло и окрепло». Молотили на «хорошо округленном току», находившемся на открытом месте. Молотили быками, которых гоняли по кругу так, как это делается и по сию пору в глухих местах Греции и на Востоке. На гумно складывали в несколько рядов снопы колосьями вместе и по ним гоняли быков. Упоминается также и молотьба цепами. Вымолоченное и тщательно провеянное зерно хранили в особых сосудах в амбарах. Солома шла на корм скоту.
Размельчали зерно в деревянных ступках, окованных железом, или же в каменных ступках. В дальнейшем вместо ступки использовали ручные мельницы.
В помощь сельскому хозяину Гесиод сочинил специальный сельскохозяйственный календарь в стихах, в котором отражены все особенности и приметы погоды, горе и радости, приносимые каждым сезоном.
«Когда на горизонте покажутся рожденные Атласом Плеяды, что случается в мае месяце, то немедленно же начинай жатву, когда же они начинают заходить (ноябрь), то не опаздывай с пахотой. Такой закон для полей».
Строго следи, чтобы вовремя крик журавлиный услышать,
Из облаков с поднебесных высот ежегодно звучащий;
Знак он для сева дает… (Гесиод, Труды и дни, 448—450)
Советы и рассуждения Гесиода носят сугубо практический характер — это перечень средств и методов, с помощью которых можно жить в достатке и избежать бедности. Гесиод — выразитель настроений сельской демократии, зажиточного крестьянства. Поэма «Труды и дни» с начала до конца проникнута одной мыслью: все ценности создаются упорным систематическим трудом.
Обращаясь к своему брату Персу, Гесиод рекомендует ему работать не покладая рук, чтобы избежать голода и бедности. Тогда будет все — богатство, слава, почет, хорошая семья и хорошие друзья:
Помни всегда о завете моем и усердно работай,
Перс, о, потомок богов,— чтобы голод тебя ненавидел,
Чтобы Деметра в прекрасном венке неизменно любила
И наполняла амбары тебе всевозможным припасом.
Голод, тебе говорю я, всегдашний товарищ ленивца.
Боги и люди по праву на тех негодуют, кто праздно
Жизнь проживает, подобно безжальному трутню, который,
Сам не трудяся, работой питается пчел хлопотливых.
Так полюби же дела свои вовремя делать и с рвеньем.
Будут ломиться тогда у тебя от запасов амбары.
Труд человеку стада добывает и всякий достаток.
Если трудиться ты любишь, то будешь гораздо милее
Вечным богам, как и людям: бездельники всякому мерзки (Там же, 298—309).
Таким образом, на первом месте всегда работа, а уже затем, если останется время, и все остальное.
«Не сиди в народном собрании и не слушай споров в суде, пока не запасено достаточно продуктов продовольствия, по крайней мере, на один год», — таковы наставления Гесиода.
Гесиод обращается не к аристократам, а к новым землевладельцам, приходившим на смену старой родовой знати. Наставления Гесиода прежде всего относятся к Беотии, отсталой области Средней Греции, и, следовательно, тем более они приложимы к наиболее развитым областям греческого мира как к метрополиям, так и к колониям.