Sorry, this entry is only available in
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Японская станция Сева
Станция Сева была создана в начале 1957 года. В тот год ледокол «Сойя» после высадки зимовочной партии попал в тя­желые льды, и ему оказали помощь советские моряки — «Обь» вывела «Сойю» из льдов залива Лютцов-Хольм.
На следующий год, в начале февраля 1958 года, «Сойя», про­биваясь к станции, поломал винт. На помощь пришел американ­ский ледокол «Бертон Айленд», плававший в это время вдоль берегов Восточной Антарктиды. Американцы с большим трудом вывели японский корабль из льдов. Легкому американскому вер­толету удалось снять с острова 11 зимовщиков. Станция была покинута, так как аварийные запасы, выгруженные при органи­зации станции на айсберг, унесло вместе с айсбергом.
При эвакуации станции было брошено 15 ездовых собак. Этот факт вызвал большое возмущение в японской печати. Раз­личные общества покровительства животным требовали нака­зания исследователей, оставивших собак в Антарктиде. В городе Осака 6 июля 1958 года была воздвигнута статуя из белого мра­мора в память 15 лаек, погибших от голода в Антарктиде.
Известный ученый-геофизик и энергичный полярный иссле­дователь Такеши Нагата развил бурную деятельность по вос­становлению научных исследований в Антарктиде. Он добился того, что японское правительство ассигновало на экспедицию крупную сумму денег. На них купили четыре вертолета и легкий самолет «Бивер»; в состав экспедиции было включено 12 лет­чиков.
Когда в начале января 1959 года первая группа японских полярников прилетела с борта «Сойи» на остров Онгул, их встретили две собаки. Они были в хорошом состоянии и привет­ливо виляли хвостами. Видимо, уцелевшие псы оборвали привя­зи и питались пингвинами и их яйцами.
На станции Сева ведут наблюдения по аэрометеорологии, земному магнетизму, за космическими лучами и полярными сия­ниями.
Станция имеет три щитовых дома, соединенных крытыми пе­реходами. В круглом здании из гофрированного железа разме­стилась электростанция.
Для маршрутных работ в окрестностях станции использу­ются легкие вездеходы.
В октябре 1960 года со станции Сева было получено печаль­ное известие: 10 октября во время пурги специалист по косми­ческим лучам Фукушима вышел покормить собак и обратно не вернулся. Его искали и не нашли. Он исчез бесследно.
В январе 1961 года ледокол «Сойя» доставил новую смену на зимовку. Погода и ледовые условия были очень неблагоприятны Ледокол встал на ледовые якоря примерно в 100 километрах от острова Онгул. Два вертолета за 25 дней перевезли на бере­говую базу дополнительное снаряжение, продовольствие и про­извели смену состава. На зиму 1961 года на станции Сева оста­лось 16 человек. Возглавил зимовочную партию японской экспе­диции М. Мураяма. После смены зимовочного состава японские исследователи с борта ледокола «Сойя» в течение четырех недель проводили океанографические и биологические исследования вдоль кромки плавучих льдов между 50 и 31° восточной долго­ты. В это же время вертолет доставил в два места побережья Земли Эндерби западнее станции Сева группу астрономов, ко­торые произвели определения координат двух наиболее примет­ных пунктов берега.
В начале 1962 года ледокол «Сойя» прибыл к кромке льда к северу от острова Онгул. В феврале 1962 года японцы сняли со станции Сева перезимовавший состав, прекратили стационар­ные наблюдения и законсервировали свою антарктическую базу.
По объявленной программе национальным антарктическим комитетом Японии в ближайшие годы планируется океаногра­фическая и гидробиологическая съемка в антарктических водах вокруг всего континента на учебно-экспедиционном корабле То­кийского университета «Умитакамару», который уже выполнил часть этой съемки между 0 и 90° восточной долготы в 1956 году.

Станция Норвегия на Земле Королевы Мод, переданная южноафриканцам
В течение трех лет норвежские ученые вели непрерывные аэ­рометеорологические и геофизические наблюдения по программе Международного геофизического года. Они совершили много по­ходов в глубь континента с целью изучения геологического строе­ния западного крыла горных массивов Земли Королевы Мод и определения их точного местоположения. Была произведена аэ­рофотосъемка побережья и гор, простирающихся вдали от бе­рега, между 0° и 15° восточной долготы.
В начале 1960 года норвежские ученые передали станцию ученым Южной Африки. На зимовку сюда прибыло десять человек под руководством Г. ля Гранжа — участника транскон­тинентального похода Фукса.
Станция Норвегия находится на леднике, в 40 километрах от барьера на высоте 56 метров от уровня моря. Там имеется большой жилой дом и два дома поменьше: один занят радио­станцией, второй метеорологической станцией. В них также обо­рудованы жилые помещения. Вблизи барьера имеется небольшая вспомогательная база.

Бельгийская станция законсервирована
Бельгийцы позже всех приступили к антарктическим иссле­дованиям. В конце 1957 года к Земле Принцессы Ранхильды подошли два норвежских судна — «Полярхав» и «Полярсиркель», зафрахтованных Бельгийской полярной экспедицией.
Зимовочная база, названная «Король Бодуэн», была создана на шельфовом леднике в 12 километрах от ледяного барьера бух­ты Брейдвик.
На первую зимовку остались 17 человек под руководством Гастона де Жерлаша. Для станции были построены сборнощитовые домики с поперечными металлическими балками, поддер­живающими крышу.
На станции был организован комплекс наблюдений по аэро­метеорологии, земному магнетизму, ионосфере, за космическими лучами и полярными сияниями.
В декабре 1958 года четыре бельгийских полярника выле­тели на одномоторном самолете для проведения топографических и геологических работ в глубине материка, в районе Кристаль­ных гор. Самолет при посадке налетел на ледяной бугор и раз­бился. Люди остались живы, но с весьма ограниченным запасом пищи и без радиосвязи.
Для поисков пропавших без вести со станции дважды пыта­лись пройти к Кристальным горам на вездеходах. Но оба раза поезд встречал зону непроходимых ледниковых трещин. Один вездеход и двое саней провалились и погибли. Использовать для поисков вертолет, имевшийся в распоряжении экспедиции, было невозможно, так как единственный лечтик Де-Линь нахо­дился в числе пропавших.
На помощь вылетел из Мирного самолет под управлением летчика В. М. Перова. Советские летчики после длительных по­исков нашли людей, потерпевших аварию, и 16 декабря 1958 го­да доставили их на базу. Позднее, в 1960 году, бельгийцы одну из вершин к югу от станции назвали горой Виктора Перова.
Следующая, вторая, смена бельгийцев шла в Антарктиду на «Полярхав». В 30 милях от берега в конце декабря 1958 года судно было затерто льдами. Бельгийцы обратились за помощью к американцам. Только 4 февраля 1959 года сюда пришли из моря Росса американские ледоколы «Глетчер» и «Эдисто».
«Глетчер» вывел «Полярхав» на кромку льда и, приняв на борт зимовочную партию со снаряжением, доставил на ледяной барьер бухты Брейдвик.
Для разведки пути к берегу был взят один из трех верто­летов с ледокола «Эдисто». Этот ледокол оставался около «По-лярхава» до возвращения «Глетчера», который отправился за перезимовавшей в Антарктиде партией Жерлаша.
Зимовочную партию 1959 года возглавлял капитан Бастэн. Она состояла из 21 человека, включая одного англичанина, одно­го француза и одного американца.
Кроме продолжения стационарных наблюдений участники зимовки произвели походы в глубь континента, где выполнили геологические и гляциологические исследования.
В январе 1960 года бельгийцы обратились к начальнику Пя­той советской экспедиции Е. С. Короткевичу с просьбой выпол­нить ледовую разведку в районе станции Король Бодуэн, к ко­торой пробивалось через пояс льдов судно «Эрика Дан».
В это время на станции Лазарев находился самолет АИ-2, обеспечивший снабжение полевых баз геологов. Е. С. Короткевич поручил выполнить просьбу бельгийцев командиру само­лета А. Г. Барабанову и начальнику станции Лазарев Л. И. Ду­бровину. Одновременно экипажу самолета было поручено завез­ти на бельгийскую станцию авиабензин, необходимый при пере­летах из Мирного в Лазарев и обратно.
22 января 1960 года ледовая разведка была выполнена, и пос­ле нее самолет сел у бельгийской станции. Советские полярники вручили бельгийцам карту состояния льда на подходах к бухте. Зная распределение льдов, «Эрика Дан» подошла к ледяному барьеру самостоятельно. Третью смену зимовщиков на бельгий­ской станции возглавил майор Дэром.
Во время девятнадцатидневной стоянки судна аэрофотосъемочная группа, возглавляемая Де-Линем и прибывшая на лет­ний сезон, выполняла на одном самолете аэрофотосъемку побе­режья Антарктиды на участке протяженностью 400 километров (от станции Лазарев до бельгийской базы).
В январе 1961 года бельгийская станция из-за отсутствия средств на продолжение работ была законсервирована.