Sorry, this entry is only available in
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Операция Дипфриз 60
Операция по снабжению антарктических станций в летний сезон 1959—1960 года была названа «Дипфриз 60». Руководил операцией контр-адмирал Д. Тайри.
В октябре—декабре 1959 года, как и в прежние годы, тяже­лые военные самолеты доставили из Новой Зеландии в Мак-Мёрдо срочные грузы и новую смену военного персонала ан­тарктических баз. Из Мак-Мёрдо осуществлялись многочислен­ные полеты к станциям Берд и Амундсен-Скотт со сбросом гру­зов на парашютах. В этот сезон американцы впервые применили в Антарктиде тяжелый турбовинтовый самолет «Геркулес» С-130 на лыжах. Такой самолет совершил посадку и взлетел у станции Берд. Он перевозит до 15 тонн груза. Для облегчения взлета самолет имеет стартовые ускорители.
В морских операциях принимали участие транспорт «Арнеб», три ледокола и танкер. «Арнеб» проделал два рейса из Новой Зеландии в Антарктиду и, кроме того, осуществил переброску большого количества разных грузов с закрытой станции Литл-Америка V в Мак-Мёрдо.
В конце января 1960 года со вторым рейсом «Арнеба» при­был в Мак-Мёрдо советский гляциолог С. А. Евтеев. Одновре­менно для работы в Пятой советской экспедиции в Мирный прибыл американский гляциолог Г. Дьюарт. В оставшуюся часть летнего сезона Евтеев участвовал в санно-тракторном походе по западной части шельфового ледника Росса.
Интересный факт сообщил новозеландский журнал «Антарк-тик»: в декабре 1959 года американцы на самолете перевезли со станции Уилкс в Мак-Мёрдо пять окольцованных пингвинов Адели. В начале ноября 1960 года двое из этих пингвинов вер­нулись к станции Уилкс и пошли прямо к месту старого гнезда.

Поход ледоколов к полуострову Терстон
Наиболее важным событием этого сезона был поход ледоко­лов «Глетчер» и «Бертон Айленд» к полуострову Терстон. Ко­мандовал походом заместитель Тайри капитан «Глетчера» Мак-Дональд.
Берег Антарктиды в районе морей Амундсена и Беллинсгау­зена оставался почти необследованным. Снимки, сделанные с гидросамолетов в 1948 году во время операции Хайджамп, были случайны и не позволили составить надежных карт. Американ­ские ледоколы и прежде предпринимали попытки проникнуть к неизвестным берегам, но, встречая тяжелые плавучие льды, вы­нуждены были отступать.
На этот раз ледоколы вошли в лед в 80 милях от полуост­рова Терстон. Ледовые условия теперь оказались весьма лег­кими, ледовый пояс был пройден за сутки, и 15 февраля 1960 го­да ледоколы подошли к полуострову в районе мыса Флайинг-Фиш. При помощи вертолетов на берег была высажена партия, которая собрала образны горных пород. На вертолетах амери­канские гидрографы совершили полет к востоку от места стоянки на расстояние примерно в 120 километров. С вертолета было видно, что полуостров Герстон в действительности является гористым островом — вернее, одним из группы островов. Но де­тально заснять этот архипелаг не удалось.
Через несколько часов из моря Беллинсгаузена стал насту­пать лед, быстро закрывая прибрежную полынью. Пришлось срочно снять береговую партию и отступить на запад в море Амундсена. Здесь было обширное пространство чистой воды. Но в машине «Глетчера» произошла авария. Три дня длился ре­монт, и ледоколы стояли вдали от берега. А после ремонта от военного командования последовал приказ прекратить исследо­вательский поход и спешно идти на помощь зажатым во льдах кораблям в бухте Маргерит у Земли Грейама.
В бухте Маргерит, к северу от острова Стоннингтон, судно «Киста Дан», зафрахтованное английской экспедицией, попа­ло в тяжелые льды. Аргентинский ледокол «Генерал Сан-Мар­тин», пытаясь освободить судно английской экспедиции, сам был зажат льдами.
8 марта 1960 года «Глетчер» пробился к «Киста Дан» и вы­вел ее на буксире из льдов. Тем временем южный ветер развел лед, и аргентинский ледокол освободился из ледового плена са­мостоятельно.
Время было позднее, и возвращаться для продолжения работ в морях Амундсена или Беллинсгаузена в этот сезон не имело смысла. Вблизи берегов началось образование молодого льда.

Два похода к Южному полюсу
Антарктической весной, в октябре 1960 года, через Новую Зеландию в Мак-Мёрдо прилетел Альберт Крэри. Он должен был возглавить санно-тракторный поход к Южному полюсу. В походе участвовало восемь человек, из них шесть американ­цев, аргентинец и русский. Русским был гляциолог Свенельд Евтеев, зимовавший на базе Мак-Мёрдо.
10 декабря 1960 года партия вышла из Мак-Мёрдо на трех вездеходах «Сноу-Кэт». Выход на плато поезд совершил по лед­нику Скелтон, по которому впервые прошла партия Хиллари в 1957 году.
Ледник изобилует многочисленными трещинами, перекры­тыми снежными мостами. На этот раз от трещиноискателя Крэри отказался, так как в предыдущих походах он не оправ­дал возлагавшихся на него надежд. Поэтому трещиноватый уча­сток ледника Скелтон был пройден по старому, но более надеж­ному способу: впереди поезда шли два человека, связанные веревкой. При этом передний длинным металлическим шестом прощупывал путь, а идущий сзади страховал его.
При выходе с ледника Скелтон на плато самолеты доставили поезду горючее, продовольствие и взрывчатые материалы для сейсмоакустических измерений толщины льда.
Далее по плато впереди шли два вездехода — один с буро­вым станком, а второй с гляциологической лабораторией и кух­ней. Третий вездеход с сейсмостанцией двигался сзади в пяти километрах. Это позволяло по разности давления, измерявше­гося одновременно на переднем и заднем вездеходах, вычислить превышение поверхности между ними и, следовательно, опреде­лить высоту поверхности по маршруту похода.
Длительных остановок с полным комплексом исследований, включающих определения толщины льда, было двенадцать. Мар­шрут похода на карте выглядит наподобие гигантской латинской буквы «S». В двух местах этот маршрут пересекался с маршру­том трансконтинентального похода Фукса. Выполнено было большое количество гляциологических, гравиметрических и гео­магнитных наблюдений. Крэри сообщил, что по его измерениям в двух точках, совпадающих с местами измерений поезда Фукса, толщина льда оказалась на 900 метров больше, нежели по дан­ным англичан.
12 февраля 1961 года поезд прибыл на станцию Амундсен-Скотт. Отсюда 17 февраля участники похода самолетом были до­ставлены в Мак-Мёрдо, а затем в Новую Зеландию.
Почти одновременно с поездом Крэри со станции Берд на Южный полюс вышла на двух больших тракторах группа воен­ных в 11 человек. Вышли со станции Берд они 8 декабря 1960 года и прибыли на Южный полюс 11 января 1961 года. Проводились ли в этом походе какие-либо научные исследования, неизвестно.
В этот же сезон американские исследователи совершили ис­следовательский поход со станции Берд к северо-востоку, в рай­он берега Эйтса (море Беллинсгаузена). Этот поход возглавил гляциолог Бентли, уже путешествовавший по Земле Мэри Берд. Сведения о результатах этого похода в печати не публикова­лись. В конце сезона группа Бентли была вывезена самолетом. Все транспортное снаряжение было оставлено на берегу Эйтса в точке 73° южной широты и 93° западной долготы. Это место получило название «Лагерь Миннесота». Участники похода были доставлены в Мак-Мёрдо, а оттуда домой.

Операция Дипфриз 61
12 декабря 1960 года в пролив Мак-Мёрдо прибыл ледо­кол «Глетчер». Он доставил на американскую базу ученых и. грузы.
Плавание ледокола в ледовом поясе северной части моря Рос­са было в этом году спокойным. Несмотря на большое количество плавучих льдов, встречены были очень длинные каналы, вытянутые в меридиональном направлении, т. е. по курсу кораб­ля, а не перпендикулярно ему, как было в другие годы.
«Глетчер» пробил канал в припайном льду пролива Мак-Мёрдо до места выгрузки.
Позднее в операциях по доставке груза в Мак-Мёрдо участ­вовали ледоколы «Истуинд» и «Эдисто», транспорты «Джон Р. Таул» и «Гринвилл Виктори» и танкер «Алатна». Транс­порт «Арнеб» производил снабжение станции Халлет.
Ледокол «Стейтен Айленд» в первую половину антаркти­ческого лета должен был плавать в море Росса с океанографиче­ской экспедицией.
В феврале 1961 года «Стейтен Айленд» и «Глетчер» должны были пойти в моря Амундсена и Беллинсгаузена с целью иссле­дования и описи побережья этих морей. Сведений о результатах этого похода пока не поступало.
Как и раньше, американцы оставили на зимовку в проливе Мак-Мёрдо танкер с горючим. Неожиданно в конце марта 1961 года лед взломало, и танкер вместе со льдом унесло. Ледо­кол «Эдисто» искал его в море, но не нашел. Ввиду позднего времени поиски танкера были прекращены.
В лето 1960—1961 года американцы широко применяли «Гер­кулесы» на лыжах для доставки грузов на внутриконтинентальные станции. Применение этих самолетов с посадкой у станций обеспечивает сохранность доставляемых грузов.
Станцию Берд американцы решили перенести на новое ме­сто — вернее, построить ее заново. Дело в том, что строения существующей станции занесло толстым слоем снега, и крыши зданий держались на подпорках из пустых бочек, причем эти бочки сильно деформировались. Летом потолки протекали.
Для новой станции завезено большое количество материалов и вырыты специальные тоннели в толще снега. Американцы пла­нируют установку на своих базах атомных электростанций.

Операция Дипфриз 62
В октябре 1961 года военно-морской отряд под командова­нием контр-адмирала Тайри прибыл на тяжелых самолетах в Мак-Мёрдо и приступил к смене персонала ученых-наблюдате­лей станции Амундсен-Скотт и Берд. Самолетами из Новой Зеландии, а затем и кораблями в Мак-Мёрдо прибыли ученые, которые будут заниматься исследованиями в летний антаркти­ческий сезон 1961 — 1962 года. Наряду с работами в области аэ­рометеорологии, геофизики и гляциологии в этом году большое внимание уделяется биологическим и геологическим исследова­нии в окрестностях Мак-Мёрдо.

Еще одна катастрофа
6 ноября 1961 года с аэродрома Мак-Мёрдо поднялся само­лет «Нептун» и взял курс к советской базе Мирный. Он летел по тому же пути, по которому советский самолет ИЛ-12 под ко­мандованием В. М. Перова в октябре 1958 года возвращался из Мак-Мёрдо в Мирный. На борту американского самолета гео­физик Эдуард Тил выполнял аэромагнитную съемку Антарк­тиды. В тот же день «Нептун» совершил посадку на припае у Мирного. Советские полярники Шестой экспедиции тепло встре­тили американских летчиков, снабдили самолет необходимым ко­личеством бензина. На этом самолете в Мирный был доставлен биолог Мэдисон Праер, который остался на год в Мирном.
8 ноября самолет из Мирного улетел на австралийскую стан­цию Уилкс. 9 ноября 1961 года было получено печальное изве­стие, что самолет при взлете со станции Уилкс врезался в снег и сгорел. Во время этой катастрофы погибло пять человек, ос­тальные четверо получили тяжелые ожоги. В числе погибших был молодой американский ученый Эдуард Тил, прибывший в Антарктиду для научных исследований в пятый раз.