Sorry, this entry is only available in
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

До полета Хуберта Уилкинса в декабре 1928 года Землю Грейама считали полуостровом антарктического континента. Основываясь на аэроснимках и личных наблюдениях, Унлкинс пришел к ошибочному заключению, что Землю Грейама разре­зают четыре пролива: Крейн, Кейси, Люраби и Стефансона. Следовательно, по мнению Уилкинса, Земля Грейама является архипелагом.

Экспедиция Джона Римилла
Английская экспедиция Джона Римилла в 1934—1937 годах установила, что фотографии, сделанные с большой высоты, при условиях плохого освещения, ввели Уилкинса в заблуждение. За покрытые льдом проливы были приняты ледники, спускаю­щиеся с высокогорного плато по обе стороны полуострова.
Экспедиция Римилла была первой английской зимовочной антарктической экспедицией после двадцатилетнего перерыва. Для экспедиции была использована старая рыболовная фран­цузская шхуна с дизельным мотором. Судно получило название «Пенола». Команда состояла полностью из научных работников. Только капитан и механик были морскими офицерами и имели хороший опыт плавания на кораблях.
На борт шхуны были взяты небольшой одномоторный само­лет для разведывательных полетов с радиусом полета около 150 миль и 50 собак — канадских лаек.
В конце января 1935 года «Пенола» подошла к группе Ар­гентинских островов у западных берегов Земли Грейама и стала на зимовку в удобной бухте.
На берегу одного из островов был построен дом и ангар для самолета. 28 февраля 1935 года был осуществлен полет с целью разведки пути для предстоящих санных походов и выяснения возможности пересечения Земли Грейама. Центральная часть Земли Грейама представляла собой горную страну с острыми скалистыми вершинами и крутыми склонами.

Съемки западного берега Земли Грейама
Уже в конце зимы, в августе 1935 года, в путь отправились санные партии с обследованием островов и съемкой западного берега Земли Грейама. Были составлены подробные карты части западного берега, изрезанного большими заливами и многочис­ленными островами. Никаких проливов, рассекающих Землю Грейама, в этой части побережья не существовало.
Летом, после освобождения судна из ледового плена, было решено перебазироваться к югу и оттуда вести обследование южных районов Земли Грейама. Вначале «Пенолу» отправили на остров Десепшен. Там была разобрана заброшенная китобой­ная станция, и строительный материал доставили на один из шести островов Дебенема в пункт 68° 08′ южной широты и 67° 05′ западной долготы, где была сооружена новая база, ^мар­та 1936 года «Пенола» ушла к Фолклендским островам.
Со второй базы были предприняты полеты в сторону Земли Грейама. И здесь, на этих широтах, под крылом самолета про­стиралась высокогорная страна с обрывистыми берегами.
В середине антарктической зимы исследователи на собачьих упряжках произвели съемку неизвестной береговой черты Земли Грейама против острова Аделейд.
В августе и сентябре во время полетов был выбран наиболее легкий и безопасный путь по льду через залив Маргерит. Сан­ная партия, отправившаяся впоследствии по этому пути, вышла к северному берегу Земли Александра I и далее по мощному ровному шельфовому льду проследовала на юг до 72° южной широты и 67° западной долготы между Землей Александра I и Землей Грейама. По обоим берегам этого «странного канала», как его называл Римилл, поднимались высокие горы. Геолог Флеминг, участвовавший в санном походе, определил, что берег Земли Александра I в этом месте сложен осадочными породами, в то время как горы берега Земли Грейама представлены извер­женными породами.
Впоследствии санной партией экспедиции Берда в 1939— 1941 годах было установлено, что этот канал, названный Римил-лом именем короля Георга VI, является северным рукавом про­лива, отделяющего Землю Грейама от Земли Александра I. Однако до сих пор неизвестно, лежит ли ложе этого пролива ниже или выше уровня моря, так как он заполнен шельфовым ледником.
Еще в 1908—1910 годах начальник французской экспедиции Ж. Шарко нанес у самой северной оконечности Земли Алек­сандра I небольшой островок и назвал его островом Николая II — по имени российского царя. Пролив между островом и Землей Александра I Шарко назвал в честь известного русского океанографа проливом Шокальского. Во время санного путеше­ствия Римилл в 1936 году установил, что острова Николая II нет, поэтому Римилл мыс Земли Александра I, где Шарко обоз­начил остров, назвал мысом Николая. На советских картах этот мыс сейчас называется мысом Русским, а пространство между Землей Александра I и Землей Грейама — проливом Шокаль­ского; продолжением пролива Шокальского является покрытый шельфовым ледником пролив Короля Георга VI. Правильнее было бы его называть не проливом, а шельфовым ледником.

Первое пересечение Земли Грейама
Повернув обратно вдоль западного берега Земли Грейама, партия Римилла начала восхождение на Землю Грейама немного севернее 70-й параллели.
По глубоким снегам и крутым склонам путешественники пе­ресекли высокогорную землю и вышли к восточным склонам Земли Грейама на широте 70° 40′. Это было первым пересече­нием Земли Грейама в таких южных широтах.
5 января 1937 года партия Римилла благополучно вернулась на базу. В феврале того же года «Пенола» доставила участников экспедиции на родину.
Таким образом, экспедиция Римилла произвела съемку зна­чительных пространств западного побережья Земли Грейама и прилегающих островов, собрала богатые геологические коллек­ции, определила высокогорный характер Земли Грейама и дока­зала, что Земля Грейама — полуостров Антарктиды, а не группа островов.