Sorry, this entry is only available in
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Операция Дипфриз IV
Доставка грузов на полюс и на станцию Берд осуществлялась тяжелыми самолетами «Глобмастер». На Южный полюс нужно было сбросить 451 тонну, на Берд — 522 тонны. Операции по сбросу начались в октябре 1958 года. Однажды, когда самолеты были в воздухе, на Мак-Мёрдо разразилась пурга. Самолеты благополучно приземлились на запасной полосе у станции Халлет.
Через несколько дней после этой пурги «Глобмастер», пере­летавший из Новой Зеландии в Антарктиду, разбился, врезав­шись в склон горы при подлете к станции Халлет. Шесть чело­век погибло.
На спасение было послано пять самолетов, два вездехода и вертолет. Вертолету через сутки удалось спасти семерых чело­век, оставшихся в живых.
12 октября 1958 года на станцию Берд прибыл из Литл-Америки санно-тракторный поезд — пятый с момента создания станции. Он доставил 230 тонн груза.
В связи с ликвидацией Литл-Америки командование опера­циями по снабжению внутриконтинентальных станций решило создать временную промежуточную базу между Литл-Америкой и станцией Берд. Сюда был завезен домик с радиостанцией и установка для добывания водорода. В этом пункте, названном станцией Рокфорд, летом, в период полетов между базой Мак-Мёрдо и Берд, должны были производиться наблюдения за погодой и выпускаться шары-зонды для определения ветра на высотах.
К 13 ноября 1958 года все воздушные операции по снабже­нию внутриконтинентальных станций были закончены, и само­леты вернулись в Новую Зеландию.
Джордж Дюфек руководил операциями в последний раз. Он ушел в отставку. Вместо него был назначен контр-адмирал Дейвид М. Тайри.
31 декабря 1958 года закончился Международный геофизиче­ский год. Но с этой датой не прекратились усилия ученых по изучению природных явлений. Международный геофизический год (МГГ) перешел в Международное геофизическое сотрудни­чество (МГС).
Сотрудничество, дружба, взаимная помощь, обмен научными материалами, обмен учеными между экспедициями разных стран, возникшие в период МГГ в Антарктиде, продолжали развивать­ся. В результате дружного штурма разрешались многие загадки ледяного континента. Они сменились достоверными фактами, научными теориями, получили объяснение и поставлены на свое место в цепи связей процессов, происходящих в природе.
Эти годы вписали много новых имен в книгу истории иссле­дования Антарктики.
В период Международного геофизического года ушли из жизни ветераны, чьи имена чтут все исследователи Антарктики: Ричард Берд, Дуглас Моусон, Хуберт Уилкинс. Они активно участвовали в подготовке Международного геофизического года и в экспедициях, помогали советами.

Сокращение стационарных наблюдений
После окончания МГГ американцы в значительной мере ре­шили сократить объем стационарных наблюдений. Была закры­та Литл-Америка; станция Элсуэрт передана аргентинцам, а станция Уилкс — австралийцам. Объем наблюдений на станциях Амундсен-Скотт и Берд остался примерно таким же.
Станция Мак-Мёрдо по-прежнему являлась базой, с которой военная авиация в весенний сезон производила снабжение внут­риконтинентальных станций. Военные же обеспечивают здесь службу погоды и аэрометеорологические наблюдения.
На американские станции значительная часть специалистов прибывает лишь на летний антарктический сезон. В планах аме­риканских специалистов произошел сдвиг от геофизических ис­следований в сторону геологии, биологии рыб, птиц и тюленей. Особое внимание стало уделяться изучению физиологии и психо­логии человека в антарктических условиях. Для биологических исследований в Мак-Мёрдо создана специальная биологическая научно-исследовательская лаборатория.
В морской группе операции Дипфриз IV участвовало девять кораблей. В конце 1958 года первым вышел в море Росса ледокол «Глетчер», затем ледокол «Стейтен Айленд» и наконец транспорт «Уайандот» и танкер «Неспелей» в сопровождении ле­докола «Нортуинд».
В начале 1959 года весь персонал со станции Литл-Америка был эвакуирован. Ледокол «Эдисто» снял американский персо­нал со станции Элсуэрт. Сюда 3 января 1959 года прибыл ар­гентинский ледокол «Сан-Мартин». Состоялась церемония пере­дачи станции аргентинцам.
Ледокол «Бертон Айленд» в январе 1959 года снял персонал станции Уилкс. Новая смена австралийцев была доставлена на станцию Уилкс на борту «Магга Дан».

Продолжение исследований мощности ледника
Во время похода со станции Элсуэрт в прошлом антаркти­ческом летнем сезоне было установлено, что шельфовый ледник Фильхнера простирается к югу от моря Уэдделла на расстояние до 500 километров. По предварительным данным, площадь лед­ника Фильхнера равна примерно 330 тысячам квадратных кило­метров, в то время как ледника Росса — 540 тысячам квадрат­ных километров.
30 октября 1958 года со станции Элсуэрт отправился в путь исследовательский отряд с намерением пересечь ледник Фильх­нера и дойти до станции Берд. Возглавил этот поход Джон Пир-рит — шотландский гляциолог, поступивший на службу к аме­риканцам.
В пути через каждые 50 километров выполнялись сейсмиче­ские измерения толщины льда и другие попутные наблюдения. Поезд пересек большой ледяной остров, открытый в прошлом походе, и глубокий желоб, простирающийся под шельфовым лед­ником. Основной целью похода было уточнить простирание это­го желоба. Дело в том, что после обнаружения в прошлом сезоне больших глубин под шельфовым ледником Росса и открытия желоба под шельфовым ледником Фильхнера снова возродилась идея о соединении морей Росса и Уэдделла.
По линии маршрута похода граница шельфового ледника была обнаружена вблизи 83° южной широты и 74° западной дол­готы. В этом месте коренное ложе круто поднимается до 1200 метров выше уровня и опускается на 1200 метров ниже уровня моря. Отдельные вершины значительно выступают над поверхностью ледника и достигают 2000—2500 метров над уров­нем моря, в то время как высота поверхности ледника в этом районе колеблется от 1400 до 2200 метров над уровнем моря.
Участники похода утверждают, что этот горный район про­стирается с востока на запад по крайней мере на 130 километров.
Между открытыми горами и станцией Берд подстилающие лед коренные породы повсюду лежат ниже уровня моря. Рельеф подледной поверхности весьма неровный. Наибольшая мощность льда была обнаружена примерно в 120 километрах восточнее станции Берд, где коренные породы лежат ниже уровня моря на 1900 метров.
7 января 1959 года партия Пиррита прибыла на станцию Берд.
8 этот же сезон Пиррит возглавил поход на трех вездеходах со станции Берд к северу для обследования горного хребта Экзекьютив Коммитти (Исполнительного Комитета). Поезд вышел 14 февраля и вернулся на станцию через три недели — 6 марта.
Горы Экзекьютив Коммитти были открыты с самолета аме­риканской экспедицией 1939—1940 года; недалеко от этих гор американцы пролетали в 1947 году в период экспедиции Хайд-жамп. Тогда летчики сообщили, что здесь находится самый вы­сокий пик в Антарктиде, высотой в 6000 метров.
Отряд Пиррита определил точное положение этих гор. Хре­бет простирается примерно на 110 километров с севера на юг и лежит между 76° 20′ и 77° 20′ южной широты. Никакого ги­гантского пика здесь не оказалось. Горы в значительной своей части покрыты снегом и ледниками. Отдельные пики имеют вы­соту не более 4000 метров над уровнем моря.
На поверхности снега в радиусе 8—10 километров были най­дены куски горных пород. Создавалось впечатление, будто об­ломки этих пород разбросаны в результате вулканического из­вержения. Детальное обследование гор не говорило о признаках современной вулканической деятельности. Этот факт пока не объ­яснен.
Джон Пиррит остался научным руководителем станции Берд на вторую зиму, а весной он возглавил поход, продолживший маршрут к северу от этой станции. Отряд вышел в путь 5 но­ября 1959 года. Были детально обследованы горы Экзекьютив Коммитти. От этого горного хребта шесть человек на двух везде­ходах прошли до берега моря Амундсена. Здесь, как сообщается в кратком отчете, они были награждены видом ясного неба и открытой воды насколько мог охватить взор. Поход Пиррита поддерживался с воздуха. Самолет доставлял поезду со стан­ции Берд горючее для вездеходов.
8 февраля 1960 года отряд вернулся на станцию Берд, а че­рез два дня участники похода были доставлены самолетом «Скайтрейн» в Мак-Мёрдо для дальнейшего следования на корабле домой.
Проблема подледного трансантарктического желоба решалась еще двумя партиями.
В конце 1958 года на самолетах был выполнен сейсмический разрез вдоль 130-го западного меридиана между горами Экзе­кьютив Коммитти и Гарольда Берда. На всем профиле, за исклю­чением участков, прилегающих к горным хребтам, коренные породы залегают ниже уровня моря, а лед имеет толщину от 1500 до 2000 метров. Этот разрез показал, что коренные породы лежат значительно ниже уровня моря и что как будто подтвер­ждает предположение о существовании канала, продолжающего­ся со стороны моря Росса. Этот канал заполнен континенталь­ным льдом.
В 1958—1959 году был предпринят поход на трех вездеходах со станции Берд к югу. Поход возглавил сейсмолог Чарлз Бентли. Маршрут проходил по треугольнику, в направлении против часовой стрелки: станция Берд — горы Хорлик — вдоль гор Хорлик на восток до 92-го западного меридиана — станция Берд.
Поход начался 1 ноября 1958 года и закончился 20 января 1959 года. Определения мощности ледника показали, что к югу от станции Берд коренные породы залегают значительно ниже уровня моря, но по мере подхода к горам Хорлик они поднима­ются и возвышаются в виде пиков над поверхностью ледника. Есть основания полагать, что горы Хорлик и Сентинел соеди­няются подледным хребтом, лежащим выше уровня моря.
Обобщая результаты американских походов, выполненных в период МГГ в Западной Антарктиде, исследователи пришли к отрицанию существования подледного желоба между морями Росса и Уэдделла. Вместе с тем получены вполне опреде­ленные данные о том, что между морями Росса и Беллинсгаузена через всю центральную часть Земли Мэри Берд простирается широкий, заполненный льдом желоб, в котором поверхность ко­ренных пород лежит ниже уровня моря. Если снять весь лед, то непрерывный широкий водный канал соединил бы море Росса с морем Беллинсгаузена.
Американские гляциологи на основе рельефа поверхности ледника и коренного ложа Земли Мэри Берд делают вывод о том, что ледяной покров Западной Антарктиды берет свое начало от двух отдельных ледяных куполов, образовавшихся в двух гористых районах: один в районе горного хребта Экзекьютив Коммитти, а другой между горами Хорлик и Сентинел. Па мере расширения этих куполов они соединились, вытеснив воду, заполнявшую между ними широкий пролив. Возможно, что первоначально ледниковые купола соединял находящийся на плаву шельфовый ледник, который затем превратился в современный; ледяной покров, покоящийся на коренном ложе.
Можно ли окончательно утверждать, что между морями Росса и Уэдделла подледный желоб отсутствует? Ясно лишь, что от­сутствует широкий желоб, так как промеры мощности ледника выполнялись через 50—100 километров.
На основе исследований делается еще одно предположение, говорящее не в пользу существования такого желоба. Складча­тые горы Сентинел, Хорлик и Королевы Мод являются продол жением складчатых гор Земли Грейама. И остается еще слабая надежда, что глубокая ложбина под ледником Фильхнера и же­лоб, обнаруженный под западными и южными границами шельфового ледника Фильхнера, могут быть соединены узким жело­бом, разрывающим складчатые горы и антарктический горст Земли Виктории. Но это сумеют решить только детальные про­меры толщины льда в крайних южных районах.
Интересно отметить, что партия Бентли в декабре 1958 года несколько дней посвятила геологическому обследованию гор Хор-лик и нашла здесь окаменелые деревья, ископаемые листья, мор­ские раковины и пласты каменного угля.
Альберт Крери после второй зимовки в Литл-Америке отпра­вился 15 октября 1958 года в весенний поход на запад. Отряд на трех вездеходах «Сноу-Кэт» сначала пошел по шельфовому леднику Росса, параллельно его барьеру, до бухты Скелтон, в районе пролива Мак-Мёрдо. Промерами подтверждено, что в западной части шельфового ледника Росса при подходе к горам имеется глубоководный желоб с глубинами более 1000 метров. Затем поезд поднялся по леднику Скелтон на высокогорное плато и прошел на запад вдоль 78-й параллели до 131-го восточ­ного меридиана.
Высоты снежной поверхности от вершины ледника Скелтон сначала уменьшаются примерно на 150 метров, затем постепен­но увеличиваются и в конечной точке достигают 2850 метров над уровнем моря. Средняя толщина льда на разрезе около 2300 метров. Поверхность коренного ложа лежит на высоте, близ­кой к уровню океана.
В 1959—1960 году американские исследователи совершили большой поход по Земле Виктории до Земли Адели. Отряд под руководством Ван дер Ховена на трех вездеходах поднялся по леднику Скелтона на плато и отсюда направился на юго-запад. В пути через каждые 500 километров поезду сбрасывались бочки с горючим. Не доходя примерно 50 километров до заброшенной французской станции Шарко, отряд повернул прямо на восток — к станции Халлет. Один вездеход пришлось бросить в пути. Продолжая следовать на восток, отряд подошел к горам и начал спускаться по ледникам. Дальнейший путь на изношенных везде­ходах среди трещин был опасен. Летнее время было на исходе. Решили эвакуировать отряд на самолете.
В начале февраля самолет «Скайтрейн» на лыжах выбрал в ледниковой долине, в 300 километрах от станции Халлет, поса­дочную площадку. Самолет здесь приземлился, и летчики вызва­ли наземный отряд к себе. 12 февраля 1960 года самолет, исполь­зуя реактивные ускорители, взлетел и доставил путешественник на станцию Халлет. Вездеходы и снаряжение были брошены.
Сейсмическое зондирование, выполнявшееся через каждые 80—1000 километров маршрута, показало, что толщина ледника на плато в этом районе, по предварительным данным, равна примерно 3000 метров. Высота поверхности снега колебалась от 2700 до 2400 метров. Следовательно, коренные породы лежат здесь ниже уровня моря на 300—600 метров.