Вільна праця у Греції
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.
Основной способ производства — рабовладельческий — накладывал отпечаток на все остальные способы производства в античном обществе. Использование рабского труда, однако, не исключало применения свободного труда ни в ремесле, ни тем более в сельском хозяйстве греческих полисов. История античного общества насыщена постоянной борьбой рабского и свободного труда. И, как указывает Маркс, расцвет античных культур падает на тот период, когда свободный труд еще не утратил своего значения. Так, например, было в Афинах в «золотой век» Перикла.
«Как мелкое крестьянское хозяйство, так и независимое ремесленное производство частью образуют базис феодального способа производства, частью же, после его разложения, продолжают существовать наряду с капиталистическим производством. В то же время они образуют экономическую основу классического общества в наиболее цветущую пору его существования, после того как первоначальная восточная общая собственность уже разложилась, а рабство еще не успело овладеть производством в сколько-нибудь значительной степени» (К. Маркс, Капитал,— К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 23, изд. 2. стр. 346, прим. 24). В другом месте Маркс замечает: «Необходимо… принять во внимание, что даже в эпоху низвержения 30 тиранов не насчитывалось и 5000 афинян без земельной собственности» (Там же, стр. 378, прим. 79).
Структура античного общества была гораздо сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Аристотель различает пять основных групп населения полиса: 1) большинство жителей полиса составляют земледельцы, производящие продукты питания; 2) вторая составная часть государства — ремесленники, занимающиеся изготовлением ремесленных изделий, без которых невозможно существование государства; 3) третье место в социальной иерархии принадлежит торговцам, «которые занимаются куплей и продажей, оптовой и розничной торговлей»; 4) четвертую категорию составляют феты, выполняющие сезонные работы или работающие по найму в качестве поденщиков;
5) к пятой категории относятся военные, «существование которых столь же необходимо, как и всех других, упомянутых выше сословий, если только государство не желает подпасть во время войны под чужеземное иго» (Аристотель, Политика, IV, 3, 11). Рабы выделены в особую категорию, поскольку они не принадлежат к гражданской общине.
Свободные земледельцы и ремесленники — плотники, оружейники, сапожники, кузнецы, ткачи, медники, кирпичники, скульпторы и т. д.— по самым различным поводам постоянно упоминаются в литературных источниках и надписях. Ремесленники и крестьяне постоянно фигурируют в комедиях Аристофана.
…По петушечьей утренней песне
Поднимаются все на работу: ткачи, печники, скорняки, мукомолы,
Гончары, маляры, столяры, мастера по слесарно-кузнечному делу.
Обуваются наспех, впотьмах и бегут (Аристофан, Птицы, 489—492).
Большую часть афинской экклесии в V—IV вв., как видно из «Воспоминаний о Сократе» Ксенофонта, составляли свободные ремесленники — кожевники, горшечники, сапожники и т. д. Ремесленные мастерские чаще всего были одновременно мастерскими и лавками, в которых торговал и работал хозяин-мастер с несколькими подмастерьями — рабами и свободными. Хозяевами ремесленных мастерских в Афинах, как и в других греческих торговых центрах, часто бывали метеки. Значительная роль метеков в хозяйственной жизни греческих городов несомненна.
Труд ремесленника не считался почетным для свободного гражданина. Однако еще со времени Солона многие афинские граждане обращались к занятиям ремеслами. В V в. афинское демократическое правительство покровительствовало свободному труду, привлекало афинских граждан к работе по найму на строительстве общественных сооружений. Так, при Перикле число рабов, работавших на крупных общественных постройках, было сокращено до четверти общего числа работников; при постройке храма Эрехфейона рабы также составляли не более четверти всех работников.
В сельском хозяйстве преобладал труд свободных производителей, а труд рабов внедрялся значительно медленнее, чем в ремесленном производстве. Объясняется это тем, что обработка земли, особенно в таких областях с каменистой малоплодородной почвой, как Аттика, требовала большой тщательности и большого внимания при уходе за посевами. Использование малопроизводительного подневольного труда рабов в таких условиях было нерентабельным. Поэтому свободный труд в сельском хозяйстве продолжал оставаться основным во многих областях Греции в течение всего классического периода. Мелкое и среднее крестьянство, обрабатывавшее свои наделы личным трудом или с помощью одного-двух рабов, в классическое время составляло большую часть населения значительного числа греческих полисов. При этом следует подчеркнуть, что независимо от хлебного импорта роль сельского хозяйства в древней Греции была очень велика. В ряде областей земледелие составляло основу хозяйства. В Беотии, Спарте, Арголиде, Фессалии, где почвы характеризовались относительным плодородием, ведущим было производство зерновых культур. В Аттике и других малоплодородных греческих областях в VI—V вв. внедряется и широко практикуется разведение таких культур, как виноград и оливы.
В ряде областей Греции развивалось скотоводство. Там, где были хорошие пастбища — в Фессалии, Эпире,— разводили крупный рогатый скот и лошадей, в горных районах — ослов и мулов, коз и овец.