Sorry, this entry is only available in
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

База старта — Шеклтон, база финиша — Скотт
В конце 1956 — начале 1957 года ледокольное судно «Маг-га Дан» доставило экспедицию Вивиена Фукса на станцию Шеклтон.
«Магга Дан» подошла к станции Халли-Бей одновременно с судном «Тоттан». 12 января 1957 года Фукс с Халли-Бей вы летел на самолете на станцию Шеклтон, на следующий день сюда прибыла «Магга Дан».
Разгрузка корабля прошла благополучно. Фуксу помогали зимовщики, сменившиеся на станции Халли-Бей. Они изъявили желание возвратиться на родину на борту «Магга Дан». Ко­рабль покинул рейд станции Шеклтон 25 января 1957 года. На ледяном барьере осталось 16 человек.
Вторая часть экспедиции под руководством Эдмунда Хиллари 3 января 1957 года прибыла на судне «Индевр» в пролив Мак-Мёрдо. Новозеландская группа должна была с этого кон­ца Антарктиды найти путь на плато и создать базы горючего для основной партии Фукса на последнем участке пути между Южным полюсом и Мак-Мёрдо.
В предыдущем году Хиллари с двумя товарищами плавал на «Тероне», где и был разработан окончательный план транс­континентального похода. Тогда же три новозеландца участво­вали в американской экспедиции Дипфриз I, чтобы подыскать подходящее место для новозеландской базы в проливе Мак-Мёрдо.
Хиллари готовился к экспедиции основательно. Южной зи­мой его группа проводила тренировку по вождению тракторов по рыхлому снегу на леднике Тасмана в Новой Зеландии. Лет­чики садились на ледник с грузом на высоте 2000 метров над уровнем моря, при этом был разбит один самолет. В эту же пар­тию была включена самостоятельная группа новозеландских уче­ных для выполнения исследований по программе МГГ. Всего новозеландская партия включала 23 человека.
Место для строительства базы было выбрано на мысе Прам. Здесь новозеландцы быстро собрали шесть больших и два ма­леньких домика. База получила название станции Скотт.
Одновременно со строительством станции начались разве­дочные полеты и походы. Для походов были доставлены 60 со­бак. Их привезли на борту «Киста Дан» со станции Моусон в Австралию, а оттуда на самолете доставили в Новую Зелан­дию к времени отхода «Индевра».
За летний сезон партия Хиллари поднялась на собаках по леднику Скелтон на плато. Летчики на самолете «Бивер» созда­ли два склада с продовольствием и топливом — один у подно­жия ледника, второй на плато.
22 февраля 1957 года «Индевр» отплыл в Новую Зеландию. В конце февраля люди и собаки, находившиеся в походах, были доставлены самолетом на базу.
В апреле, в полярную ночь, новозеландцы на четырех со­бачьих упряжках съездили к старому домику Скотта на мысе Эванс.
«Вокруг дома разбросаны скелеты тюленей. Пол был запол­нен льдом и мусором, — пишет Хиллари. — Очевидно, все по следующие партии, зимовавшие в доме, не заботились о его сохранности».
Позднее, в январе 1958 года, команда «Индевра» очистила домик Скотта на мысе Эванс и привела его в порядок.

Вспомогательная база Южный лед
На базе Шеклтона партия Фукса построила дом, склады и мастерскую. За хребтом Шеклтона в 400 километрах к югу от основной станции была создана вспомогательная база. Самолеты перебросили туда детали сборного домика, радиостанцию, про­довольствие, горючее для отопления и трех человек во главе с гляциологом Листером. Листер зимовал до этого на леднико­вом куполе Гренландии. Там станция называлась Северный лед Станцию на антарктическом куполе Листер назвал Южный лед (Саут-Айс).
Зимой, в полярную ночь, на станции Шеклтон велись регу­лярные аэрометеорологические наблюдения. Все неустанно тру­дились над подготовкой предстоящего похода. Нередко устойчи­вый южный ветер отгонял плавучий лед моря Уэдделла к се­веру, и в пределах видимости была чистая вода. Но как толь­ко стихал ветер, море замерзало. На станции Южный лед ве­лись метеорологические и гляциологические наблюдения.
8 октября 1957 года был совершен первый весенний полет самолета на Южный лед.
В этот же день из Шеклтона вышла наземная партия на че­тырех вездеходах. Она должна была проложить путь на Юж­ный лед и доставить туда запас горючего для предстоящего похода.
Затем самолет перебросил к хребту Шеклтона геологов и три упряжки собак для обследования недавно открытого горного района и отыскания пути для санно-тракторного поезда.
Первый поход на Южный лед проходил в чрезвычайно тя­желых условиях. Расстояние от станции Шеклтон по прямой бы­ло 400 километров. Но, чтобы обойти зоны трещин, приходилось так много делать зигзагов, что путь растянулся на 600 километ­ров. Только 13 ноября вспомогательный поезд прибыл на Юж­ный лед. Отсюда участники похода на самолете вернулись к станции Шеклтон.

Шеклтон — Южный полюс
Основной поход начался 24 ноября 1957 года. В нем участ­вовали три вездехода «Сноу-Кэт», два вездехода «Уизл» и трак­тор. Соседей прибыли проводить аргентинцы со станции Гене­рал Бельграно. На Шеклтоне пока оставались летчики.
Хотя путь уже был проложен, но проходил он все же в труд­ных условиях. Солнечные лучи за это время сильно ослабили снежные мосты над трещинами. Вездеходы часто проваливались, и их приходилось вытаскивать из трещин при помощи специаль­ных лестниц. Ломались траки и выходили из строя моторы. За­пасные части доставлял самолет.
21 декабря путешественники прибыли на станцию Южный лед. 25 декабря поезд отправился далее — к Южному полюсу. Разведку пути вели две собачьи упряжки, шедшие впереди.
27 декабря со станции Шеклтон вылетели на самолете «Би-вер» английские летчики. Станция опустела. Она выполнила свое значение исходной базы и была покинута.. Летчики совер­шили посадку на станции Южный лед и отсюда стартовали в трансконтинентальный полет. Самолет пролетел над поездом и последовал дальше к полюсу. Вскоре он попал в низкую густую облачность. Летчики вынуждены были повернуть обратно. Че­рез семь часов они совершили посадку у заброшенной станции Южный лед. Сюда со станции Элсуэрт американцы на своем самолете доставили горючее. 6 января английские летчики благо­получно завершили свой перелет на базу Скотт, пробыв в воз­духе 11 часов.
Тем временем партия Хиллари, отправившаяся со станции Скотт на вездеходах и собачьих упряжках, поднялась по лед­нику Скелтон на плато и также пошла по направлению к Южно­му полюсу. Наземные операции поддерживались самолетами. На пути новозеландцы создавали базы горючего и продовольствия. Кроме того, геологи и геодезисты на собачьих упряжках совер­шили самостоятельные походы к горам Земли Виктории. Их также поддерживали самолеты, снабжая продовольствием.
При планировании работ предполагалось, что трансконтинен­тальный поезд Фукса встретится с партией Хиллари где-то на пути между Южным полюсом и Мак-Мёрдо.
На самом деле у партии Хиллари дела шли настолько успеш­но, что в то время, когда Фукс только начинал свой основной поход, Хиллари уже почти добрался до Южного полюса. 4 ян­варя 1958 года его партия прибыла на полюс, на американскую станцию Амундсен-Скотт. Таким образом, после Амундсена и Скотта Хиллари был третьим, совершившим наземный переход к полюсу со стороны моря Росса.
С Южного полюса Хиллари послал Фуксу телеграмму, в ко­торой советовал ввиду позднего времени дойти только до полю­са, оставить здесь поезд, вылететь на американском самолете на базу Скотт, перезимовать там, затем с помощью американцев вернуться на полюс и в следующий сезон завершить транскон­тинентальный поход.
Фукс отверг это предложение, предоставив Хиллари свободу действий.
Обмен телеграммами между Фуксом и Хиллари стал достоя­нием корреспондентов, которые не преминули преподнести его в сенсационном духе, как конфликт.
Через несколько дней Хиллари на американском самолете вылетел на базу Скотт, где предпринял меры для увеличения горючего на созданных его партией складах.
Партия Фукса продолжала двигаться к полюсу, производя попутные наблюдения над поверхностью снега и определяя мощ­ность льда. В пути выходили из строя машины; их бросали одну за другой.
17 января 1958 года над остановившимися на отдых англий­скими исследователями на 88° 45′ южной широты пролетел аме­риканский самолет, на борту которого находились Дюфек, Хил­лари и девять репортеров.
20 января поезд прибыл на Южный полюс. Англичан здесь встретили Дюфек, Хиллари, многочисленный штат корреспон­дентов и персонал станции. С полюса собаки были отправлены на базу Скотт самолетом, так как они тормозили скорость про­движения поезда. Хиллари улетел с Дюфеком в Мак-Мёрдо

Южный полюс — Скотт
24 января 1958 года поезд Фукса вышел с полюса к базе Скотт.
Примерно в середине пути, между полюсом и базой Скотт, самолет доставил к поезду Хиллари. Отсюда Хиллари вел пу­тешественников по знакомому пути. 2 марта трансконтиненталь­ный поход был закончен. Поезд прибыл на базу Скотт. Переход длился 99 дней. Самым интересным результатом этого путеше­ствия были измерения толщины льда. До полюса толщина льда определялась примерно через 50 километров, а после полюса — через 80—120 километров. Определения были прекращены перед спуском с ледника Скелтон. Толщина льда в среднем на марш­руте равнялась 1800 метрам, но бывали и значительные откло­нения. Например, в 150 километрах не доходя Южного полюса коренное ложе находилось на глубине 610 метров от поверхно­сти ледника. Рельеф коренного ложа оказался неровным, но всюду на всем маршруте он лежит выше уровня моря, за исклю­чением начального участка — под шельфовым ледником Фильхнера.
В проливе Мак-Мёрдо участников экспедиции ждал «Индевр», который и доставил их в Веллингтон. В Англии Фук­са и его товарищей встретили с триумфом.
К покинутой базе Шеклтон в январе 1958 года пришел «Тоттан». Ценное оборудование, приборы были демонтированы и пе­реданы на станцию Халли-Бей.